Система управления образованием на муниципальном уровне представляет собой совокупность взаимосвязанных элементов: образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности, сети реализующих их образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов, муниципальных органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций (рис.).
Деятельность муниципальных образовательных учреждений разных видов регулируется типовыми положениями, утверждаемыми Правительством РФ, и разрабатываемыми на их основе уставами образовательных учреждений. Учредителями муниципальных учреждений образования являются местные органы управления образованием. На основании их решения органы управления муниципальным имуществом передают учреждениям образования в оперативное управление соответствующее имущество и в бессрочное бесплатное пользование - участки земли.
Органам местного самоуправления в целях осуществления государственной политики в области образования переданы полномочия по планированию, организации, регулированию деятельности местных (муниципальных) органов управления образованием, определению их структуры и полномочий, назначению и увольнению руководителей.
|
|
┌─────────────────────┐
│ Система образования │
└─────────┬───────────┘
\/
┌───────────────────────────────────────────┐
│ Государственные образовательные стандарты │
└───────────────────────┬───────────────────┘
\/
┌───────────────────────────┐
│ Образовательные программы │
└───────────────┬───────────┘
┌─────────────────┴────────────────┐
\/ \/
┌─────────────────────┐ ┌──────────────────┐
│ Общеобразовательные │ │ Профессиональные │
└──────────┬──────────┘ └──────────────────┘
|
|
\/
┌───────────────────────────────────────────────┐
│ Органы муниципального управления образованием │
└───────────────────────┬───────────────────────┘
\/
┌──────────────────────────┐
│ Муниципальные учреждения │
└──────────────┬───────────┘
┌────────────────────────┼────────────────────┐
\/ \/ \/
┌───────────────────┐┌─────────────────────┐┌────────────────────┐
│ Детские дошкольные││ Общеобразовательные ││Иные образовательные│
│ ││ ││ учреждения │
└───────────────────┘└─────────────────────┘└────────────────────┘
Рис. Структура системы образования на муниципальном уровне
На территории муниципальных образований (городов) может располагаться большое количество образовательных учреждений различного профиля и форм собственности (рис). Органы муниципального управления образованием взаимодействуют с немуниципальными образовательными учреждениями в целях представления и защиты интересов жителей, обучающихся в них.
┌─────────────────┐
│ Образовательные │
│ учреждения │
└───────┬─────────┘
┌──────────────────┴──────────┐
┌─────────┴──────────┐ ┌────────────┴─────────┐
│ Формы собственности│ │ Профиль │
└┬───────────────────┘ └─┬────────────────────┘
│ ┌─────────────────┐ │┌─────────────────────────────┐
├─┤ Муниципальные │ ├┤ Дошкольные │
│ └─────────────────┘ │└─────────────────────────────┘
│ ┌─────────────────┐ │┌─────────────────────────────┐
├─┤ Государственные │ ├┤ Общеобразовательные │
│ └─────────────────┘ ││(начальное, основное, полное │
|
|
│ ┌─────────────────┐ ││ среднее образование) │
├─┤ Ведомственные │ │└─────────────────────────────┘
│ └─────────────────┘ │┌─────────────────────────────┐
│ ┌─────────────────┐ ││ Начального и среднего │
└─┤ Частные │ ├┤профессионального образования│
└─────────────────┘ │└─────────────────────────────┘
┌─────────────────────────┐ │┌─────────────────────────────┐
│ Специальные │ ├┤ Высшего профессионального │
│ (коррекционные) ├──┤│ образования │
│ для воспитанников │ │└─────────────────────────────┘
│с отклонениями в развитии│ │┌─────────────────────────────┐
└─────────────────────────┘ ││ Дополнительного образования │
┌─────────────────────────┐ ├┤ детей и взрослых │
│ Учреждения для детей - │ │└─────────────────────────────┘
│сирот и детей, оставшихся├──┤┌─────────────────────────────┐
|
|
│без попечения родителей │ ││ Внешкольные (дома и дворцы │
└─────────────────────────┘ ├┤ детского творчества и др.) │
┌─────────────────────────┐ │└─────────────────────────────┘
│ Учреждения специальных │ │┌─────────────────────────────┐
│ видов обучения ├──┤│ Другие учреждения, │
│ (музыкальные, │ └┤ осуществляющие │
│ художественные и др.) │ │ образовательный процесс │
└─────────────────────────┘ └─────────────────────────────┘
Рис. Типы образовательных учреждений на территории муниципального образования