В последние десятилетия морально-этические аспекты аборта стали одной из основных проблем теории морали. При обсуждении данной проблемы необходимо ответить на три основополагающих вопроса: 1) С какого момента живое существо начинает признаваться человеком, обладающим определенным набором прав, прежде всего, правом на жизнь? 2) Имеет ли в данном случае ограничения заповедь «Не убий!»? Если «да», то каковы мотивы? 3) Каков моральный и социальный статус тех живых существ, которые еще не признаются в качестве человеческих?
Либеральная позиция
1) Вопрос об аборте – это часть вопроса о репродуктивном здоровье и репродуктивных правах. Важнейшим из этих прав считается доступность для мужчин и женщин всех современных средств и способов планирования семьи. Женщина рожает то количество детей, которое соответствует условиям и ситуации, в которой она находится. Как говорила одна из первых активисток движения за права женщин на аборт А.Дэвис: «Какие бы права женщинам ни предоставляли – голосовать на выборах, получать образование и т.д. – все это ничего не стоит, если у вас нет права распоряжаться собственным телом и контролировать то, что с ним происходит, если нашу судьбу могут изменить те, от кого мы можем забеременеть в силу случайности, обмана или применения силы», т.е. сторонники абортов утверждают право женщины распоряжаться своим телом, т.к. плод, эмбрион – это часть тела, и поэтому женщина самостоятельно решает его судьбу.
2) Следующий довод вытекает из первого – отрицание личностного статуса плода.
3) Аборт по медицинским показаниям с этической точки зрения оправдан, т.к. предпочтительней спасти жизнь женщине, нежели сохранить плод.
Консервативная позиция
Доводы, которые приводят противники абортов, многочисленны и достаточно убедительны:
1) Последствия абортов являются подлинным социальным злом. Ежегодно в мире от осложнений абортов умирает 70 тыс. женщин. По данным ВОЗ на 1000 женщин приходится 30 небезопасных абортов.
2) Плод имеет такое же право на жизнь, как и вообще всякий человек – признание личностного статуса плода. Традиционно считается главным вопросом в этой проблеме - это вопрос о жизнеспособности плода.
3) Особая тема – чувствует ли плод боль. Если чувствует, значит, жив, и аборт является убийством.
4) Обсуждая проблему аборта необходимо ответить на вопросы о статусе плода и абортивного материала.