Лекция роль и значение технологии мультимедиа в образовательном процессе современной России

«Мультимедиа» (MULTIMEDIA) - это компьютерные интерактивные интегрированные системы, обеспечивающие работу с анимированной компьютерной графикой и текстом, речью и высококачественным звуком, неподвижными изображениями и движущимся видео.

Если структурировать информацию, с которой может работать мультимедиа, то можно сказать, что мультимедиа - синтез трех стихий: информации цифрового характера (тексты, графика, анимация), аналоговой информации визуального отображения (видео, фотографии, картины и пр.) и аналоговой информации звука (речь, музыка, другие звуки). Не углубляясь в технические вопросы построения систем мультимедиа, отметим основную проблему - совместная обработка разнородных данных. В компьютере вся информация (текст, графика, звук, цифровые данные) хранятся в цифровой форме, в то время как теле, видео и большинство аудиоаппаратуры имеет дело с аналоговым сигналом. Отсюда следуют проблемы перекодировки информации, сжатия/развертки данных, синхронизации разных видов информации при создании единого целого и т.д. Все это стало возможным только при информационном развитии: возможность преобразования информации из одного типа в другой, резко возросшая память, быстродействие, достижения в области видеотехники, лазерных дисков. Это настолько важно, что наличие лазерного диска может выступать одним из серьезных критериев возможности системы как «мультимедийной». Кроме того, большинство авторов статей о системах мультимедиа считают необходимым наличие, как минимум, системы автоматизации рисования, трехмерных объектов, трехмерных моделей декораций произвольной сложности, динамически меняющихся.

Применение мультимедиа в сфере образования ряда развитых западных стран уже идет достаточно успешно и имеет следующие направления:

­ видеоэнциклопедии;

­ интерактивные путеводители;

­ тренажеры;

­ ситуационно-ролевые игры;

­ электронные лектории;

­ персональные интеллектуальные гиды по различным научным дисциплинам, являющиеся обучающими системами с использованием искусственного интеллекта;

­ исследовательское обучение при моделировании изучаемого процесса в аналоговой или абстрактной форме;

­ системы самотестирования знаний обучающегося;

­ моделирование ситуации до уровня полного погружения -- виртуальная реальность (для изучения языка -- моделирование деловых переговоров на иностранном языке, моделирование положения на бирже при изучения экономических вопросов и т.д.).

В этой связи, методика использования мультимедиа технологий предполагает: совершенствование системы управления обучением на различных этапах урока; усиление мотивации учения; улучшение качества обучения и воспитания, что повысит информационную культуру учащихся; повышение уровня подготовки учащихся в области современных информационных технологий; демонстрацию возможностей компьютера, не только как средства для игры.

Мультимедийные занятия помогают решить следующие дидактические задачи:

1. усвоить базовые знания по предмету;

2. систематизировать усвоенные знания;

3. сформировать навыки самоконтроля;·

4. сформировать мотивацию к учению в целом и к информатике в частности;

5. оказать учебно-методическую помощь учащимся в самостоятельной работе над учебным материалом[18].

Данную технологию можно рассматривать как объяснительно-иллюстративный метод обучения, основным назначением которого является организация усвоения учащимися информации путем сообщения учебного материала и обеспечения его успешного восприятия, которое усиливается при подключении зрительной памяти. Известно (исследования института «Евролингвист», Голландия), что большинство людей запоминает 5% услышанного и 20% увиденного. Одновременное использование аудио- и видеоинформации повышает запоминаемость до 40-50%. Мультимедиа программы представляют информацию в различных формах и тем самым делают процесс обучения более эффективным. Экономия времени, необходимого для изучения конкретного материала, в среднем составляет 30%, а приобретенные знания сохраняются в памяти значительно дольше. Необходимо отметить, что этап мотивации в данном случае увеличивается и несет познавательную нагрузку.

Структурная компоновка мультимедийной презентации, с применением гипертекстовых ссылок развивает системное, аналитическое мышление. Кроме того, с помощью презентации можно использовать разнообразные формы организации познавательной деятельности: фронтальную, групповую, индивидуальную.

Мультимедийная презентация, таким образом, наиболее оптимально и эффективно соответствует триединой дидактической цели урока. Образовательный аспект представляет собой восприятие учащимися учебного материала, осмысливание связей и отношений в объектах изучения. Развивающий аспект представляет собой развитие познавательного интереса у учащихся, умения обобщать, анализировать, сравнивать, активизация творческой деятельности учащихся. Воспитательный аспект представляет собой воспитание научного мировоззрения, умения четко организовать самостоятельную и групповую работу, воспитание чувства товарищества, взаимопомощи.

Как информационно-обучающее пособие в обучении особенный акцент ставится сегодня на собственную деятельность обучаемого по поиску, осознанию и переработке новых знаний. Преподаватель выступает как организатор процесса учения, руководитель самостоятельной деятельности учащихся, оказывающий им нужную помощь и поддержку.

К преимуществам использования мультимедийных презентаций целесообразно отнести следующие.

1. Обучаемых привлекает новизна проведения мультимедийных уроков.

2. В группе во время таких занятий создаётся обстановка реального общения, при которой ученики стремятся выразить мысли “своими словами”, проявляют интерес к изучаемому материалу, у учеников пропадает страх перед компьютером.

3. Обучаемых учатся самостоятельно работать с литературой по предмету.

4. У обучаемых появляется заинтересованность в получении более высокого результата, готовность и желание выполнять дополнительные задания.

5. При выполнении практических действий проявляется самоконтроль.

Можно выделить следующие особенности данной технологии:

§ качество изображения, выполняемого мелом на доске, не выдерживает никакого сравнения с аккуратным, ярким, чётким и цветным изображением на экране;

§ с помощью доски и мела затруднительно и нелепо объяснять работу с различными приложениями;

§ в случаях выявления в слайдах пособия недостатков или ошибок, можно сравнительно легко устранить дефекты;

§ в зависимости от подготовленности учащихся, используя в презентациях гиперссылки, один и тот же материал можно объяснять и очень подробно, и рассматривая только базовые вопросы темы.

§ темп и объём излагаемого материала, определяется по ходу урока. во время демонстрации презентации, даже с применением проектора, рабочее место учащихся достаточно хорошо освещено

§ повышение уровня использования наглядности на уроке; повышение производительности урока;

§ установление межпредметных связей с другими предметами;

§ появляется возможность организации проектной деятельности учащихся по созданию учебных программ под руководством преподавателей информатики и учителями-предметниками.

Однако, компьютеризированное обучение на базе технологии мульмедиа не может заменить человека-преподавателя, но оно не только может дополнить и усовершенствовать деятельность преподавателя, а в некоторых областях, в которых развиваются самостоятельность, творческое мышление, оно сыграет уникальную роль. Во всяком случае, уже определилась тенденция связывания мультимедиа большой сетевой системой. В итоге просматривается создание распределенного обучающего окружения и доступа к всевозможной необходимой информации в мультимедийном варианте. В этой области еще следует выполнить огромную работу, чтобы определить, как наилучшим образом организовать учебный процесс при взаимодействии с большой информационной системой. Делая вывод, отмечу, что современные инструментальные средства позволяют реализовать всю гамму компьютерных обучающих средств. Однако их использование требует достаточно высокой квалификации пользователя и материальных затрат на модернизацию образовательного пространства, которых в большей степени в наших вузах нет.

Контрольные вопросы

1) Какова роль и значение технологии мультимедиа в образовательном процессе современной России?

2) Назовите направления развития мультимедиа

3) Какие дидактические задачи позволяют решить мультимедийные занятия?

4) Назовите преимущества использования мультимедийных презентаций


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: