Цвета различаются тоном, светом и насыщенностью. Число различимых оттенков цвета по всему спектру при яркости не менее 10 кд/м2и максимальной насыщенности равно приблизительно 150. Различие степеней насыщенности колеблется от 4 (для желтого) до 25 (для красного). При изолированном предъявлении человек точно идентифицирует не более 10-12 цветовых тонов, а в комбинации с д ругими цветами – не более восьми.
Изменение яркости объекта влияет на восприятие его цвета. С уменьшением яркости от 180 до 0,5 кд/м2 происходит уменьшение света и постепенное обесцвечивание желтого и синего цветов, а спектр становится трехцветным: красно-зелено-фиолетовым.
Восприятие цвета зависит также от угловых размеров объекта, с уменьшением размераизменяется видимая яркость иискажается цветность. Наибольшему изменению подвержены желтый и синий цвета.
Таблица 8.2 – Временные характеристики зрения
Характеристика | Количественное значение | Условия наблюдения |
Субъективно воспринимаемая яркость при мельканиях, % | частота мелькания (Гц) 8...10 16...20 24...28 | |
Критическая частота мельканий для их раздельного восприятия, Гц | яркость объекта (кд/м2) 0,1 | |
Быстрота обнаружения, мс | <3 <30 <7 <60 | для объектов простой конфигурации то же, в плохих условиях наблюдения для знакомых человеку изображений (буквы, цифры) то же, в условиях помех |
Для систем реального времени основным критерием выборацветов отображаемых на экране символов и сообщений является острота различения.Она максимальна для символов белого цвета и минимальна для символов, имеющих крайние цвета спектра. Хотя белый цвет наиболее прост в применении и его часто используют, наилучшим в этом отношении является желто-зеленый цвет, который по насыщенности мало отличается от белого, но имеет максимальную видимость, красный, фиолетовый и синий цвета не рекомендуется использовать для отображения символов или объектов сложной конфигурации.
|
|
При согласовании цветов символов и фона следует учитывать, что восприятие символов максимальнодля контрастных цветов (т.е. относящимся к противоположным границам спектра). При контрастности менее 60% читаемость символов резко ухудшается. Установлены следующие допустимые комбинациицвета символас цветом фона (в порядке убывания четкости восприятия):
• синий на белом;
• черный на желтом;
• зеленый на белом;
• черный на белом (только четвертое место);
• белый на синем;
• зеленый на красном;
• красный на желтом;
• красный на белом;
• оранжевый на черном;
• черный на пурпурном;
• оранжевый на белом;
|
|
• красный на зеленом.
При одновременном поступлении двух или нескольких сигналов (сообщений) на их восприятие оператором влияют следующие факторы: избирательность внимания, абсолютная и относительная интенсивность сигналов, взаимное расположение на экране, степень синхронности сигналов, объем поступающей информации и скорость ее поступления.
Важное значение для эффективной работы оператора имеет способ передачи смыслового содержания отображаемой на экране информации. Этот способ может базироваться на использовании одного из четырех типов знаковых систем (или их комбинации):
• буквенной;
• пиктографической;
• цифровой;
• геометрической.
При выборе знаковой системы следует учитывать:
• легкость опознания и декодирования знаков;
• требуемую длительность безошибочной работы оператора, в том числе в условиях стресса;
• уровень помехоустойчивости системы;
• скорость запоминания и длительность сохранения алфавита знаковой системы в оперативной и долговременной памяти оператора.
В качестве интегральной характеристики знаковой системы может использоваться коэффициент оперативности кода – Коп, представляющий собой отношение времени опознания символа (знака) к времени его декодирования. Значения этого показателя для перечисленных выше знаковых систем приведены в таблице 8.3.
Таблица 8.3 – Значения коэффициента оперативности кода
Знаковая система | Значение Коп |
Буквенная (для одного слова) | 0,9 |
Пиктографическая (для пиктограммы) | 0,8 |
Цифровая (для одного числа, не более 4 разрядов) | 0,6 |
Геометрическая (для одной фигуры) | 0,6 |
Из приведенных данных можно сделать вывод, что в стрессовых ситуациях числа до трехразрядных включительно целесообразно представлять на экране в текстовой форме (то есть словами). Вместе с тем, основные свойства объекта или описание требуемых действий эффективнее отобразить в виде пиктограммы. Например, фразу «переслать сообщение на вышестоящий уровень» лучше заменить соответствующей пиктограммой, но только в том случае, если эта пиктограмма будет адекватно понята пользователем.
Количественные оценки влияния геометрического контура пиктограммы на эффективность ее распознавания даны в таблице 8.4.
При разработке знаковой системы следует учитывать, что симметричные символы легче усваиваются человеком-оператором и более прочно сохраняются в кратковременной и долгосрочной памяти.
Таблица 8.4 – Влияние геометрической сложности знака на его декодирование
Показатель | Значение показателя | ||
Простые знаки | Знаки средней сложности | Сложные знаки | |
Минимальное время экспозиции, с | 0,03 | 0,03 | 0,05 |
Среднее время декодирования при экспозиции 0,03, с | 3,06 | 2,55 | 2,76 |
Вероятность правильного декодирования | 0,80 | 0,97 | 0,98 |
На количество интерактивных элементов, одновременно отображаемых на экране влияют зрительные характеристики оператора и качество используемой знаковой системы. При выборе нужного элемента сказывается сенсомоторная характеристика. В качестве примера в таблице 8.5 приведены достаточно усредненные значения безошибочности (Рв) и времени (Тв) выбора требуемого элемента в зависимости от числа имеющихся.
Таблица 8.5 – Обобщенные показатели сенсомоторной характеристики оператора
Количество интерактивных элементов на экране (в активном окне) | Рв | Тв, с |
0,999 | 1,5 | |
0,997 | 3,0 | |
0,995 | 4,0 | |
0,97 | 5,0 | |
0,94 | 7,0 | |
0,92 | 10,0 |
В связи с повышенными требованиями, предъявляемыми к надежности и быстродействию систем реального времени, при их создании значительно возрастает роль этапа макетирования пользовательского интерфейса и его согласования с потенциальными пользователями.
|
|
Рекомендации по разработке Web-узлов редактора электронного журнала Corporate Internet Strategies Пита Лошина:
• использовать графику только там, где она будет нести реальную смысловую нагрузку;
• использовать текст вместо графики, где только возможно (для ускорения загрузки страниц);
• использовать фреймы, таблицы и другие элементы структурной организации содержимого;
• использовать одни и те же компоненты на разных страницах для сокращения времени их загрузки;
• размещать наиболее важную информацию в самых доступных местах сайта;
• содержимое сайта должно быть действительно полезным для посетителя.