Формы и виды электронной коммерции. Организация электронной коммерции. Требования к сервису

Принято выделять четыре направления электронной коммерции [23]:

· бизнес−бизнес (business-to-business, B2B);

· бизнес−потребитель (business-to-consumer, B2C);

· бизнес−администрация (business-to-administration, B2A);

· потребитель−администрация (consumer-to-administration, C2A).

Направление бизнес-бизнес включает себя все уровни информационного взаимодействия между компаниями. При этом используются специальные технологии и стандарты электронного обмена данными, такие как EDI (Electronic Data Interchange).

Сервис данного направления трудно переоценить. Например, дилер получает возможность самостоятельно размещать заказы и следить за ходом их исполнения, работая с базами данных поставщика и, таким образом получая необходимую информацию о запасах продукции на складах. Так же и поставщик, имея подключение к складским базам, может оперативно отслеживать запасы партнера, своевременно их пополняя. И подобные примеры можно найти в любой сфере взаимодействия между компаниями.

В результате произошедшей в начале 90-х годов в России структурной перестройки экономики, были кардинально нарушены экономические связи между предприятиями и их потребителями. Ситуация осложнилась следующими специфическими особенностями российских предприятий:

· расходы на транспортировку чрезвычайно велики из-за того, что предприятия разнесены на огромные расстояния, а коммуникации и транспортные средства характеризуются высокой степенью износа и энергоемкостью;

· многие крупные предприятия, в особенности предприятия военно-промышленного комплекса, частично поменяли ассортимент выпускаемой продукции вследствие снижения объема государственного заказа;

· взаимодействие продавцов и покупателей обеспечивается длинными цепочками посредников.

В2В-проекты предоставляют отечественным предприятиям и их клиентам следующие преимущества [23]:

· в результате функционирования торговой системы реализуется более эффективное ценообразование, чем в случае отдельных сделок, разнесенных во времени и пространстве, когда может возникать монопольное преимущество в результате асимметрии информации;

· реализация механизма быстрого поиска предложений на покупку и продажу оборудования и комплектующих обеспечивает значительное снижение расходов, связанных с этой процедурой, имеющих непроизводственный характер;

· у предприятий появляется возможность осуществлять планирование производства, располагая при этом развернутой картиной рынка, значительно снизив при этом затраты на маркетинговые исследования.

Направление бизнес-потребитель с точки зрения сервиса представляется наиболее перспективным. Его основу составляет электронная розничная торговля. В Интернет работает большое число электронных магазинов, предлагающих широкий спектр товаров и услуг.

Одним из самых популярных бизнесов в Интернет стало создание Интернет-магазина или иначе модель B2C (B2C, business-to-consumer − продажа товаров и услуг частным лицам).

Принципиальная схема работы модели B2C [24]:

1. Через сеть Интернет покупатель при помощи браузера заходит на web-сайт Интернет-магазина. Web-сайт содержит электронную витрину, на которой представлены каталог товаров (с возможностью поиска) и необходимые интерфейсные элементы для ввода регистрационной информации, формирования заказа, проведения платежей через Интернет, оформления доставки, получения информации о компании-продавце и on-line помощи.

2. Регистрация покупателя производится либо при оформлении заказа, либо при входе в магазин. После выбора товара от покупателя требуется заполнить форму, в которой указывается, каким образом будет осуществлена оплата и доставка.

3. По окончании формирования заказа и регистрации вся собранная информация о покупателе поступает из электронной витрины в торговую систему Интернет-магазина.

4. В торговой системе осуществляется проверка наличия затребованного товара на складе, инициируется запрос к платежной системе. При отсутствии товара на складе направляется запрос поставщику, а покупателю сообщается о времени задержки.

5. В том случае, если оплата осуществляется при передаче товара покупателю (курьером или наложенным платежом), необходимо подтверждение факта заказа. Чаще всего это происходит посредством электронной почты или по телефону. При возможности оплаты через Интернет, подключается платежная система.

Одним из главных препятствий широкому распространению электронной коммерции в России, особенно по направлению В2С (потребитель-бизнес), является отсутствие адекватных современных систем безналичного расчета. С 1999 года некоторые российские банки начали предлагать клиентам системы электронных платежей, позволяющие приобретать товары в Интернет-магазинах. В основу таких систем закладывается технология «цифровых наличных» или «электронных кошельков».

Электронный кошелек представляет собой клиентскую программу, позволяющую переводить и получать деньги, хранить их в Интернет-банке, конвертировать, выводить из системы на обычные банковские счета, проводить ряд других операций. В настоящее время с помощью этой технологии расчетов можно купить такие товары и услуги, как доступ в Интернет или услуги компьютерной телефонии, справки о прогнозе погоды, адреса служб знакомств, пейджинговую связь. Технология цифровых наличных имеет высокую степень конфиденциальности информации и защиты от подделок, фальсификаций и копирования.

Бизнес-администрация. Взаимодействие бизнеса и администрации включает деловые связи коммерческих структур с правительственными организациями, начиная от местных властей и заканчивая международными организациям.

К примеру, в последнее время налицо стремление правительств развитых стран и руководства международных организаций активно использовать Интернет для проведения закупок товаров и услуг путем публикации объявлений и результатов заключенных сделок. Нередко коммерческие структуры имеют и возможность направлять свои предложения в электронном виде.

Потребитель-администрация. Это направление наименее развито, однако имеет весьма высокий потенциал, который может быть использован для организации взаимодействия правительства и потребителя, особенно в социальной и налоговой сфере.

В зависимости от рыночной стратегии компании возможны следующие формы предлагаемых ею услуг в Интернет:

· электронная визитная карточка;

· электронный каталог;

· электронный магазин;

· торговые Интернет-системы.

Электронная визитная карточка представляет собой несколько страниц с информацией о компании и ее деятельности. Основная функция подобного сайта − предоставить возможность потенциальному клиенту познакомиться с услугами компании, аналогично обычному бизнес-справочнику или рекламному объявлению.

Более продвинутой услугой информирования клиента является электронный каталог с подробной информацией о товарах и услугах, а часто и с текущими ценами.

Электронный магазин позволяет не только выбрать товар или услуги, но и оформить заказ и совершить покупку через Интернет.

Наконец, торговая Интернет-система объединяет в одно целое Интернет-магазин и традиционный магазин, с общей системой логистики, управления товарными запасами и т. п. Покупки в Интернет-магазинах делают не только частные лица, но и малый бизнес: например, небольшие организации часто покупают конторское оборудование и канцтовары для офиса.

Оснащенность Интернет-магазинов аппаратными и программными средствами ведения бизнеса неодинакова. Некоторые магазины принимают заказы по электронной почте. Другие вообще сообщают лишь номер телефона и почтовый адрес, куда следует направить заказ.

Успех электронной коммерции во многом зависит от того, как поставлен сервис доставки и расчетов. Оплата товаров и услуг, предложенных в Интернете, через традиционные банковские учреждения, принимающие оплату от граждан наличными, может проходить с задержками. Укрепление инфраструктуры электронной коммерции должно сопровождаться наведением порядка в работе структур, осуществляющих доставку и оплату. Формы оплаты в Интернет-торговле могут быть самыми разными: наличными, наложенным платежом при получении товара по почте, банковским переводом, почтовым переводом, пластиковой картой, электронными деньгами (в этом случае магазин и покупатель должны быть зарегистрированы в одной из существующих систем цифровых платежей).

Успех того или иного Интернет-торгового ресурса определяется не только тем, что именно можно там купить, но и тем, насколько наглядно и полно представлены продаваемые предметы. Преимущества Интернет-витрины заключаются в том, что она всегда доступна, к ней можно в любой момент вернуться и внимательно ознакомиться с потребительскими свойствами и изображением предложенного товара.

Ключевой проблемой сервиса торговой Интернет-системы является максимальная простота оформления заказа и платежа. Кроме того, при организации торговой Интернет-системы сайт, на который заходят посетители, должен иметь простые и удобные системы регистрации и поиска. В противном случае у клиентов могут возникнуть проблемы с совершением покупки. Это легко иллюстрируется следующими примерами.

Американские консультанты протестировали один из сайтов и пришли к выводу, что 70 % посетителей не смогли совершить покупку из-за сложных и неудобных систем регистрации и поиска. Спросив владельца сайта, каким образом проверялся на удобство пользования его клиентский интерфейс, консультанты услышали: «Мы попросили оценить сайт наших сотрудников – людей, профессионально связанных с Интернет, знакомых с передовыми технологиями обслуживания клиентов и новейшими веяниями в области веб-дизайна». После того, как были учтены замечания «рядовых» посетителей сайта, уже 80 % пользователей смогли без особых проблем совершить покупку.

