Извлечения из уроков и блиц - уроков Х. Маккея и правил-рекомендаций Д. Карнеги

Психология общения, психология риска как практически полезная для безопасности труда наука продолжала развиваться в капиталистических странах. Не следует сомневаться в полезности психологической науки, но должны заметить, если не считать монографии Котика М.А., что рекомендации этой науки нам как «технарям» - представителям технических наук кажутся несколько «размытыми», все-таки общими. Совсем не претендуя на тщательность изучения переводных изданий капиталистического мира, готовы выделить из числа тех, которые удалось прочитать, изучить, книгу Харви Маккея «Как уцелеть среди акул» [4] и 3 книги Дейла Карнеги [5,6]. Этих двух авторов, первый из которых является собственником конвертных фабрик, а второй - выдающимся организатором и преподавателем психологических дисциплин, именем которого в США назван университет, объединяет редкая и своеобразная конкретность психологической науки, основанной на многолетнем опыте.

В монографии Х. Маккея это уроки (их 69) и блиц – уроки (их 19); у Д. Карнеги - это рекомендации, правила.

Своеобразие, определяющее конкретность уроков и блиц - уроков, заключается в том, что в какой-то форме ставится тот или иной, жизненно важный и реальный вопрос, описывается бытовая или производственная ситуация. И нет общих или общего содержания советов о том, как на него надо отвечать, как надо поступать. Есть всего лишь конкретные решения, поступки, которые совершал в таких ситуациях автор, его знакомые, руководители государства, государственные служащие, военачальники, крупные и помельче собственники, врачи, артисты, спортсмены и т.д. и т.п. А как вам поступать в тех сложных производственных и жизненных условиях, которые неизбежно в будущем возникнут? Ответ предельно простой: «Думайте»! Тот огромный фактический материал, который содержат четыре названные монографии и который в каком-то концентрированном виде будет излагаться в дальнейшем, - великолепная основа для продуктивных размышлений.

В предисловии к русскому изданию [4] констатируется, что для занятий бизнесом честно нужно учиться, «нужны квалифицированные преподаватели, а главное - умные и содержательные учебники». И здесь же говорится о том, что книга «раскрывает перед нами огромный арсенал изощренных приемов коммерции и психотехники». И если учесть, что книга была издана в США примерно 20 лет тому назад (у нас в 1991 г.) и что она отражает какой-то уровень развития капитализма, к которому мы доберемся лет через 20-25, то представления о природе деловых отношений бизнесменов тех времен - это ваш завтрашний день, а потому, безусловно, полезны. К сожалению, не только умных, но и просто учебников по психологии безопасности у нас нет, поэтому хоть в какой-то степени этот пробел восполнит наше учебное пособие, не претендующее на высокий уровень умного.

Из опыта выполнения научных исследований, опыта производственной деятельности хорошо известно, что изучение специальной литературы, изучение опыта ведения работ в близких к конкретным, нашим условиям, нередко наталкивает на поиск или принятие правильных решений.

Осмыслив все 88 уроков и блиц - уроков с позиций наших знаний, жизненного и трудового опыта, своеобразия бытовых и трудовых условий современной Украины, решили считать многие из них безусловно полезными. Какая-то часть уроков и блиц - уроков представлена таким образом у Х. Маккея, что первая фраза звучит как заголовок. Иногда похожа на заголовок последняя фраза, а иногда такой фразы совсем нет. В таких случаях приходилось заголовок придумывать на основании анализа содержания урока.

В отдельных случаях вынуждены были уроки комментировать, вспоминать случаи из собственного производственного и жизненного опыта.

Общий результат «переработки» оказался таким, что не всегда удается отделить мысли авторов учебника от мыслей авторов изучаемых книг (в чем греха не видим). Но из-за этого посчитали необходимым сохранить нумерацию уроков и блиц - уроков.

Урок 3. Если вы знаете своего клиента, то это значит, что вы знаете чего он на самом деле хочет: восприятия его как личности, уважения, гарантии заботы, оказания услуг, укрепления в нем чувства собственного достоинства, дружбы, помощи - чем мы, будучи человеческими существами, больше дорожим. В термине клиент содержится что-то специфически торговое. Но в книге Х. Маккея он употребляется в более широком, обобщенном смысле: от сотрудника, соратника, коллеги до буквально покупателя, поэтому мы его и сохранили.

Урок 4. На каждого из сотрудников составил анкету из 66 пунктов, которую периодически пополнял, уточнял. При этом исходил из того, что «тому, кто не умеет ладить с людьми, нельзя заниматься бизнесом, потому что именно люди нас окружают». А в следующем уроке 5 приводятся примеры того, как могут полезно использоваться сведения о дне рождения, совместное обучение в одной и той же школе, сведения о семье, интересах и пр.

Урок 12. Надо знать и быть внимательным к своим клиентам. Доказывает это на примере с директором школы, который, встречая первого сентября новых учеников школы, ласково называл их по именам. И говорил, что родители, заплатившие 5 тыс. долларов за обучение, вечером услышат от своего ребенка, как директор школы лично проявил к нему внимание. За 12 лет директорства финансовые ресурсы школы возросли в 6 раз.

Урок 14. Если вы не ставите перед собой цель, вы ее никогда не достигнете. Фактически процесс этот должен состоять из трех этапов: формулировка цели - разработка плана для ее реализации - оценка времени выполнения плана. Цель не следует представлять только как личную, хотя она совсем не второстепенна, но и как цель организации, предприятия, фирмы и т.п. Например, план компании ИБМ состоит из трех простых элементов: уважение к человеку, кем бы он ни был (клиентом, сотрудником, поставщиком) - стремление к совершенству - превосходное обслуживание клиентов. Цель - это мечта, которая должна осуществляться к точно определенному времени.

Урок 16. Ищите образцы для подражания. Это свойственно не только периоду детства.

Урок 27. Устный договор (в частности, в примере Х. Маккея о сроке найма на работу) нужно ненавязчиво закреплять письменно. Это может быть письмо по пустяковому вопросу, в котором как-то, между прочим, упоминаются как ранее согласованный найм и его сроки.

Урок 34. Люди стремятся получить не только деньги, но и признание, понимание и творческую свободу. Создайте им условия труда, соответствующие не вашим, а их потребностям, - только тогда можно рассчитывать, что они будут работать с максимальной отдачей. Очень интересен в этом отношении пример Харви Маккея с жокеем Уилли, неоднократным победителем скачек. Он настолько давал свободу стремлению лошади быть победительницей, первой, что лошадь просто не замечала, не чувствовала его присутствия - кроме тех случаев, когда в этом появляется необходимость.

Урок 35. Юристы и бухгалтеры могут быть великолепными специалистами, но полагаться на их советы в конкретных деловых обстоятельствах - это все равно, что полагаться на советы, предсказания педикюрш. Отец Маккея говорил: «Не имеет значения, сколько ведер молока ты прольешь, важно не потерять корову».

Урок 36. Одаренный администратор обходит свое предприятие и узнает хорошие новости раньше всех. Выдающийся администратор первым узнает дурные новости. Следует поощрять приток дурных новостей, т.к. если вы этого не сделаете, скверная ситуация ухудшится. Приводится простой пример с директором крупнейшего универмага (универсама), который на девятый этаж здания магазина поднимался не лифтом, а эскалатором универмага, чтоб иметь возможность и обозреть и услышать.

Урок 42.Никто не поверит, что мелочи действительно играют важную роль, если вы сами не покажете, как это важно. Лучшая тактика - личный пример. В связи с доказательством правильности урока приводит два случая из деятельности тренеров американского футбола.

Один из них заключается в том, что тренер не разрешал футболистам посадку в автобус, если планируется поездка в другой город, пока он не осмотрит внешний вид каждого футболиста. Осматривая их, тренер кому-то поправляя галстук, воротничок и проч., говорил, что теперь они выглядят вполне достойно, после чего разрешал посадку в автобус.

Другой тренер, убеждая своих футболистов, что они обязательно станут чемпионами США и что при этом будет исполняться Государственный гимн страны, учил их, как нужно стоять при исполнении гимна.

Урок 44. Думайте! Этот девиз всего из одного слова избрал концерн, которому больше всего подражают в США - ИБМ. Поощряйте это всеми своими действиями, поступками.

А от себя добавим: проявляя при этом находчивость и не забывая о необходимости быть наблюдательным. И в связи с этим два небольших поучительных анекдота на древнейшую тему о супружеской неверности.

Как-то неожиданно муж возвращается домой поздно ночью. Звонит, стучит в дверь, но она заперта изнутри и никто ему не открывает. Мучимый ревнивыми подозрениями, он взламывает дверь и вваливается в квартиру. Его встречают крики жены: «Люди добрые, посмотрите, что он вытворяет - сломал дверь!... Хорошо, что здесь случайно оказался плотник».

Так же неожиданно и поздно ночью возвращается домой муж, но теперь летом и из командировки. Живет он на шестнадцатом этаже и, несмотря на то, что звонит продолжительное время, дверь ему не открывают. А в это время между находящимся в квартире любовником жены - старшим братом того самого Карлсона, который в сказке жил на крыше, и женой состоялся короткий разговор. Жена: «Это муж. Что будем делать?» Любовник: «Не волнуйся. Ты забыла, что я брат Карлсона и у меня брюки-комбинезон с пропеллером». И с этими словами он выпрыгнул в открытое окно. Жена пошла открывать дверь, а, встревоженный муж спрашивает её: «Кто у тебя был?». Жена спокойно ответчает: «Никого». Войдя в комнату, муж теперь уже очень настойчиво повторяет вопрос: «Кто у тебя был?». Все так же спокойно и категорично жена повторяет: «Как видишь, никого!» И тогда муж ехидно спрашивает: «А чьи же это брюки с пропеллером?».

Урок 46. Внимательно относитесь к событиям на других предприятиях и оценивайте их.

С фирмой «Комацу» было договорено, что Маккей посетит цеха фирмы. За несколько дней до намеченного срока представитель фирмы позвонил и поинтересовался, не намерен ли Маккей изменить срок посещения. Ответ был отрицательным, и визит состоялся.

В цехах фирмы оказалась группа рабочих с черными повязками. Маккей поинтересовался, не умер ли кто-то у них из родственников. Ему объяснили, что это бастующие, а их траурные повязки напоминают руководству фирмы о недовольстве рабочих их отношением к требованиям рабочих. Он высоко оценил такую форму забастовки по трем причинам: а) завод продолжает работать, б) рабочие сохранили заработную плату, в) наглядно выражается администрации недовольство на протяжении всего рабочего дня.

Урок 47. Учиться нужно всю жизнь непрерывно и побуждать к этому своих сотрудников. Доказывает правильность положения ссылкой на Артура Рубинштейна, который говорил, что если не будет упражняться один день, только он один заметит ухудшение качества исполнения. Если два дня - заметят критики, три дня - заметят слушатели.

Справедливость урока подтверждает и личный жизненный опыт Маккея. Во время второй мировой войны он решил овладеть китайским языком. Вскоре после ее окончания в Китай была направлена группа американских специалистов, в числе которых был и Харви Маккей. Он оказался первым американцем, который выступил в Китае на китайском языке. Результат? Крупный заказ на конверты, которые изготовлялись фабриками Маккея.

Урок 49. Вашу жизнь портят не те люди, которых вы уволили, а те, которых вы не уволили. Урок этот из-за очевидности в монографии не доказывается, но справедливость его подтверждает как наш жизненный опыт, так и жизненный опыт многочисленных коллег.

Урок 50. Есть ли лучший способ результативно отчитать кого-либо. Такого способа нет. Сам Х. Маккей вызывает провинившегося в кабинет, усаживает в свое кресло и спрашивает: «Что бы Вы сказали будучи на моем месте?» Эффективен такой «разговор» в четырех случаях из пяти.

Урок 51. Не доверяйте рекомендациям суперзвезд. Х. Маккей убежден, что сознательно или подсознательно ни один человек не желает, чтоб его преемник преуспел. Именно поэтому он посоветует на свое место такого человека, который потерпит неудачу.

Тому, кто считает себя незаменимым, следует окунуть палец в чашку с водой и посмотреть, какое отверстие останется после того, как он вынет палец из воды.

Урок 52. Чаще отправляйте своих сотрудников на конференции и тогда вы сможете реже давать им прибавку к жалованью. Объясняет правильность урока тем, что для большинства людей возможность похвастаться имеет не меньшее значение, чем деньги.

Урок 53. Будьте особенно внимательны к клиентам. В офисе Х. Маккея две таблички, подчеркивающие его особое внимание к клиентуре. Одна на двери кабинете: «Если вы знаете, где можно получить для нас новый заказ, заходите». Вторая на столе заседаний: «Наше заседание не должно прерываться..., если только не придет клиент».

Урок 54. У предпринимателей есть нечто общее с хорошими торговыми агентами. И те, и другие способны внушить окружающим чувство уверенности в себе и важность миссии, которую они выполняют. И это ощущение передается всём окружающим.

В книге Х. Маккея наряду с понятием «предприниматель» используется и понятие «менеджер».

Х. Маккей утверждает, что различие между этими двумя типами людей настолько глубоко, что если вы по характеру менеджер, то маловероятно, что станете хорошим предпринимателем, и наоборот. Он считает, что труд менеджера более монотонный - годами решаются однотипные задачи. Преуспевающие предприниматели не переносят монотонность.

Урок 56. Знать, когда не нужно напряженно работать, не менее важно, чем знать, когда именно это нужно.

Владелец огромной сети турбаз (К. Уилсон) встречался в начале учебного года с выпускным классом школы, которую когда-то из-за превратностей судьбы не смог закончить. И им он говорил, что работал всю жизнь только по полдня. Пожалуй, я посоветую и вам поступать так же: работайте по полдня каждый день. А какие именно пол дня, это уже неважно... первые двенадцать часов или вторые двенадцать часов.

Другой предприниматель (К. Карлсон), состояние которого пример но 500 млн. дол., говорил, что первые пять дней недели, с понедельника по пятницу включительно, вы работаете, чтоб не отстать от конкурентов. А вот по субботам и воскресеньям вы стараетесь их обойти. Х. Маккей считает, что многие бы К. Карлсона считали работоголиком, ибо для него работа - не работа. Он увлечен процессом приобретения, а не обладания ими (деньгами).

Но вместе с тем, сам Х. Маккей считает, что паузы для большинства предпринимателей устраивать надо обязательно.

Урок 57. Лучше владеть одним процентом, чем управлять ста процентами чего бы то ни было. Урок сугубо капиталистический и
по-капиталистически объясняется: «Главное - почувствовать себя собственником, а не наемным работником».

Урок 58. Колодец надо копать до того, как вы почувствуете жажду. Мысль и давно известная, и правильная, но своеобразно выражена.

Урок 60. Как пережить свое увольнение. Х. Маккей считает, что если говорить о тяжелых переживаниях, то за исключением того горя, которое причиняет утрата любимого существа, самым травмирующим ударом на жизненном пути для многих из нас является потеря работы. Он вспоминает, что жена У. Черчилля после его смещения сказала:

«Нет худа без добра». На что У. Черчилль ответил: «Если это добро, то его очень хорошо спрятали». Именно на такое отношение ориентирует и Х. Маккей.

Урок 63. Умение нанимать на работу наиболее подходящих людей является величайшим талантом, которым только может обладать менеджер, потому что хорошие люди хорошо работают, а скверные люди работают скверно.

В фирме Х. Маккея разработан десятиэтапный процесс отбора сотрудников. Они не заполняют вакантные места, а ищут способных, обязательных и добросовестных людей. Кратко 10 этапов заключаются в следующем: 1 - собеседование «претендента» с работниками отдела кадров; 2 - собеседование его с шестью - восемью членами администрации фирмы и их письменное мнение; 3 - собеседование Х. Маккея в течение 30 мин.; 4 - собеседование Х. Маккея по телефону тоже 30 мин.; 5 - сбор информации о претенденте Х.Маккеем от внешних источников; 6 - беседа Х. Маккея дома у претендента, в присутствии жены и детей; 7 - общение Х. Маккея с претендентом, женой, детьми в другой обстановке (театр, стадион и пр.); 8 - визиты претендента (кандидата) к двум - трем бизнесменам, хорошим знакомым Х. Маккея; 9 - посещение кандидатом по мнению Х. Маккея Мастера с большой буквы, который есть в городе; 10 - посещение им специалиста по промышленной психологии.

Урок 64. Решающий критерий Х. Маккея при приеме на работу: «Себя спрашиваю, как бы чувствовал, если бы «данный человек» работал на моего конкурента, а не на меня?».

Урок 66. Как лучше всего сэкономить время. Из двадцати трех рекомендаций Х. Маккея с учетом специфики времени и государства можно назвать следующие четыре: 1 - больше времени уделяйте планированию своего времени. Это может быть долгосрочное, месячное, недельное планирование, которое неизбежно корректируется; 2 - всегда записывайте того, с кем говорите - посетитель становится внимательнее, когда разговор взят на заметку; 3 - пусть подчиненные свои соображения и предложения письменно сформулируют в двух фразах. По том вы решите, продолжать ли беседу; 4 - избегайте многословных и назначайте им встречи незадолго до окончания их рабочего дня.

