Для производства товаров и услуг фирмам необходимы ресурсы. Рынки, на которых объектами купли-продажи выступают факторы производства, называются рынками факторов производства.
Важность изучения рынков факторов производства предопределяется той ролью, которую факторы производства играют на микроэкономическом уровне. Цены на ресурсы (труд, землю, капитал, предпринимательскую способность) определяют уровень доходов лиц, которые их получают (табл.8.1.). Поэтому изучение рынков факторов производства полезно для осмысления различий в доходах людей и формирования экономической политики в области распределения национального дохода.
Таблица 8.1.
Факторы производства и доходы
Факторы производства | Вид дохода |
Труд | Заработная плата |
Земля | Арендная плата |
Капитал | Процентный доход |
Предпринимательская деятельность | Предпринимательская прибыль |
Цены на ресурсы также учитываются фирмами в процессе принятия решений о том, что и как производить. Фирмы стремятся производить наиболее выгодную продукцию с эффективным сочетанием необходимых ресурсов. Таким образом, изучение рынков факторов производства позволяет понять, как происходит распределение редких ресурсов среди различных производителей.
Некоторые виды ресурсов - нефть, станки, электроэнергия и т.п. – продают и покупают сами фирмы. Эти ресурсы являются промежуточными товарами, то есть товарами, предназначенными для дальнейшей переработки. Сделки по их купле-продаже аналогичны купле-продаже потребительских благ.
Другие факторы - труд, земля, капитал, предпринимательская деятельность – продаются домашними хозяйствами. Эти факторы не переходят в полную собственность покупателя, а предоставляются ему во временное пользование, то есть происходит продажа услуг этих факторов производства.
В целом спрос на рынке факторов производства складывается также, как и на рынке любого другого товара. Вместе с тем он имеет особенность - спрос на услуги ресурсов является вторичным (производным) спросом. Он происходит из спроса на продукты, сделанные из соответствующих ресурсов. Производный характер спроса на факторы производства объясняется тем, что потребность в них возникает лишь в том случае, если с их помощью будут произведены пользующиеся спросом конечные потребительские блага. Например, если бы не было спроса на интернет-сайты, то не было бы спроса на услуги программистов.
В целом спрос на ресурс будет изменяться под влиянием таких факторов, как:
- изменения в спросе и цене продукта, который производится с помощью данного ресурса. При прочих равных условиях, чем выше спрос на продукцию фирмы, тем выше ее спрос на ресурсы.
- изменения в производительности ресурса. Если улучшение технологии увеличивает предельный продукт ресурса, то кривая предельного дохода от продукта этого ресурса смещается вверх. Это означает, что при любой заданной цене услуг ресурса объем спроса на него возрастает.
- изменения в цене самих ресурсов. Спрос на факторы производства представляет взаимозависимый процесс. При этом эффект воздействия цены одного ресурса на спрос на другой ресурс будет зависеть от их взаимозаменяемости и взаимодополняемости. При взаимозаменяемости воздействие на спрос будет результатом двух противоположных эффектов – эффекта замещения и эффекта объема продукции. При превышении эффекта замещения над эффектом объема, изменение в цене ресурса-заменителя вызывает однонаправленное изменение в спросе на ресурс. При превышении эффекта объема над эффектом замещения изменение в цене ресурса-заменителя вызывает разнонаправленное изменение в спросе на ресурс.
Существенное значение для формирования спроса на ресурс играет величина предельного продукта ресурса в денежном выражении MRP или, иными словами, величина предельного дохода от предельного продукта ресурса. Предельная доходность какого-либо фактора равна приросту совокупного дохода фирмы TR от использования дополнительной единицы этого фактора F, то есть:
MRP = TR2-TR1/F2-F1.
Поскольку спрос на любой единственный переменный фактор производства будет зависеть от его предельной производительности, которая выражается величиной предельного продукта MP, и от предельного дохода MR, получаемого от продажи дополнительной единицы продукции, произведенной в результате потребления единицы ресурса, то предельная доходность ресурса может быть также рассчитана как:
MRP = MP х MR.
Фирма, стремящаяся к максимизации прибыли, взвешивает выгоды от привлечения дополнительных единиц ресурса с издержками его привлечения. Пока предельный продукт ресурса в денежном выражении MRP больше предельных издержек на ресурс MRC, фирме выгодно привлекать дополнительные единицы ресурса. Фирма максимизирует прибыль, увеличивая применение каждого из факторов производства до той точки, в которой MRP = MRC.
На совершенно конкурентных рынках ресурсов фирма может нанять услуги всех требуемых ресурсов по рыночным ценам этих услуг, то есть предельные издержки на дополнительную единицу ресурса будут равны цене этого ресурса: MRCтруда = заработной плате, MRCземли = арендной плате и т.д. Соответственно, на совершенно конкурентом рынке ресурсов правило максимизации прибыли принимает следующий вид: MRPтруда = MPтруда х MR = заработной плате, MRPземли = MPземли х MR = арендной плате и т.д.
Это правило можно записать и иным образом: MRPтруда/заработная плата = MRPземли/арендная плата = MRP капитала/рентная цена капитала = 1.
Рыночный спрос на ресурс представляет сумму объемов спроса на ресурс со стороны всех отраслей при каждой его возможной цене.