Регулирующие органы | Объекты регулирования | Формы и методы регулирования |
Органы местного самоуправления | - Объемы производства товаров и услуг; - уровень цен и тарифов; - степень монополизации, развитие конкуренции; - качество товаров и услуг; - уровень доходов населения, доступность товаров и услуг | - Регулирование цен и налоговых ставок в местный бюджет; - муниципальный заказ на закупки; - приватизация помещений; - финансово-кредитная поддержка; - административные санкции; - ставки арендной платы |
Корпоративные объединения и организации производителей и предпринимателей | - Технический уровень и обеспечение конкуренто- способности товаров; - качество товаров и услуг; - степень монополизации и свободы конкуренции | - Деловое консультирование; - содействие в подготовке кадров, повышении качества обслуживания; - проведение экспертиз; - моральное воздействие; - финансово-кредитная поддержка |
Союзы и объединения потребителей | Качество товаров и услуг, защита прав потребителей | - Независимая экспертиза; - проведение кампаний по бойкоту и антирекламе в СМИ; - обращения в судебные органы |
Муниципальная власть воздействует на потребительский рынок также с помощью административных и контрольных механизмов. К ним могут быть отнесены: установление правил торговли на территории муниципального образования, предусмотренное законодательством лицензирование торговли отдельными видами продукции, взаимодействие с государственными органами санитарно-эпидемиологического надзора, торговой и ветеринарной инспекций, создание муниципальных структур по защите (в том числе судебной) прав потребителей и содействие деятельности соответствующих общественных организаций.
|
|
В составе администрации муниципального образования обычно создается структурное подразделение по регулированию потребительского рынка, в состав которого могут входить специалисты по защите прав потребителей. В некоторых городах введена должность заместителя главы администрации по потребительскому рынку.
Для развития конкуренции на региональном потребительском рынке необходимо решить комплекс задач: развитие инфраструктуры потребительского рынка, повышение уровня доступности продукции для социально-незащищенных слоев населения и создание системы мониторинга за его состоянием.
Для ОМС можно дать следующие рекомендации по развитию потребительского рынка:
1. Развитие современных форматов и совершенствованию форм обслуживания сферы потребительского рынка, инновационное перевооружение действующих предприятий:
· содействие реализации инвестиционных проектов по строительству многофункциональных торговых комплексов, сочетающих несколько функций - торговую, развлекательную, офисную, спортивную;
|
|
· приведение в соответствие с современными требованиями существующих розничных и оптовых предприятий;
· содействие расширению и сегментированию продуктовых и непродовольственных сетей;
· содействие развитию малого бизнеса, мелкорозничной торговли путем создания «уникальных магазинов», не ограничивая при этом развитие крупных торговых сетей;
· создание условий для расширения емкости рынка товаров и услуг, в том числе за счет привлечения покупателей из других городов;
· формирование складской логистической инфраструктуры как базы для розничной и оптовой торговли.
2.Содействие в формировании в исторической (центральной) части города и на основных туристических маршрутах предприятий сферы потребительского рынка, продвигающих местную «брендовую» продукцию:
· содействие в формировании на основных туристических маршрутах и в исторической (центральной) части города зоны торговли местной брендированной продукцией, эксклюзивной продукцией, создании сувенирных, книжных и антикварных лавок.
3. Содействие обеспечению территориальной и ценовой доступности товаров и услуг:
· обеспечение ценовой доступности социально значимых групп товаров;
· оптимизация сети нестационарной торговли путем ее переноса на организованные ярмарочные площадки, городской рынок, реконструкцией сооружений и перепрофилирования в «магазины у дома» и пункты оказания услуг;
· развитие сферы розничной торговли на основе территориальной доступности для населения каждого микрорайона;
· обеспечение доступа передвижения маломобильных групп населения на действующих и вводимых предприятиях торговли.
4. Содействие повышению культуры и качества обслуживания в сфере потребительского рынка:
· содействие повышению культуры обслуживания, подготовке и переподготовке кадров;
· проведение конкурсов профессионального мастерства.
5. Совершенствование нормативно-правового, организационного и координационного обеспечения сферы потребительского рынка. Анализ и прогнозирование потребительского рынка:
· совершенствование нормативно-правового обеспечения;
· организация проведения отраслевых совещаний, семинаров, деловых встреч, «круглых столов»;
· координационное обеспечение деятельности предприятий потребительского рынка;
· анализ и прогнозирование рынка товаров и услуг, маркетинговые исследования потребительских предпочтений населения.
6. Развитие современных форматов и совершенствованию форм обслуживания сферы потребительского рынка, инновационное перевооружение действующих предприятий:
· способствование совершенствованию форм обслуживания, в том числе за счет внедрения дополнительных типов предприятий.
7.Содействие в формировании в исторической (центральной) части города и на основных туристических маршрутах предприятий сферы потребительского рынка, продвигающих местную «брендовую» продукцию:
· содействие открытию предприятий общественного питания с национальной русской кухней на основных туристических маршрутах, в том числе ресторана национальной кухни, в котором можно будет попробовать блюда традиционной русской кухни из местных продуктов.
8. Содействие обеспечению ценовой и территориальной доступности товаров и услуг:
· содействие созданию в городе ресторанов и других предприятий общественного питания, в которых будет представлено меню на любой вкус;
· содействие развитию предприятий быстрого питания, обеспечивающих удовлетворение спроса в недорогих, вкусных и полезных блюдах;
· содействие развитию сети предприятий общественного питания путем сбалансированного распределения на территории МО;
|
|
· обеспечение доступа передвижения маломобильных групп населения на действующих и вводимых предприятиях общественного питания.
9. Содействие повышению культуры и качества обслуживания в сфере потребительского рынка.
· содействие повышению культуры обслуживания, подготовке и переподготовке кадров;
· проведение конкурсов профессионального мастерства.
10. Совершенствование нормативно-правового, организационного и координационного обеспечения сферы потребительского рынка. Анализ и прогнозирование потребительского рынка:
· совершенствование нормативно-правового обеспечения;
· организация проведения отраслевых совещаний, семинаров, деловых встреч, «круглых столов»;
· координационное обеспечение деятельности предприятий потребительского рынка;
· исследования потребительских предпочтений, мнений о качестве обслуживания, качестве товаров и услуг.
11. Развитие современных форматов и совершенствование форм обслуживания сферы потребительского рынка, инновационное перевооружение действующих предприятий:
· расширение номенклатуры услуг, в том числе путем инновационного перевооружения действующих предприятий (технического и технологического).
12. Содействие обеспечению ценовой и территориальной доступности товаров и услуг:
· формирование дифференцированных комплексов сервисного обслуживания (торгово-развлекательных, культурно-развлекательных, спортивно-развлекательных комплексов с благоустроенными, озелененными прилегающими территориями, детскими площадками, автостоянками);
· равномерное распределение предприятий по районам города, обеспечение территориальной доступности для населения города;
· вовлечение в проект «Городская дисконтная карта», с одной стороны, социально незащищенных слоев населения, с другой – предприятий, оказывающих социально значимые услуги;
· реализация мер по поддержке местных товаропроизводителей;
· обеспечение доступа передвижения маломобильных групп населения на действующих и вводимых предприятиях бытового обслуживания.
|
|
13. Содействие повышению культуры и качества обслуживания в сфере потребительского рынка:
· содействие повышению культуры обслуживания, подготовке и переподготовке кадров;
· проведение конкурсов профессионального мастерства.
14. Совершенствование нормативно-правового, организационного и координационного обеспечения сферы потребительского рынка. Анализ и прогнозирование потребительского рынка:
· совершенствование нормативно-правового обеспечения:
· организация проведения отраслевых совещаний, семинаров, деловых встреч, «круглых столов»;
· координационное обеспечение деятельности предприятий потребительского рынка;
· исследования потребительских предпочтений, мнений о качестве обслуживания, качестве товаров и услуг.