Муниципальные органы управления образованием

Реализация муниципальной политики в сфере образования и науки в значительной мере определяется уровнем работы соответствующих муниципальных органов. В настоящее время структура этих органов не регламентирована и осуществляется в разных формах в зависимости от финансовых возможностей муниципального образования, сложившейся системы управления, сети образовательных учреждений, а также наличия необходимых специалистов. На практике органы управления образованием в муниципалитетах могут быть организованы как отдел (комитет, департамент) образования в структуре местной администрации, имеющий статус юридического лица.

Муниципальные органы управления образованием, как правило, наделяются следующими функциями (рис.).

┌───────────────────────────────────────────────────────┐

│ Функции муниципального органа управления образованием │

└───────────────────────┬───────────────────────────────┘

┌────────────────────────────┐ │ ┌──────────────────────────────┐

│ Планирование, организация, │ ├─┤ Помощь в научно-методическом │

│ регулирование и контроль ├─┤ │ обеспечении муниципальных │

│ деятельности муниципальных │ │ │ образовательных учреждений │

│ образовательных учреждений │ │ └──────────────────────────────┘

└────────────────────────────┘ │ ┌──────────────────────────────┐

┌────────────────────────────┐ │ │ Обеспечение содержания │

│ Контроль условий аренды │ ├─┤ и развития подведомственных │

│ зданий, помещений и иного ├─┤ │ учреждений │

│ имущества подведомственных │ │ └──────────────────────────────┘

│ учреждений │ │ ┌──────────────────────────────┐

└────────────────────────────┘ │ │ Информационное │

┌────────────────────────────┐ │ │ обеспечение подведомственных │

│ Координация деятельности │ ├─┤ учреждений │

│ немуниципальных ├─┤ └──────────────────────────────┘

│ образовательных учреждений │ │ ┌──────────────────────────────┐

└────────────────────────────┘ │ │ Контроль исполнения │

┌────────────────────────────┐ │ │ законодательства │

│ Взаимодействие │ ├─┤ об образовании, соблюдения │

│ с учреждениями науки ├─┤ │ образовательных стандартов │

│ и высшей школы │ │ │ и нормативов │

└────────────────────────────┘ │ └──────────────────────────────┘

┌────────────────┴────────────────────────────┐

│ Анализ состояния и прогнозирование развития │

│ системы образования на территории │

└─────────────────────────────────────────────┘

Рис. Функции муниципального органа управления образованием

Проблемы и рекомендации. В муниципальной сфере образования существует ряд серьезных проблем:

- неравномерность развития демографической ситуации и, как следствие, необходимость постоянно оптимизировать сеть и штаты образовательных учреждений. За последние десять лет численность обучающихся в общеобразовательных учреждениях города в целом снизилась, при этом наблюдается рост числа детей дошкольного возраста и младшего школьного возраста (1–4 классы).

- недостаточная сеть дошкольных образовательных учреждений.

- относительно низкий уровень здоровья детей, рост потребности в услугах специального коррекционного образования.

- моральный и физический износ зданий образовательных учреждений опережает темпы их капитального ремонта, обновления и реконструкции.

- несоответствие материально-технической базы большинства учреждений современным требованиям организации образовательного процесса, в том числе в области информатизации образования. В большинстве образовательных учреждений требуется полная или частичная замена школьной мебели в соответствии с предписаниями контрольных и надзорных органов и требованиями по охране труда, замена устаревшего торгово-технологического и прачечного оборудования. Уровень оснащенности учреждений учебным оборудованием не соответствует современным условиям организации образовательного процесса, дополнительное оснащение необходимо для 350 учебных кабинетов.

- недостаточное использование воспитательного потенциала образовательного процесса.

- недостаточная территориальная доступность дополнительного образования детей.

Для решения большинства проблем (приведение условий обучения в соответствие с изменяющимися требованиями к оснащению и организации учебного процесса, обеспечение комплексной безопасности образовательных учреждений, расширение сети дошкольных учреждений) необходимы значительные финансовые средства. Тем не менее, ряд проблем можно решить, используя новые управленческие механизмы.

Цель управления системой муниципального образования – формирование открытой, саморазвивающейся, информационно и технически оснащенной образовательной системы, способной в полной мере удовлетворять образовательные запросы личности и социума, обеспечивать доступность качественного образования.

Реализация указанной цели возможна через решение следующих задач:

в сфере дошкольного, общего и дополнительного образования

- развитие сети образовательных учреждений различных типов, видов и форм;

- обеспечение комплексной безопасности образовательной среды, включая антитеррористическую, пожарную, техническую, экологическую и др. виды безопасности;

- обновление содержания, повышение качества и доступности образования;

- обновление содержания и технологий образования, развитие вариативности образовательных программ;

- разработка системы мер, направленных на формирование высококвалифицированных педагогических кадров;

- обеспечение непрерывного сопровождения детей с учётом их особенностей, индивидуальных потребностей и способностей;

- создание условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся и воспитанников, воспитания здорового образа жизни;

- создание системы образовательных услуг, обеспечивающих развитие детей дошкольного возраста;

- создание системы ранней диагностики и постоянного сопровождения детей, с учётом индивидуальных потребностей и способностей ребёнка;

- создание условий для формирования духовно-нравственной, социально-активной и успешной личности с высоким уровнем гражданских компетентностей;

- развитие информационной образовательной среды образовательного учреждения, широкое внедрение программ дистанционного обучения, цифровых и электронных средств обучения нового поколения

в сфере управления образовательной системой:

- развитие новых организационно-экономических механизмов, повышающих экономическую и социальную эффективность образовательных учреждений;

- участие в мероприятиях по отработке механизмов оценки качества общего образования;

- внедрение информационно-коммуникационных технологий в управление образованием;

- развитие институтов общественного участия в образовательной деятельности.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: