Ментальные модели

Ментальная, или концептуальная, модель – это внутреннее отображение того, как пользователь пони­мает и взаимодействует с системой. Кэрролл и Олсон (Carroll and Olson) расшифровали ментальную модель как «отображение (в основном) физической системы или компьютерного программного обеспечения, в ко­тором заложена вероятная последовательность дейст­вий при выполнении операций ввода и вывода».

IBM констатирует: «Ментальная модель не обязатель­но точно отображает ситуацию и ее компоненты. Пока мен­тальная модель помогает людям предсказывать, что про­изойдет далее, она будет служить основой для понимания, анализа и принятия решений». Люди формируют менталь­ные модели по ряду причин. Мэхью (Mayhew) выяснила, что они позволяют пользователям:

· предсказывать (или обозначать невидимые) собы­тия;

· найти причины замеченных событий;

· определить необходимые действия для осуществ­ления нужных изменений;

· использовать их как мнемонические устройства для запоминания событий и связей (отношений);

· обеспечивать понимание аналогичных устройств;

· применять стратегии, которые позволяют преодолеть ограничения, заложенные в алгоритме обработки информации.

В основе ментальной модели – все взаимоотношения между пользователями и ПП, поэтому она является фундаментом для выработки принципов и пра­вил пользовательского интерфейса. Почему это так важно? Мэхью дает хорошее обобщение: «Пользователи всегда имеют ментальные модели, и будут разрабатывать, и модифицировать их независимо от осо­бенностей системы. Наша задача как проектировщиков пользовательского интерфейса – сделать все возможное, чтобы облегчить процесс разработки эффективной мен­тальной модели». При переносе знаний об окружаю­щем нас мире в мир компьютеров, начинает действовать концепция метафор.

Метафора – это понятие, переносящее свойства или признаки одного объекта на другой для выяснения их сходства или аналогии.

Метафоры помогают пользователям освоить новые для себя области деятельности (например, работу с тексто­вым процессором), осмысляя их в терминах области, которая им уже знакома и понятна (например, пишу­щая машинка). Метафоры помогают проектировщикам, так как использование метафор позволяет им структу­рировать элементы интерфейса по аналогии с извест­ной пользователям областью.

Метафора «Рабочий стол» используется в большинстве сегодняшних графических и объектно-ориентированных интерфейсов (ООПИ), компьютерный «Рабочий стол» по­строен по аналогии с офисным. Все пользователи бывали в офисе, знакомы с его оборудованием, знают, для чего предназначены папки, шкафы, телефоны, блокноты. Проектировщики используют эту метафору, чтобы облег­чить взаимодействие пользователей с компьютером. При построении интерфейсов рассматривается три вида моделей:

· концептуальная модель пользователя;

· модель программиста;

· модель проектировщика.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: