Последствия функционирования рынка чистой монополии

При чистой монополии цена превышает средние валовые издержки, в то время как на рынке совершенной конкуренции цена совпадает с величиной средних валовых издержек. Это свидетельствует о том, что цены на рынке чистой монополии выше, чем на рынке совершенной конкуренции. Более высокая цена дает возможность чистому монополисту получать прибыль, как в краткосрочном, так и в долгосрочном периодах функционирования. Рыночная власть дает возможность чистому монополисту проводить агрессивную ценовую политику, обеспечивающую максимизацию прибыли. В связи с этим деятельность монополий подвергается государственному регулированию в рамках антимонопольного законодательства с применением мер прямого и косвенного воздействия.

Чистый монополист с целью максимизации прибыли и расширения объема продаж проводит политику ценовой дискриминации. Ценовая дискриминация – это продажа товара различным категориям покупателей по разным ценам. Она может проявляться в различных формах, исходя из места реализации (продажа товара в городе и в деревне по разным ценам), времени совершения покупки (приобретение товара по разным ценам в зависимости от сезона или времени суток), объемов потребления (оптом или в розницу), социального статуса потребителей (пенсионер, студент, работающий, юридическое или физическое лицо), располагаемых доходов. Таким образом, ценовая дискриминация выгодна монополисту и покупателям, поскольку позволяет максимизировать как прибыль, так и потребительский излишек.

Темы для докладов

1. Причины, последствия и особенности монополизма в России. Проблема Х – неэффективности российской экономики.

2. Естественная монополия как особый тип монопольных структур.

3. