По данным международной статистики главным виновником несчастных случаев является человек. По различным источникам и для различных отраслей промышленности это 50...90%, несмотря на то, что ему (человеку) присущ инстинкт самосохранения. Так в чем же заключаются побудители, объективные закономерности? К ним можно отнести по М. А. Котику (автору единственной изданной и переизданной в СССР монографии «Психология и безопасность»), но с некоторыми уточнениями, по крайней мере, следующие.
1. C развитием техники опасность ее применения (использования) растет быстрее, чем человеческое противодействие опасности - психологическая реакция на нее, т.е. психологическая неподготовленность.
2. Рост цены ошибки. Раньше: упал с дерева, уронил камень на себя. Теперь: токи высоких напряжений, строительство многоэтажек, гиганты-лайнеры, скоростные трамваи, взрывы газов и пыли и т.п.
3. Адаптация человека к опасности - это тоже отставание развития психики, недооценка реальности и последствий аварий, происходящих из-за нарушений Правил безопасности и нормативных положений по охране труда.
Констатация при расследовании несчастных случаев, что в них виноват сам человек, бессмысленна, так как остается неизвестным, что побудило человека к этому: 1)не знал правил, 2) не было мотивации их выполнять, 3) недооценил опасность, 4) что-то подтолкнуло его на неоправданный риск. Следовательно, необходимо изучение психологии риска человека. Главное в ней не специфика отрасли (летное дело, горные работы, строительство), которой ранее и сейчас занимается большинство специалистов, а выявление общих закономерностей действий человека в условиях возникающей опасности, чтоб сделать их безопасными. Возможность травматизма обусловливается психологией риска человека, психологией его общения в быту, в дороге, на производстве.
Историческим с позиций практической полезности психологии как науки можно назвать 1909 год, когда один из основателей прикладной психологии, автор первых работ по профессиональной пригодности проф. Гарвардского университета Гуго Мюнстенберг получил два письма. В одном из них владелец большой пароходной компании просил разработать психологические методы отбора морских офицеров, которые могли бы в аварийных ситуациях правильно оценивать обстановку. Во втором эксперты трамвайных компаний США просили разработать психологические методы выявления среди вагоновожатых лиц, не способных работать в силу своих индивидуальных качеств.
Профессионального отбора требовали летчики. В период 1-й мировой войны в Англии из-за ошибок пилотов погибло 90% летчиков, 8% - из-за дефектов самолетов и только 2% - в боях.
В течение многих лет в различных отраслях промышленности анализировался травматизм. Наиболее сложными являются условия труда при подземной разработке угля, особенно на шахтах Донбасса. Скорее всего, именно поэтому анализ производился достаточно полно и тщательно, ежегодно и по пятилетиям, издавались (для служебного пользования) обзоры «Состояние и причины производственного травматизма на предприятиях Минуглепрома СССР». На примере этой отрасли покажем как недопустимо долго, а потому в значительной мере упрощенно рассматривалась и учитывалась психология риска, т.е. человек, трудящийся.
В обзорах в том числе анализировался травматизм на действующих шахтах по опасным производственным факторам (ранее они назывались травмирующими факторами): от обвалов и обрушений, на транспортных средствах и подъемных установках, на машинах и механизмах, при внезапных выбросах угля и газа, при взрывах газа и пыли, удушьях и отравлениях, при взрывных работах и обращении с взрывчатыми материалами, электротравматизм.
Только в обзоре травматизма, происшедшего в отрасли за 1989г., впервые появляется подраздел «3.8. Влияние личностных факторов на формирование опасных ситуаций», а в обзоре за 1986-1990годы - подраздел «2.10. Влияние личностных факторов должностных лиц на формирование опасных ситуаций».
В литературе, относящейся к психологии безопасности труда, стал общепринятым термин «межличностные отношения». Думаем, что он не очень удачен из-за неоднозначности толкования понятия личность, ибо, во-первых, не каждый человек может быть назван личностью. Обычно в обществе личностью называют человека, добившегося (достигшего) в избранной им профессии (отрасли труда, науки, искусства) таких результатов, которые превосходят (существенно превосходят) обычные, средние.
Во-вторых, в быту нередко личностью называют какого-то в большей или меньшей степени знакомого, а иногда и незнакомого человека.
В связи с изложенным более предпочтительным кажется термин или понятие «психология общения», чем «межличностные отношения». И тогда вместо понятия «психология безопасности трудовой деятельности человека» может использоваться понятие «психология риска и трудового общения», а вместо личностных качеств, свойств - индивидуальные.
Но анализ, содержащийся в обзоре за 1989г., только в малой степени соответствует названию подраздела, несмотря на констатацию в начале обзора, что изучалось влияние на травматизм «совокупности социально-психологических, психологических, психофизиологических и физиологических свойств, которыми обладают исполнители». Рассмотрение того, рабочие каких специальностей чаше всего попадают в опасную ситуацию, травмируются, в каких выработках и при выполнении каких работ чаще всего возникают опасные ситуации, навряд ли можно отнести к психологии риска. Скорее оно характеризует различную степень сложности - опасности отдельных технологических операций производства.
Отмечается, что в социально-психологическом отношении опасные ситуации формируются в результате а) преднамеренного несоблюдения требований безопасности (35%); б) беспечного отношения к опасности (18%); в) совершения действий, которые для исполнителя не представляют опасности, но опасны для окружающих (12%). При этом ни слова о том, почему так происходит.
Лишь около 60% травмированных рабочих были проинструктированы перед началом работы, но для 40% инструктаж перед началом работы не проводился, а у половины из них последний раз инструктаж проводился более чем за месяц до несчастного случая.
Степень участия должностных лиц в формировании опасных ситуаций оценивалась по тяжести их наказания за происшедший несчастный случай. Думаем, что это очень условный критерий, т.к. наказания нередко субъективны и не вскрывают психологию риска пострадавшего. Представляется заслуживающим внимания вывод о том, что для высшего звена управления (директора, главные инженеры и их заместители) характерно снижение частоты неадекватных действий с возрастом.
В обзоре за I986-I990 годы в развитие положений, содержавшихся в предыдущем обзоре, раскрывается сущность следующих основных понятий, приводящих к формированию опасных ситуаций.
1. «Недисциплинированность» как устойчивое и преднамеренное несоблюдение должностным лицом требований безопасности, норм поведения; нежелание выполнять приказы, указания. Недисциплинированный человек знает правила, может их соблюдать; знает об опасности и ее последствиях. Его психофизические свойства и их состояние в момент неадекватных действий соответствуют требованиям безопасного выполнения работы.
2. «Недооценка значения коллективной безопасности» - это недооценка должностным лицом социального значения строгого соблюдения требований нормативных документов по охране труда для поддержания благоприятного социально-психологического климата в коллективе. Недопонимание того, что от его неадекватных действий могут пострадать другие люди и предприятие, что может сложиться нездоровая психологическая атмосфера, проявляющаяся в напряженности человеческих отношений, в частых конфликтах между членами коллектива.
3. «Непродуманность в принятии решений и совершении действий» означает, что должностное лицо недостаточно глубоко и основательно продумывает вопросы планирования, проектирования, организации, руководства работами и выполнения производственных операций, избегает консультаций, обсуждений и поэтому нередко принимает неадекватные решения.
4. «Психолого-педагогическая некомпетентность» - это недооценка должностным лицом значения педагогической (воспитательной) работы с подчиненными с учетом психологических особенностей человека, воспитательного значения личного примера.
5. «Недооценка социальных факторов» означает, что недостаточно учитывается удовлетворенность социально-бытовыми условиями, соблюдение социальной справедливости при распределении материальных благ, эффективность механизмов социальной защиты, достоверность социально важной информации, действенность социального контроля, качественное профессиональное обучение и своевременность, а также качество переподготовки.
6. «Особенности психофизиологических процессов» заключаются в том, что должностное лицо затрудняется своевременно реагировать на изменения обстановки на производстве, концентрировать внимание на определенном объекте, важном в аспекте безопасности труда, и у него отсутствует устойчивая способность сохранять в сложной обстановке благоприятное психическое состояние. Неадекватные действия, обусловленные этим индивидуальным фактором, возникают потому, что в момент их выполнения его психофизиологические возможности и свойства не отвечают требованиям работы и обстановки.
Констатируется, что влияние на формирование опасных ситуаций индивидуальных свойств («факторов») «недооценка значения коллектив ной безопасности», «недисциплинированность» и «особенности психофизиологических процессов» с увеличением ранга должностного лица уменьшается, а влияние факторов «непродуманность в принятии решений и совершении действий», «психолого-педагогическая некомпетентность» и «недооценка социальных факторов» - увеличивается.
Все изложенные положения, вытекающие из анализа травматизма, имевшего место в угольной промышленности, по нашему мнению, вполне могут быть распространены и на другие отрасли промышленности и сельского хозяйства Украины. Человек всегда остается в среднем человеком своей страны, а не человеком одной и той же отрасли промышленности, сельского хозяйства разных стран. Средний американец - это все-таки, американец, а не американец плюс африканец плюс вьетнамец, разделенные на 3.