Учебно-методический комплекс (далее УМК) – система нормативной и учебно-методической документации, средств обучения и контроля, необходимых и достаточных для качественной организации основных и дополнительных образовательных программ, согласно учебного плана.
УМК учебной дисциплины является одним из элементов организации образовательной деятельности по очной, заочной и очно-заочной форм обучения. УМК должен разрабатываться для студентов по всем учебным дисциплинам с учетом необходимости повышения качества усвоения содержания учебного материала на уровне требований ГОС ВПО.
Основная цель создания УМК - предоставить студенту полный комплект учебно-методических материалов для самостоятельного изучения дисциплины. При этом, помимо непосредственного обучения студентов, задачами преподавателя являются: оказание консультационных услуг, текущая и итоговая оценка знаний, мотивация к самостоятельной работе.
Структура УМК включает:
· Типовую программу рекомендованную УМО
|
|
· Образовательный стандарт дисциплины
· Учебник, учебное пособие или курс лекций
· Методическое обеспечение самостоятельной работы студентов
· Методические рекомендации по изучению дисциплины для студентов
Разрабатывать УМК дисциплины рекомендуется в следующем порядке:
· Определение тем согласно требованиям ГОС ВПО и количества часов на отдельные виды занятий согласно учебному плану.
· Разработка образовательного стандарта дисциплины.
· Разработка учебника, учебного пособия, курса или конспекта лекций. Разработка контрольных вопросов и заданий по каждому тематическому блоку. Формирование экзаменационных билетов.
· Разработка структуры и содержания практических, лабораторных работ и семинарских занятий (при их наличии в учебном плане).
· Планирование СРС и расстановка точек текущего контроля знаний студентов.
· Разработка заданий для контрольных точек.
· Разработка методических рекомендаций к практическим и лабораторным занятиям, а также курсовому проектированию (при наличии в учебном плане).
· Формирование методических рекомендаций и прочих руководств по СРС и самостоятельному изучению дисциплины.
· Разработка тестовых заданий по курсу дисциплины.
· Оформление документации УМК.
· Апробация и корректировка материалов УМК дисциплины в учебном процессе.
· Согласование и утверждение УМК.
После создания УМК апробируют в учебном процессе, в ходе которого, анализируя результаты текущего контроля студентов, вносятся коррективы. После апробации на первом потоке студентов УМК при необходимости корректируется, дополняется и утверждается, таким образом, постоянно совершенствуется.
|
|
УМК дисциплины и его компоненты должны:
· учитывать общую идеологию федеральной и региональной политики, содействовать развитию региональной системы высшего образования;
· предусматривать логически последовательное изложение учебного материала;
· предполагать использование современных методов и технических средств интенсификации учебного процесса, позволяющих студентам глубоко осваивать учебный материал и получать навыки по его использованию на практике;
· соответствовать современным научным представлениям в предметной области;
· обеспечивать межпредметные связи;
· обеспечивать простоту использования для преподавателей и студентов;
· содержать информацию об авторе (авторах), редакторе, результатах апробации в учебном процессе.
УМК разрабатывается преподавателем (коллективом преподавателей) кафедры, обеспечивающей преподавание дисциплины в соответствии с учебным планом подготовки студентов по специальностям (направлениям). Кафедра-разработчик УМК является ответственной за качественную подготовку УМК, соответствующих требованиям ГОС ВПО по подготовке студентов по специальности (направлению), за учебно-методическое и техническое обеспечение соответствующей дисциплины, в том числе и за обеспечение учебного процесса учебной и учебно-методической литературой.
К базовым критериям оценки школьного учебника права относятся такие как:
1. Формализация учебника: его соответствие основным требованиям Государственного образовательного стандарта, программе.
2. Научность содержания, соответствие современному уровню юридической науки.
3. Реализация целостного подхода к изучению истории: рассмотрение отдельных сторон жизни общества не последовательно, а в совокупности.
4. Соответствие композиционной структуры учебника целостному подходу: материал представляется не фрагментарно, не тематически заданным подбором фактов, а целостной системой. Юридические проблемы рассматриваются в совокупности со всеми явлениями общественной жизни.
5. Соответствие отбора содержания учебника возрасту учащихся:
— В младших классах: отбор и изложение материала строится на основе образной системы (раскрытие сложных понятий, явлений осуществляется на фактах, на примере деятельности личности, в контексте практических сюжетов).
— В старших классах: отбор и изложение материала строится на основе понятийной системы с учетом новизны и оригинальности постановки проблем, изменений в той или иной отрасли права. Это стимулирует потребности старшеклассников в самообразовании.
6. Учебник должен представлять целостную дидактическую систему, обеспечивающую формирование правового сознания школьников:
— Текст учебника носит обучающий характер, соблюдается взаимосвязь его частей; в нем вычленяются термины, понятия, даты, имена, выводы; материал разделяется на обязательный для усвоения (без которого нельзя понять юридические явления) и не обязательный.
— В него введены новые понятия, имеющие обязательное разъяснение.
— В нем имеется указание на внутрипредметные и межпредметные связи, использование которых позволит подвести учащихся к пониманию закономерностей законодательной системы и системы правоотношений в государстве.
7. Наличие в учебнике основного и дополнительного текста (юридические документы, пояснения к иллюстрациям). Документы (или их фрагменты) являются не только приложением к авторскому тексту, но и самостоятельным источником знаний; они обеспечены системой вопросов и заданий.
8. Включение в учебник иллюстративного материала, соответствующего содержанию курса и возрасту учащихся (фотографии, диаграммы, графики, таблицы, схемы); обеспечение иллюстраций вопросами и заданиями различного уровня сложности, нацеленными на формирование творческого мышления школьников.
|
|
9. Обеспеченность учебника аппаратом организации усвоения, способствующим формированию системы юридических знаний и умений школьников:
— дифференцированная система вопросов и заданий к параграфам, главам, разделам (репродуктивные, преобразующие, творческие); их постепенное усложнение;
— обобщение по главам и разделам;
—сравнительные таблицы;
— словарь терминов;
— список литературы по главам и курсу.
10. Отбор и раскрытие содержания норм правовой культуры, что позволит формировать оценочные суждения школьников, будет способствовать воспитанию личностных качеств учащихся.
Устные методы обучения правовым дисциплинам. Методы обучения - способы совместной деятельности педагога и обучающегося, при помощи которых обучающийся овладевает знаниями, умениями и навыками, формирует свое мировоззрение, развивает способности.Методы обучения, классифицируемые по источникам получения учебной информации.
Словесные методы - устное изложение материала. Виды устного изложения: сюжетный, описательно-повествовательный рассказ, характеристика, разбор и обобщение, конспективное изложение. Положительные стороны устного изложения: сообщение знаний, развитие мышления, воображения, речи студентов, эмоциональное воздействие. Недостатки догматического устного изложения - слабое развитие умений и навыков самостоятельной работы студентов. Особенности устного изложения с учетом профиля вуза. Форма отчётности по теме - показ фрагментов уроков с использованием методов устного изложения.
Наглядные методы для конкретизации учебного материала. Образные и условные наглядные пособия. Приемы использования образных и условных средств наглядности; сюжетный рассказ; объяснение и беседа по наглядным пособиям; анализ графиков и диаграмм; составление и вычерчивание таблиц. Наблюдение явлений общественной жизни и использование собранных материалов в учебной работе по предмету. Форма отчётности по теме - показ фрагментов уроков по работе с наглядностью в курсе права.
|
|
Контрольные вопросы
1. Что представляет собой учебно-методический комплекс?
2. Назовите структурные элементы учебно-методического комплекса
3. Назовите требования предъявляемые к современному учебнику права.
4. Раскройте сущность принципов построения и отбора содержания современных учебников и учебных пособий по курсу права.