Долговременная памятьесть аналог любой базы данных (например, телефонной компании или телефонной книги). Такого рода память – хранилище информации с неограниченной емкостью и продолжительностью хранения. Компьютеры также являются достаточно объемными, долговременными хранилищами информации, но имеют свои слабые и сильные стороны (табллица 2.1). Проблема заключается не в количестве и сроке хранения, а в способе получения доступа к информации.
Долговременная память очень сложна, и информация кодируется в сложной системе связи. Существует стратегия для получения информации из памяти, как и стратегия, помогающая сохранять информацию в долговременной памяти. Мнемоника– это присоединение смысловых значений к запоминаемой информации. Часть номера телефона, который вы хотите запомнить, может быть частью адреса вашего прежнего места проживания. Вам потребуется лишь запомнить «ваш старый дом», и это поможет запомнить весь номер. Люди тренируют себя в запоминании очень большого объема информации, создавая внутренние визуальные «зацепки», которые помогают запомнить каждую часть информации по отдельности. При работе с этой информацией «зацепка» помогает восстановить каждый «кусок» информации и легко перемещаться между ними.
|
|
Таблица 2.1 – Слабые и сильные стороны людей и компьютеров
Сильные стороны | Слабые стороны | |
Люди | Распознавание образов. Переключение внимания. Бесконечная емкость долговременной памяти. Способность к обучению | Краткосрочная память с малой емкостью. Быстрая потеря данных из краткосрочной памяти. Медленная обработка данных. Ошибки. Затрудненный доступ к долговременной памяти |
Компьютеры | Память с большой емкостью. Долговременная память. Высокая скорость обработки. Обработка без ошибок. Безотказный доступ к памяти | Простое сравнение с эталоном. Ограниченные способности к обучению. Ограниченная емкость долгосрочной памяти. Ограниченная интеграция данных |
Поскольку обращение к долгосрочной памяти вызывает затруднения, компьютерные интерфейсы должны разрабатываться с учетом этого и по возможности оказывать помощь. Для работы с информацией существуют два главных метода – распознавание и восстановление в памяти. Идея для удобной мнемонической «закладки» для этой темы запомнить три «R» – начальные буквы английских слов «поиск», «распознавание» и «восстановление в памяти». Это и есть пример использования мнемонического способа запоминания информации.
Не нужно заставлять пользователей вспоминать информацию, если они уже знают ее, лучше дать перечень или меню данных и позволить распознать их. Восстановление в памяти включает в себя попытки распознавания информации без всякой помощи. Распознавание подразумевает попытку вспомнить информацию, используя какую-либо связь.
|
|
Дон Норман (Don Norman) суммировал взаимодействие человека и компьютера так: «Люди ошибаются. Это проза жизни. Люди – не точные машины. Факт, что люди полностью отличны от машин. Творчество, приспособляемость, гибкость – вот наши козыри. Постоянная тревога и неточность в действиях или памяти – наши слабости... Мы достаточно гибки, полны творческой энергии, работоспособны и великолепно находим объяснения и смысл во всяких «темных» вопросах. Но те же самые составляющие, такие как творчество и устойчивость к нарушениям исходных предпосылок, продуцируют ошибки».
Проектирование пользовательского интерфейса базируется на знании того, как человек познает и воспринимает. Одна из наиболее важных задач интерфейса это уменьшить доверие пользователя к собственной памяти и использовать преимущества компьютера для поддержки человеческих слабостей.