Урок 67. Не выходите из себя и не старайтесь раскаиваться. У Х. Маккея накопилось определенное количество врагов, и он считает, что стыдиться этого не надо. Вспоминает пятилетнюю эпопею с одним уволенным сотрудником, который затем стал применять бесчестные способы. В результате Х. Маккей понес большие потери, чем объект его мести. Надо или простить, или забыть врага. Хоть это и непросто, но, безусловно, по нашему мнению, правильно.

Урок 68. Знай своего врага. Знание не является силой, если оно не используется. Оно не должно быть совершенным, но оно обязательно должно быть доступным. И необходимы, менеджеры, которые умеют успешно использовать эти знания. Мысль эту следует чуть уточнить: не для победы над врагом, а для успешной работы фирмы.

Блиц-урок 1. Нет более мимолетного чувства, чем благодарность. Все мы достигли своего положения благодаря тому, что нам помогали другие. Но при опросах 99,9% людей считают, что их успехи - это результат их деятельности. Есть в человеческой натуре нечто такое, что не желает нести длительное время бремя благодарности. Вот почему, если вы что-то делаете для своих детей, жены, подчиненных, начальства или друзей, обязательно помните: вы будете гораздо счастливее, если станете считать, что сделали это для себя. А затем постарайтесь изо всех сил забыть об этом своем поступке, поскольку тот, для кого вы это сделали, уже давно забыл об этом. Хоть и очень горький, но и очень правильный урок. И примеров тому в нашей родной украинской действительности тьма.

Однако в перечне «неблагодарных» оказались вместе дети, жена и различного рода коллеги. Думаем, что это глубоко ошибочно, т.к. в основе заботы о детях и жене - многовековой природный инстинкт сохранения рода, характерный для всего живого мира. И уж никак не следует ждать от них (детей, жены) или рассчитывать на благодарность. Вы работаете на себя и не за благодарность.

Блиц-урок 2. Это не последняя ваша идея. Мы все думаем одинаково гораздо чаще, чем хотели бы в этом признаться. И если вы натолкнулись на одну удачную идею, то это является весьма хорошим предвестником того, что вам в голову придет еще одна. А может быть, еще и не одна.

Блиц-урок 6. «Для каждого человека самое замечательное - это его собственное я» (Уолт Уитмен). Самоуважение стало чуть ли не научным термином в наши дни. Чем оно выше, тем лучше вы ладите с самим собой, с другими людьми и тем лучших результатов вы достигаете. Смиренность - это наиболее переоцениваемая человеком эмоция.

Оптимизм включает в себя самообман, убеждение в том, что наши способности позволяют преодолевать те препятствия, которые по логике должны были бы оказаться для нас непосильными. Но именно это и требуется, чтоб справиться, с казалось бы, невыполнимым заданием. Оптимизм несравненно более продуктивен, чем духовное смирение. Удавалось ли вам когда-нибудь добиться хорошей работы от пессимиста?

Блиц-урок 7. Плохая память - это фикция. Доказывает это на примере мальчишки, который плохо учился, как думали родители, из-за памяти. Но в разговоре с ним выяснилось, что он знал результаты почти всех футбольных матчей. И резюме: вы можете запомнить все, что угодно..., если только это вам интересно. И еще: даже бледные чернила лучше самой цепкой памяти. Если вы что-то записали, то потом можете это посмотреть. Записывайте совершенно обязательно.

Блиц-урок 8. Всегда помните о том, с чего вы начинали. Это дальнейшее развитие блиц - уроков 1 и 6. Ни один из тех, кто начав с нуля, впоследствии что-то приобрел, не добился этого только личными усилиями. Когда-то кто-то увидел, какими способностями вы обладаете, поддержал вас, посоветовал, помог. Не теряйте связи со своими наставниками. Будьте честны, иначе вы сможете утратить в себе и то, благодаря чему вы стали тем, что вы есть сейчас.

Блиц-урок 10. Обычно бывает полезно хорошо выглядеть, но иногда гораздо выгоднее выглядеть плохо. Доказывается это на примере с бизнесменом США, отдыхавшим зимой на Гавайских островах. На пляже Х. Маккей с ним познакомился и обратил внимание на то, что бизнесмен прячет от солнца лицо. Еще через какое-то время Х. Маккей поинтересовался, почему он это делает. Бизнесмен ответил: «Просто через неделю я должен предстать перед властями нашего штата, у которых прошу предоставить мне крупные субсидии. И я не хотел бы, чтобы они увидели загар на моем лице». Он полагал, что загар на лице зимой не будет способствовать положительному решению.

Блиц-урок 12. Имеет значение не только то, с кем вы знакомы, но и то, при каких обстоятельствах вы завязали это знакомство. Доказывается это очевидное положение в книге, по нашему мнению, не очень удачно, но смысл, конечно, правилен.

Блиц-урок 15. Вы находитесь (приглашены, вызваны) на совещании, где распределяются новые задания. И вновь думайте в том направлении, что первая ваша задача - удовлетворить потребность начальника (хозяина), а не вашу. Поскольку вам все равно надо будет этим заниматься (за это платят), скажите желанное для начальства: «Это я беру на себя». Способность сказать, что вы это сделаете, еще до того, как вы это сделаете, ценится: вы дали своему начальству (хозяину) возможность обрести спокойствие.

Блиц-урок 18. Берегитесь золота. Прелесть наличных денег – это, во-первых, особая специфика США, ибо именно там существуют для финансовых операций почти исключительно карточки, чеки, счета и т.п. Во-вторых, интересно в человеческом плане то, что в период 1933-1975г.г., т.е. сорок два года законом США было запрещено иметь в частном владении золото. Нельзя отнести это государство к «Стране дураков», а столь продолжительный запрет к случайным или необоснованным.

Х. Маккей считает, что золото действует на человека буквально как наркотик: они, обладатели золота, буквально сходят из-за него с ума. Может быть, так, а может быть, и не так. Но что-то коварное, загадочное в этом, нам кажется, есть.

Никак не может быть отнесена к ординарным книга Дейла Карнеги «Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей», изданная в Америке еще в 1936г. (у нас в 1990). В предисловии к русскому изданию говорится о том, что книга содержит набор всяческих правил достижения успеха в жизни. А понятие правил в современных гуманитарных науках претендует на роль, аналогичную той, какую понятие законов играет в науках естественных.

Сам Д. Карнеги, объясняя как была написана книга, говорил о том, что постепенно понял, что еще важнее для людей «было научиться тонкому искусству обращения с людьми при повседневных деловых встречах и личных контактах». И констатирует, что преуспевание в финансовом отношении даже специалистов, занятых в технических отраслях промышленности, примерно на 15% обусловливаются техническими знаниями, а на 85% - умением обращаться с коллегами, т.е. индивидуальными качествами и способностью руководить людьми.

Д. Карнеги в самом начале монографии задается вопросом: «Что такое образование?» Бывший президент Принстонского университета (Дж. Хиббен) на этот вопрос ответил так: «Образование - это умение правильно действовать в любых житейских ситуациях».

Герберт Спенсер: «Великая цель образования - это не знания, а действия». Не зная о мнении Г. Спенсера об образовании давным-давно говорим студентам о том, что только когда-то еще давным-давно Министерство высшего и среднего специального образования СССР твердило, что образование - это приобретение новой, более высокого уровня суммы знаний. Если вы приобретете эти знания, но не будете уметь ими пользоваться, они окажутся для вас тяжелым обременительным грузом.

После смерти миллиардера шотландского происхождения Эндрю Карнеги у него в бумагах нашли план жизни, в котором он предусматривал после достижения годового дохода 50 тыс. долларов в 35 лет поступить в Оксфордский университет для получения системати-ческого образования.

По аналогии с изложением уроков и блиц-уроков по Х. Маккею попытаемся излагать правила Д. Карнеги сначала по главам его книги, разделенной еще и на части, а затем произвольно.

Глава 1. Если хочешь собрать мед, не опрокидывай улей. Под таким полузагадочным названием содержится очень много правильных положений, из которых главное заключается в том, что в 99 случаях из 100 люди ни в чем себя не упрекают, как бы неправы они не были. Человеческой натуре свойственно обвинять кого угодно, только не себя. В целом эти положения вполне перекликаются с содержащимися у Х. Маккея, о которых немного уже говорилось.

Хороший знакомый Д. Карнеги начальник знаменитой тюрьмы США – Синг-Синг, в которой был электрический стул, говорил ему, что только немногие преступники в этой тюрьме считают себя плохими людьми. Они, с их точки зрения, такие же люди, как вы и я. И совсем не бесспорное с нашей точки зрения положение: критика бесполезна потому, что она заставляет человека обороняться и, как правило, стремиться оправдать себя. Критика опасна потому, что наносит удар по его самолюбию. Думаем, что все совсем не так, иначе и сложнее.

По нашему мнению, критика необходима, полезна. Но должна она не уничтожать человека за допущенные промахи, ошибки, просчеты, а вызывая удивление по поводу того, что до таких простых вещей не удалось почему-то додуматься, стимулировать настрой на лучшую сообразительность, принятие правильных решений, ибо это, оказывается, вполне тебе по силам.

Глава. 2. Большой секрет искусства обхождения с людьми заключается в понимании того, что на свете есть только один способ «заставить» человека что-либо сделать: побудить его захотеть это делать и дать ему то, чего он для этого хочет. Венский ученый Фрейд говорил, что в основе всех наших поступков два мотива: сексуальное влечение и желание стать великим. Мы принципиально против постановки сексуального влечения на первое место. Американский философ Джон Дьюги второй мотив назвал лучше, правильнее: желание быть значительным, а Уильям Джеймс тезис этот уточнил, сделал его вполне совершенным: «Глубочайшим свойством человеческой природы является страстное стремление людей быть оцененными по достоинству». Оно является одной из главнейших особенностей, отличающих человека от животного. Своеобразно доказательство этого положения.

Отец Д. Карнеги вполне успешно занимался свиноводством. Грамоты, которые ему присуждались, он помещал в рамки и развешивал в доме как доказательство своей значимости. А свиньи на ферме грамотами не интересовались. Если бы наши предки не имели этого пламенного стремления к собственной значительности, то и не было бы цивилизации. Именно из-за этого стремления Дж. Рокфеллер дал деньги на строительство больницы в бедном Китае, а не в процветающей Америке.

Джордж Вашингтон хотел, чтобы его называли «Ваша светлость, президент Соединенных штатов»; Колумб ходатайствовал о титуле «Адмирал океана и вице-король Индии»; В. Гюго просил переименовать Париж в свою честь, а Шекспир приобрел герб для своего рода и т.д. и т.п.

Менеджер Шваб с годовым окладом 1 млн. дол. (было в США таких всего двое) так объяснял свой высокий оклад. Самое ценное мое качество - умение вызвать у людей энтузиазм и развивать их лучшие качества с помощью признания его достоинства и поощрения их. Я никогда не видел человека, который не работал бы лучше и не проявлял больше старания в обстановке доброжелательности. В атмосфере критики все не так.

Но вновь, «уточняя» Шваба, подчеркнем, что и критика бывает разной в широком диапазоне: от вызывающей противостояние, индеферентность (безразличие) до приводящей к желанию работать добросовестней, изобретательней.

Психологически важный вопрос: в чем разница между признанием достоинств и лестью, где здесь граница? Признание искренне, а лесть лицемерна. Льстить - значит говорить человеку именно то, что он думает о себе. Мы знаем, что лесть - очень высокоэффективное средство вызывать благосклонность начальства. Изворотливые и изобретательные льстецы нередко добиваются успехов, иногда весьма значительных, с помощью этого приема. Знайте и не забывайте об этом как люди, которым могут льстить, и как люди, которые, не дай бог, могут оказаться льстецами.

Эффективность одного из тончайших приемов лести есть в таком анекдоте.

И. В. Сталин собрал совещание наиболее известных работников искусства и культуры. После постановки очередных задач возник непринужденный разговор о том, какие бытовые условия не способствуют проявлению творческих возможностей. Кто-то пожаловался на стесненность домашней обстановки и т. Сталин сказал: «Будет вам квартира». Кто-то посетовал на недостаточную свежесть воздуха в домашних условиях, т. Сталин сказал: «Будет вам дача». Кому-то оказалось сложно добираться в редакционные учреждения, «Будет Вам машина», - сказал т. Сталин. А один из участников совещания пожаловался на то, что написанную т. Сталиным замечательную книгу «Об основах марксизма-ленинизма» невозможно приобрести. Он был бы очень признателен т. Сталину, если бы в подарок получил с автографом эту книгу, которая бы стала для него просто путеводной звездой, озарила бы его творчество. И проситель получил книгу с автографом..., а в качестве приложения дачу и машину.

Глава 3 и другие.

Д. Карнеги любит землянику со сливками и любит рыбалку. Но когда он едет на рыбалку, то думает не о себе, а о том, чего хочет рыба и поэтому берет с собой червей. И задается вопросом, почему бы нам не поступать так же разумно, чтоб привлечь к себе людей.

Все мы заинтересованы в том, чтоб добиться того, чего нам хочется. Поэтому единственный способ на земле повлиять на другого человека - это разобраться в том, чего он хочет и научить его, как достигнуть желаемого. А доказательство этого положения в предельно простом и доходчивом примере.

Сосед Эмерсон толкал, а сын тянул теленка в телятник. Теленок упирался, а когда горничная положила в пасть теленку пальцы, смоченные в молоке, и позволила сосать их, малыш спокойно пошел в телятник.

Каждый поступок, который вы совершили со дня рождения, вы совершили потому, что чего-то хотели для себя. Даже когда вы жертвуете 100 дол. Красному Кресту, то только потому, что чувствуете внутреннее удовлетворение от своего поступка, которое вам дороже 100 дол. Можно к этому добавить, что и милостыня, которой вы одариваете нищего, - не результат сочувствия ему, а результат желания продемонстрировать самому себе свою доброту.

Нью-йоркская телефонная компания изучила, какое слово в переговорах, употребляется чаще всего. В 500 разговорах слово «Я» использовалось 3990 раз, т.е. за один телефонный разговор - 8 раз!

«Стальной король» Эндрю Карнеги еще в детстве стал разводить кроликов. Они размножались так быстро, что кормить их было нечем. Тогда он собрал соседских ребят и сказал, что если они наберут достаточно корма, то он будет называть детенышей их именами. Проблема с кормами была решена.

Позже он задумал продавать стальные рельсы Пенсильванской железной дороге, президентом которой был Эдгар Томсон. Построил огромный сталелитейный завод и назвал его именем Эдг. Томсона - вопрос с продажей рельсов решился.

И правильная мысль: человеку, способному поставить себя на место других людей и понять ход их мыслей, нет необходимости беспокоиться о том, что уготовило для него будущее. Доказывает он её несколькими примерами, в том числе эпизодом с трехлетней девочкой, которую никак не удавалось заставить съесть завтрак, Отец использовал то, что она очень любила копировать маму и предложили ей самой готовить завтрак для троих.

В приготовлении завтрака она настолько нашла путь к самовыражению, что все стало на места: ее не надо было заставлять завтракать.

Из нескольких положений, высказываний, истин, рассыпанных по разным главам разных монографий Д. Карнеги, следует выделить давно известный призыв: улыбайтесь, улыбайтесь и еще раз улыбайтесь.

Собака - это единственное животное, которому не надо работать, чтоб жить. Курица должна нести яйца, корова - давать молоко, канарейка - петь. А собака зарабатывает себе на жизнь тем, что дарит вам только любовь, преданность, т.е. то же самое, что вы своими улыбками знакомым и незнакомым людям.

Заведующий отделом найма одной преуспевающей фирмы говорил:

«Скорее принял бы на работу девушку - продавщицу, не закончившую начальную школу, но обладающую чарующей улыбкой, чем доктора философии с постным лицом».

Китайская пословица гласит: «Человек без улыбки на лице не должен открывать магазин».

Каждого, кто посещал президента США Теодора Рузвельта, поражали масштабность и разносторонность его познаний. Но все было гораздо проще: накануне встречи Рузвельт изучал вопрос, который особенно интересовал гостя. Самый верный путь к сердцу человека - это беседа с ним о том, что он ценит превыше всего.

Владелец одного сталеплавильного завода говорил, что лучший способ добиться, чтоб дело было сделано, - это поощрять соперничество, стремление добиться превосходства. И привел следующий пример.

Как-то он спросил начальника цеха, почему его цех не выполняет задание? Тот ответил, что не знает, хотя и ругает рабочих, и подгоняет, и угрожает увольнением. В цехе он спросил у рабочего, сколько плавок дали сегодня. Тот ответил, что шесть. И эту цифру хозяин мелом написал на полу цеха. Следующая смена поинтересовалась, что означает эта цифра. Ей объяснили. А потом появилась цифра 7,8... 10 - цех стал выполнять задание. И еще Д. Карнеги цитирует владельца известной фирмы: Никогда не видел, чтобы только с помощью такого стимула как жалование, удавалось подобрать или удержать квалифицированные кадры. Я думаю, что главное - это игровой момент. Вот почему так популярны всевозможные спортивные состязания.

Как критиковать, не вызывая при этом возражений - противостояния? Два примера.

Сталелитейный магнат Чарльз Шваб увидел, что несколько рабочих в цехе курят под табличкой «Не курить». Он дал каждому рабочему по сигаре и сказал: Я был бы вам признателен, ребята, если бы вы выкурили их не в цехе.

Владелец огромного универмага во время обхода увидел одинокую покупательницу и в стороне разговаривающих продавцов. Он обслужил покупательницу и передал покупку продавцам, чтоб они ее упаковали.

Давайте людям спасать свой престиж. Великолепный пример. В 1922г. турки изгнали со своей территории греков. Кемаль (главнокомандующий турков) уже в начале переговоров сказал греческим гене ралам, что война - это игра, в которой иногда лучшие люди терпят поражение. Крест неполноценности с греков был как бы снят.

Выражайте людям одобрение по поводу малейшей удачи и отмечайте каждый их успех подобно тому, как собаку за малейший успех гладят и дают кусок мяса. Дрессировщики, циркачи применяют этот прием в течение столетий.

Создавайте людям хорошую репутацию - они будут стараться ее оправдать. И несколько примеров - доказательств.

Приятельница Карнеги наняла служанку и предложила ей выйти на работу в следующий понедельник. После этого позвонила к прежним хозяевам и выяснила, что с девушкой не совсем все в порядке. В следующий понедельник она сказала ей, что звонила прежней хозяйке, которая сказала, что вы честны, надежны, хорошо готовите, ухаживаете за детьми, но неряшливы и не содержите дом в чистоте. Этому я не могу поверить, ибо вы хорошо выглядите, опрятно одеты и т.д. и т.п. Надеюсь, что дом наш будет так же опрятен и чист, как и вы... далее все было о'кей.

Кому-то из знакомых Д. Карнеги служанка-судомойка Мари приносила еду из соседнего отеля и была невзрачна, почти уродлива.
Как-то он сказал ей: «Мари, вы не знаете, какие сокровища скрыты внутри вас». После этого она преобразилась, начала ухаживать за своим телом и лицом, а через 2 месяца объявила, что выходит замуж за повара.

Хозяин крупнейшей типографии Нью-Йорка столкнулся с необходимостью заставить работать механика, который все время жаловался на то, что у него длинный рабочий день, что он перегружен, что ему нужны помощники и т.п. Ему дали личный кабинет с дощечкой «Заведующий отделом обслуживания». Его признали, он обрел чувство собственного достоинства, значимости и больше не жаловался.

Одной миссис доставляли беспокойство соседские ребятишки, в том числе бегавшие по газонам. Просьбы и ругань не помогали. Тогда заводилу сорванцов она наделила особыми полномочиями, назначила своим «детективом» и поручила никого на газоны не пускать. Ее «детектив» разжег костер, накалил прут и угрожал прижечь каждого, кто заберется на газон.

Президент одной из фирм (знакомый Д. Карнеги) говорил, что рядовым человеком легко руководить, если вы пользуетесь у него уважением и если покажете, что уважаете его за какую-либо способность. А начальник тюрьмы Синг-Синг утверждал, что существует только один возможный путь исправления - обращаться с ним так, будто он является почтенным джентльменом.

К каким последствиям может привести беспокойство? Ответ на вопрос содержится в одном историческом примере. Генерал Грант писал в своих мемуарах о гражданской войне Севера и Юга Америки, об одном из дней, когда он отстал от своей армии, чтоб в течение суток передохнуть, примерно следующее. Я провел ночь, опустив ноги в горячую воду» с горчицей и приложив горчичники к запястьям и затылку. На следующий день, когда офицер подошел ко мне с депешей, я все еще страдал от головной боли. Но в тот момент, когда прочел депешу (командующий армии Юга генерал Ли сообщал о готовности сдаться), я выздоровел.

Декан Колумбийского университета 22 года говорил своим студентам, что половина беспокойства в мире вызвана людьми, пытающимися принимать решения до того, как они получат достаточную информацию, обусловливающую эти решения. Если передо мной проблема, которую я должен решить в следующий вторник, то до вторника собираю факты беспристрастно и объективно, даже если они мне не нравятся.

Совладелец и директор крупнейшего издательства США проводил 15 лет совещания как обычно, как все. Но затем резко изменил порядок их проведения. От работников, ставивших обсуждение проблемы, требовалась записка с ответами на четыре вопроса: 1) в чем конкретно заключается проблема; 2) чем вызвана проблема; 3) каковы возможные решения проблемы; 4) какое решение вы предлагаете.

Друг Д. Карнеги, ведущий деятель страховых компаний, рассказывал, что для ответа на третий и четвертый вопросы требовалось изучить факты. Изучая их, он выяснил, что 70% страховых полисов оформлялось при первом посещении клиента и 23% - при втором, т.е. на 7% полисов приходился еще следующий рабочий день или его половина. Такой результат привел его к выводу прекратить посещения после второго визита и тратить это время на выявления перспективных клиентов.

Уинстон Черчилль говорил: «Я слишком занят, чтоб иметь время для беспокойства». А. Пастер: «Душевное спокойствие можно обрести в библиотеке и лабораториях».

«Трудотерапия» - термин, который используется в психиатрии, древне греческие врачи назначали еще за 500 лет до нашей эры.

И в заключение хороший пример о сути и излишестве беспокойства. Когда я перехожу улицу, забочусь, чтоб не попасть под машину, то это не повергает меня в беспокойство. Заботиться - это значит осознавать, в чем наши проблемы и спокойно принимать меры к их раз решению.

Считайтесь с неизбежным. Философ Уильям Джеймс говорил «Примирение с тем, что уже случилось, - первый шаг к преодолению последствий всякого несчастья». А Генри Форд признавался: «Когда я не могу управлять событиями, я предоставляю им самим управлять собой».

Сократу, за 399 лет до н. э. приговоренному к смерти, палач, подавая чашу с ядом, сказал: «Старайся легко принять то, что неизбежно». Платон об этом событии писал: «Он встретил смерть с почти божественным спокойствием и достоинством».

Не пытайтесь пилить опилки. Существует лишь один способ в этом мире извлекать пользу из прошлого - в спокойном анализе прошлых ошибок, чтоб никогда не повторять их в будущем.

Д. Карнеги приводит пример с учителем в школе, который бросил бутылку с молоком в раковину и крикнул ученикам: «Не плачьте из-за разлитого молока. Потерянного не воротишь». Один из учеников, проучившийся в этой школе 4 года, позже говорил, что ничего, кроме этого, у него не осталось в голове.

Д. Карнеги справедливо считает, что «все премудрости жизни в пословицах». Их много в его трех книгах. Но учитывая нашу российско-украинскую специфику, необходимо добавить, что и в анекдотах тоже. Добавление тем более уместно, что в последние несколько лет анекдоты много и хорошо издаются. Совсем чуть-чуть незамысловатых и простеньких примеров студенческих анекдотов. У пожарника по профессии на экзамене в музыкальное училище спросили: «В чем разница между скрипкой и контрабасом?» - «Второй дольше горит». - «Какой ток называется переменным?» - «Который иногда-иногда как долбанет».

Человек ночью в парке на освещенной аллее что-то ищет. Прохожий интересуется: «Что ищете?» - «Ключи, которые потерял среди деревьев». - «Ну, а причем же здесь аллея?» - «Она лучше освещена». Студентка спрашивает у художника: «Вы можете нарисовать меня в обнаженном виде?» - «Да, конечно, но для этого мне надо раздеться».

Какая-то часть пословиц приводилась ранее и еще несколько представляют несомненную полезность: «Не переходи мост, пока не дошел до него», т.е. не создавай себе трудности раньше времени.

Козьма Прутков: «Не всякому человеку даже гусарский мундир к лицу». Марк Аврелий: «Наша жизнь есть то, что мы думаем о ней». Французский философ Монтень: «Человек страдает не столько от того, что происходит, сколько от того, как он оценивает то, что происходит».

Библия: Лучше блюдо зелени и при нем любовь, нежели откормленный бык и при нем ненависть». «Когда вы делаете добро другим, вы в первую очередь делаете добро себе» - Бенджамин Франклин. Китайская пословица: Ароматом роз всегда веет от руки, которая их дарит».

Человек способен и обязан превращать минусы в плюсы. Доказывается тезис следующим примером. Один американец приобрел ферму на земле, на которой, как потом оказалось, ничего не росло, но в громадном количестве жили гремучие змеи. Новый владелец фермы необыкновенно расстроился, но после размышлений решил организовать питомник. И в нем он собирал яд, распродавал кожи, консервированное мясо змей - предприятие необыкновенно процветало. И хорошее резюме: действительно важным является умение извлекать пользу из потерь. «Это требует ума, в этом и заключается разница между умным человеком и дураком».

Хороший совет Карнеги: «Ведите список глупых поступков, которые вы совершаете, и критикуйте себя». Приводит целый перечень выдающихся представителей различных сфер деятельности, которые так поступали.

Некоторые рекомендации по «ремонту» (отдыху) собственного организма.

Многократными экспериментами в США было доказано, что сухопутные войска проявляют большую выносливость, если отдыхают 10 мин в час.

Наше сердце в сутки перегоняет крови по объему равному железнодорожной цистерне. Затрачивается энергия, примерно равная необходимой для погрузки 20 т угля на платформу высотой 0,3 м. Но сердце не работает непрерывно. После каждого сокращения существует период отдыха. При пульсе 70 сердце фактически работает 9 часов, а отдыхает 15.

Многие знаменитости, работая подолгу, спали днем 1 или 2 раза. Отдых - это не ничегонеделание, это ремонт. Генри Форд перед 80-летием сказал: «Я никогда не стою, если есть возможность сесть, и не сижу, если могу лечь».

У врачей- практиков и у врачей - ученых есть очень много, нередко противоречивых, рекомендаций по необходимой продолжительности сна (ремонта!) для людей разных возрастов и профессий. Можем лишь призвать с большим вниманием отнестись к этим рекомендациям, но одновременно не забывать о том, что величина эта сугубо индивидуальна. А потому очень вдумчиво оценивайте её для себя на основании собственных и обязательно некраткосрочных оценок своего физико-психологического состояния. Что касается знаменитостей, то вам в этом отношении они пока не пример для подражания.

И еще один совет от Д. Карнеги и наш. Подыщите себе такое занятие, которое вам по душе, и сделайте так, чтобы оно приносило вам доход. Работа не является работой, если она вам по душе. Непрерывно эволюционируйте и учитесь, даже если на первый взгляд это не имеет никакого отношения к вашему роду занятий. Великолепно подтверждает такой взгляд освоение Х. Маккеем китайского языка, о котором уже говорилось.

Циклы разрушений и перемен в капиталистическом мире, в котором мы вот-вот будем жить, неизбежны и будут обязательным элементом в вашей карьере. Чтоб преуспеть, необходимы навыки общения, устной и письменной речи, выражение своих мыслей энергичное, вежливое и убедительное.

Нельзя ничего достичь, утверждая, что «это нельзя сделать». Успех - это упорство плюс определение цели, плюс сосредоточение усилий.

И с позиций разума, учитывая все сказанное в трудах великих мыслителей, выдающихся работников производства, основываясь на полезности понимания того, что практический опыт - вершина знаний, можно ориентировочно, очень кратко сформулировать требования к студенту, выпускнику вуза следующим образом.

С учетом всех знаний, полученных во время обучения в средней школе и приобретенных за годы последующего обучения в Университете, обязан, во-первых, непрерывно приобретать все новые знания для того, чтобы в дальнейшем думать, думать и думать, думать только творчески, нестандартно, проявляя при этом находчивость, изобретательность во имя решения тех задач, которые будет ставить перед специалистом избранная профессия на конкретном производстве, предприятии, фирме и т.п.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: