Цели, задачи и направления деятельности ОМС по регулированию потребительского рынка

Основные цели муниципального регулирования потребительского рынка:

- обеспечение наполнения рынка товарами и удовлетворения спроса населения на товары и услуги;

- защита интересов низкодоходных групп населения;

- обеспечение добросовестной конкуренции, недопущение монополизации рынка;

- защита прав потребителей.

Решение этих задач возможно путем использования административных, правовых и экономических мер регулирующего воздействия на субъекты рынка.

Поскольку потребительский рынок в настоящее время почти полностью находится в руках частного сектора, муниципальная власть не может устанавливать ни объемы поставок, ни привязку потребителей к поставщикам, ни цены на важнейшие продовольственные и непродовольственные товары. Но она может использовать формы и методы косвенного финансово-экономического регулирования, а также меры административного воздействия на основе муниципальных нормативно-правовых актов.

Возможные механизмы муниципального регулирования потребительского рынка показаны на рисунке.

┌────────────────────┐ ┌────────────────────────────────┐

│ Установление │ │ Выделение земельных участков │

│ налоговых льгот │ │ для размещения объектов, сдача │

│ и льготные кредиты │ │ помещений в аренду │

└────────┬───────────┘ └────────────┬───────────────────┘

└────────────┬─────────────┘

┌─────────────────┐ │ ┌───────────────────────┐

│ Выдача гарантий ├┐ │ ┌┤ Снижение для жизненно │

│ по займам ││ │ ││ важных предприятий │

└─────────────────┘│ │ ││тарифов на коммунальные│

┌─────────────────┐│┌───────┴───────┐││ услуги │

│ Выдача │││ Механизмы ├┤└───────────────────────┘

│ муниципального ├┼┤ ││┌───────────────────────┐

│ заказа │││ │││ Изменение ставок │

└─────────────────┘│└───────┬───────┘├┤ арендной платы │

┌─────────────────┐│ │ │└───────────────────────┘

│ Установление ││ │ │┌───────────────────────┐

│ обязательного ││ │ ││ Административный │

│ (минимального) ├┘ │ └┤контроль за соблюдением│

│ ассортимента │ ┌──────┴─────┐ │ прав потребителей, │

│ социально │ │Страхование │ │ правил торговли, │

│ значимых товаров│ │коммерческих│ │ санитарии, окружающей │

└─────────────────┘ │ рисков │ │ среды │

└────────────┘ └───────────────────────┘

Рис. Механизмы муниципального регулирования потребительского рынка

В таблице приведены в обобщенном виде формы и методы воздействия на потребительский рынок различных муниципальных и общественных структур.

Муниципалитеты, опираясь на поддержку общественности, получают определенные рычаги влияния на потребительский рынок и должны активно пользоваться ими в интересах населения. Кроме того, муниципальные предприятия и учреждения закупают (в том числе за счет бюджетных средств) на потребительском рынке продукты питания для детских учреждений, больниц, учреждений социального назначения и т.п., медикаменты, топливо, транспортные средства, материально-технические ресурсы для содержания и ремонта муниципального жилищного и нежилого фонда и т.п.

Формы и методы воздействия на потребительский рынок


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: