Лекция характеристика учебно-методического комплекса курса права в современной школе

Учебно-методический комплекс (далее УМК) – система нормативной и учебно-методической документации, средств обучения и контроля, необходимых и достаточных для качественной организации основных и дополнительных образовательных программ, согласно учебного плана.

УМК учебной дисциплины является одним из элементов организации образовательной деятельности по очной, заочной и очно-заочной форм обучения. УМК должен разрабатываться для студентов по всем учебным дисциплинам с учетом необходимости повышения качества усвоения содержания учебного материала на уровне требований ГОС ВПО.

Основная цель создания УМК - предоставить студенту полный комплект учебно-методических материалов для самостоятельного изучения дисциплины. При этом, помимо непосредственного обучения студентов, задачами преподавателя являются: оказание консультационных услуг, текущая и итоговая оценка знаний, мотивация к самостоятельной работе.

Структура УМК включает:

· Типовую программу рекомендованную УМО

· Образовательный стандарт дисциплины

· Учебник, учебное пособие или курс лекций

· Методическое обеспечение самостоятельной работы студентов

· Методические рекомендации по изучению дисциплины для студентов

Разрабатывать УМК дисциплины рекомендуется в следующем порядке:

· Определение тем согласно требованиям ГОС ВПО и количества часов на отдельные виды занятий согласно учебному плану.

· Разработка образовательного стандарта дисциплины.

· Разработка учебника, учебного пособия, курса или конспекта лекций. Разработка контрольных вопросов и заданий по каждому тематическому блоку. Формирование экзаменационных билетов.

· Разработка структуры и содержания практических, лабораторных работ и семинарских занятий (при их наличии в учебном плане).

· Планирование СРС и расстановка точек текущего контроля знаний студентов.

· Разработка заданий для контрольных точек.

· Разработка методических рекомендаций к практическим и лабораторным занятиям, а также курсовому проектированию (при наличии в учебном плане).

· Формирование методических рекомендаций и прочих руководств по СРС и самостоятельному изучению дисциплины.

· Разработка тестовых заданий по курсу дисциплины.

· Оформление документации УМК.

· Апробация и корректировка материалов УМК дисциплины в учебном процессе.

· Согласование и утверждение УМК.

После создания УМК апробируют в учебном процессе, в ходе которого, анализируя результаты текущего контроля студентов, вносятся коррективы. После апробации на первом потоке студентов УМК при необходимости корректируется, дополняется и утверждается, таким образом, постоянно совершенствуется.

УМК дисциплины и его компоненты должны:

· учитывать общую идеологию федеральной и региональной политики, содействовать развитию региональной системы высшего образования;

· предусматривать логически последовательное изложение учебного материала;

· предполагать использование современных методов и технических средств интенсификации учебного процесса, позволяющих студентам глубоко осваивать учебный материал и получать навыки по его использованию на практике;

· соответствовать современным научным представлениям в предметной области;

· обеспечивать межпредметные связи;

· обеспечивать простоту использования для преподавателей и студентов;

· содержать информацию об авторе (авторах), редакторе, результатах апробации в учебном процессе.

УМК разрабатывается преподавателем (коллективом преподавателей) кафедры, обеспечивающей преподавание дисциплины в соответствии с учебным планом подготовки студентов по специальностям (направлениям). Кафедра-разработчик УМК является ответственной за качественную подготовку УМК, соответствующих требованиям ГОС ВПО по подготовке студентов по специальности (направлению), за учебно-методическое и техническое обеспечение соответствующей дисциплины, в том числе и за обеспечение учебного процесса учебной и учебно-методической литературой.

К базовым критериям оценки школьного учебника права относятся такие как:

1. Формализация учебника: его соответствие основным требованиям Государственного образовательного стандарта, программе.

2. Научность содержания, соответствие современному уровню юридической науки.

3. Реализация целостного подхода к изучению истории: рассмотрение отдельных сторон жизни общества не последо­вательно, а в совокупности.

4. Соответствие композиционной структуры учебника целостному подходу: материал представляется не фрагмен­тарно, не тематически заданным подбором фактов, а целост­ной системой. Юридические проблемы рассматриваются в совокупности со всеми явлениями общественной жизни.

5. Соответствие отбора содержания учебника возрасту учащихся:

— В младших классах: отбор и изложение материала стро­ится на основе образной системы (раскрытие сложных по­нятий, явлений осуществляется на фактах, на примере дея­тельности личности, в контексте практических сюжетов).

— В старших классах: отбор и изложение материала стро­ится на основе понятийной системы с учетом новизны и ори­гинальности постановки проблем, изменений в той или иной отрасли права. Это стимулирует потребности старшекласс­ников в самообразовании.

6. Учебник должен представлять целостную дидактиче­скую систему, обеспечивающую формирование правового сознания школьников:

— Текст учебника носит обучающий характер, соблюда­ется взаимосвязь его частей; в нем вычленяются термины, понятия, даты, имена, выводы; материал разделяется на обязательный для усвоения (без которого нельзя понять юридические явления) и не обязательный.

— В него введены новые понятия, имеющие обязатель­ное разъяснение.

— В нем имеется указание на внутрипредметные и меж­предметные связи, использование которых позволит подве­сти учащихся к пониманию закономерностей законодательной системы и системы правоотношений в государстве.

7. Наличие в учебнике основного и дополнительного тек­ста (юридические документы, пояснения к иллюстрациям). Документы (или их фрагменты) являются не только прило­жением к авторскому тексту, но и самостоятельным источ­ником знаний; они обеспечены системой вопросов и зада­ний.

8. Включение в учебник иллюстративного материала, соответствующего содержанию курса и возрасту учащихся (фотографии, диаграммы, графики, таблицы, схемы); обеспечение иллюст­раций вопросами и заданиями различного уровня сложно­сти, нацеленными на формирование творческого мышления школьников.

9. Обеспеченность учебника аппаратом организации ус­воения, способствующим формированию системы юридиче­ских знаний и умений школьников:

— дифференцированная система вопросов и заданий к параграфам, главам, разделам (репродуктивные, преобразу­ющие, творческие); их постепенное усложнение;

— обобщение по главам и разделам;

—сравнительные таблицы;

— словарь терминов;

— список литературы по главам и курсу.

10. Отбор и раскрытие содержания норм правовой культуры, что позволит формировать оценочные суждения школьников, будет способ­ствовать воспитанию личностных качеств учащихся.

Устные методы обучения правовым дисциплинам. Методы обучения - способы совместной деятельности педаго­га и обучающегося, при помощи которых обучающийся овладе­вает знаниями, умениями и навыками, формирует свое мировоз­зрение, развивает способности.Методы обучения, классифицируемые по источникам получения учебной информации.

Словесные методы - устное изложение материала. Виды уст­ного изложения: сюжетный, описательно-повествовательный рас­сказ, характеристика, разбор и обобщение, конспективное изло­жение. Положительные стороны устного изложения: сообщение знаний, развитие мышления, воображения, речи студентов, эмо­циональное воздействие. Недостатки догматического устного из­ложения - слабое развитие умений и навыков самостоятельной работы студентов. Особенности устного изложения с учетом про­филя вуза. Форма отчётности по теме - показ фрагментов уроков с использованием методов устного изложения.

Наглядные методы для конкретизации учебного материала. Образные и условные наглядные пособия. Приемы использования образных и условных средств наглядности; сюжетный рассказ; объяснение и беседа по наглядным пособиям; анализ графиков и диаграмм; составление и вычерчивание таблиц. Наблюдение яв­лений общественной жизни и использование собранных материа­лов в учебной работе по предмету. Форма отчётности по теме - показ фрагментов уроков по работе с наглядностью в курсе права.

Контрольные вопросы

1. Что представляет собой учебно-методический комплекс?

2. Назовите структурные элементы учебно-методического комплекса

3. Назовите требования предъявляемые к современному учебнику права.

4. Раскройте сущность принципов построения и отбора содержания современных учебников и учебных пособий по курсу права.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: