Ментальная, или концептуальная, модель – это внутреннее отображение того, как пользователь понимает и взаимодействует с системой. Кэрролл и Олсон (Carroll and Olson) расшифровали ментальную модель как «отображение (в основном) физической системы или компьютерного программного обеспечения, в котором заложена вероятная последовательность действий при выполнении операций ввода и вывода».
IBM констатирует: «Ментальная модель не обязательно точно отображает ситуацию и ее компоненты. Пока ментальная модель помогает людям предсказывать, что произойдет далее, она будет служить основой для понимания, анализа и принятия решений». Люди формируют ментальные модели по ряду причин. Мэхью (Mayhew) выяснила, что они позволяют пользователям:
· предсказывать (или обозначать невидимые) события;
· найти причины замеченных событий;
· определить необходимые действия для осуществления нужных изменений;
· использовать их как мнемонические устройства для запоминания событий и связей (отношений);
|
|
· обеспечивать понимание аналогичных устройств;
· применять стратегии, которые позволяют преодолеть ограничения, заложенные в алгоритме обработки информации.
В основе ментальной модели – все взаимоотношения между пользователями и ПП, поэтому она является фундаментом для выработки принципов и правил пользовательского интерфейса. Почему это так важно? Мэхью дает хорошее обобщение: «Пользователи всегда имеют ментальные модели, и будут разрабатывать, и модифицировать их независимо от особенностей системы. Наша задача как проектировщиков пользовательского интерфейса – сделать все возможное, чтобы облегчить процесс разработки эффективной ментальной модели». При переносе знаний об окружающем нас мире в мир компьютеров, начинает действовать концепция метафор.
Метафора – это понятие, переносящее свойства или признаки одного объекта на другой для выяснения их сходства или аналогии.
Метафоры помогают пользователям освоить новые для себя области деятельности (например, работу с текстовым процессором), осмысляя их в терминах области, которая им уже знакома и понятна (например, пишущая машинка). Метафоры помогают проектировщикам, так как использование метафор позволяет им структурировать элементы интерфейса по аналогии с известной пользователям областью.
Метафора «Рабочий стол» используется в большинстве сегодняшних графических и объектно-ориентированных интерфейсов (ООПИ), компьютерный «Рабочий стол» построен по аналогии с офисным. Все пользователи бывали в офисе, знакомы с его оборудованием, знают, для чего предназначены папки, шкафы, телефоны, блокноты. Проектировщики используют эту метафору, чтобы облегчить взаимодействие пользователей с компьютером. При построении интерфейсов рассматривается три вида моделей:
· концептуальная модель пользователя;
· модель программиста;
· модель проектировщика.