Подобным образом были протестированы ведущие сайты, продающие потребителям модную одежду, книги, компакт-диски, электронику и игрушки. Результаты оказались неутешительными для владельцев Интернет-магазинов Америки: 43 % попыток совершить покупку оказались неудачными. Если соотнести эту цифру с объемом покупок в рождественские праздники, то можно посчитать, что электронные магазины мира потеряли сумму не менее $14 млрд.

Среднее соотношение количества посетителей сайта с количеством людей, совершивших на нем покупку, по данным The Boston Consulting Group, одинаково для всего мира и должно составлять 1,8 %. Из этого следует, что при посещаемости торгового сайта в 1000 человек в день его владелец вправе рассчитывать на 18 покупателей. Если их нет – значит, плохо организовано виртуальное торговое пространство и самое время воспользоваться рекомендациями консультантов.

Руководитель должен представлять себе место, которое его компания может занять в сфере электронной коммерции. Если компания производит широкий спектр товаров, от газа и нефти до программного обеспечения или монопродуктовая, то один из возможных сценариев следующий: если компания производит много видов товаров, то имеет смысл создать sell-сайт, который будут использовать покупатели продукции. В качестве примера можно привести компанию Cisco, 84 % продаж которой осуществляются при помощи Интернета.

В случае если у компании очень высокая покупательная способность, она создает buy-сайт. Этот вариант используют такие компании, как General Motors, Ford, Chrysler в США. Их доля в общем объеме бизнеса в США составляет в настоящее время 78 %. Используя возможности Интернета, эти компании способствуют росту эффективности сделок со своими поставщиками.

Альтернатива для остальных компаний − электронные торговые площадки. Компания может не производить большого ассортимента товаров, но обладать достаточно высокой покупательской способностью и стать участником вертикального электронного рынка. А если у нее большой разброс направлений деятельности, таких как, например, транспортные услуги, финансовые услуги или что-то еще, ей необходимо нацеливаться на участие в горизонтальном электронном рынке. В конечном счете, эффективность использования электронной площадки зависит от отрасли, от вида производственной деятельности.

Выводы

1. Электронные системы продаж − компьютерные программы, адаптированные для повышения эффективности продаж.

2. Электронный бизнес (e-бизнес) − преобразование основных бизнес-процессов при помощи Интернет−технологий.

3. Основные формы сервиса в электронной торговле: Интернет-магазины, электронные торговые площадки, электронные аукционы и Интернет-биржи.

4. T-commerce − системы интерактивного кабельного и спутникового телевидения, с помощью которых пользователи не только могут смотреть видеофильмы, но и заказывать различные товары и услуги.

5. Существуют четыре направления электронной коммерции: бизнес−бизнес, бизнес−потребитель, бизнес−администрация, потребитель−администрация.

6. Одним из самых популярных бизнесов в интернете стало создание Интернет-магазина − продажа товаров и услуг частным лицам.

7. В основе систем электронных платежей, позволяющих приобретать товары в Интернет-магазинах лежит технология «цифровых наличных» или «электронных кошельков».

8. Электронная визитнаякарточкапредставляет информацию о компании и ее деятельности.

9. Электронный магазин позволяет не только выбрать товар или услуги, но и оформить заказ и совершить покупку через Интернет.

10. Торговая Интернет-системаобъединяет в одно целое Интернет-магазин и традиционный магазин, с общей системой логистики, управления товарными запасами и т. п.

11. Ключевой проблемой сервиса торговой Интернет-системы является максимальная простота оформления заказа и платежа. Кроме того, при организации торговой Интернет-системы сайт, на который заходят посетители, должен иметь простые и удобные системы регистрации и поиска.

Контрольные вопросы

1. Каковы требования к сайтам Интернет-магазинов?

2. Назовите основные формы сервиса в электронной торговле?

3. Назовите условия и предпосылки для быстрого распространения во всем мире электронного бизнеса.

4. Опишите принципиальную схему работы модели B2C.

5. Какие преимущества дает модель B2B для отечественных предприятий?

6. Что тормозит распространение электронной коммерции в России?

7. Охарактеризуйте направление электронной коммерции бизнес − администрация.

8. Перечислите форм услуг, предлагаемых компанией в Интернете.

9. От чего зависит успех электронной коммерции?

10. Что такое электронная торговая площадка?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: