Лекция современный урок права

Урок - основная единица образо­вательного процесса, чётко ограниченная временными рамками (чаще всего 45 мин), планом работы и составом участников. Анализируя данную форму образовательного процесса представляется целесообразным выделить виды урока:

Урок изучения нового учебного материала. Целью данного типа урока является овладение учащимися новым материалом. Сюда входит работа учителя по передаче нового материала, организации деятельности учащихся, направленной на его осмысление и усвоение, первичному закреплению нового материала, выработке у учащихся умений и навыков применения знаний на практике.

Урок формирования и совершенствования умений и навыков. На уроках этого типа решаются следующие дидактические задачи:

а) повторение и закрепление ранее усвоенных знаний;

б) применение знаний на практике для углубления и расширения ранее усвоенных знаний;

в) формирование новых умений и навыков;

г) контроль за ходом изучения учебного материала и совершенствования знаний, умений и навыков.

К урокам этого типа можно отнести выполнение самостоятельной работы; лабораторные работы; практические работы; некоторые виды экскурсий; уроки-семинары.

Урок обобщения и систематизации знаний. Урок этого типа нацелен на решение двух основных дидактических задач:

1) на проверку и установление уровня овладения учащимися теоретическими знаниями и способами познавательной деятельности, касающимися ключевых вопросов учебного предмета;

2) на повторение, коррекцию и более глубокое осмысление материала по этим вопросам и взаимосвязь его отдельных элементов.

Урок контроля и коррекции знаний, умений и навыков. Уроки этого типа предназначаются для контроля за уровнем усвоения учащимися теоретического материала, сформированностью умений и навыков и коррекцией усвоенных учащимися знаний, накопленных умений и навыков.

На уроке могут использоваться устный (фронтальный, индивидуальный, групповой), письменный опросы, диктанты, изложения, решения задач и примеров и т.д., зачет, зачетная практическая (лабораторная) работа, практикумы, контрольная самостоятельная работа и др. Такие уроки могут проводиться после изучения целых разделов и тем изучаемого предмета.

Урок анализа и синтеза. На данных уроках осуществляется рассмотрение и обобщение юридических знаний, полученных на лекциях и в часы самостоятельной работы учащихся. Отдельные уроки данного типа посвящены закреплению знаний. Такие уроки обязательны во всех классах. Но особенно актуальны они в 5—7 классах, когда у подростков еще недостаточно устойчивая память. На уроках закрепления знаний не только повторяются изученные темы, но и систематизируются, обобщаются, расширяются и детализируются знания.

Ведущие противоречия урока:

Первое противоречие — между коллективным спосо­бом организации обучения и индивидуальным характером вос­приятия, интеллектуальной деятельности, эмоционального реа­гирования, развития каждого учащегося. Это противоречие чаще всего выливается в поиски усредненных вариантов обучения и использование определенных компенсирующих способов работы (консультаций, дифференцированных заданий) для наиболее сла­бых и наиболее сильных учащихся.

Второе противоречие — между регулярностью прямой (от учителя к ученику) и нерегулярностью, эпизодичностью об­ратной (от ученика к учителю) связи: ученики все время получа­ют от учителя информацию, задания, указания, инструкции, учи­тель воздействует на них самим стилем поведения, авторитетом, подходом; сам же учитель только выборочно, во время беседы, выслушивания ответов, наблюдения или эпизодически (самосто­ятельная работа, зачет, экзамен) получает информацию о рабо­те, затруднениях и успехах своих учеников. В силу этого значитель­но снижается управляемость учебным процессом, увеличивается число педагогических просчетов и ошибок, и прежде всего непо­паданий “в зону ближайшего развития” ученика.

Третье противоречие — между задачами развития раз­носторонней активности, в том числе практически преобразую­щей, задачами включения школьников в реальную жизнь и под­готовки их к завтрашней жизни, творческому труду и преимуще­ственно вербальным характером обучения. Учащиеся слушают, читают, смотрят, решают задачи, в лучшем случае мыслят и чув­ствуют, сидя за партой, воспринимая и выражая все через слово. Формированию практической преобразующей деятельности кол­лективное обучение на уроке способствует мало.

Четвертое противоречие — между реальным объемом конкретного учебного материала, времени, необходимым для его изучения, и стандартным “размером”, временными рамками уро­ка. Отсюда и так называемые сдвоенные уроки, и неоднозначно оцениваемые “погружения” в учебный предмет, когда в какой-то период учебного года определенному предмету отдается большее количество времени.

Контрольные вопросы

1. В чем заключается сущность урока как основной формы организации учебного процесса?

2. Дайте характеристику классно-урочной системы.

3. Назовите отличительные черты современного урока права.

4. Выделите базовые противоречия уроков.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: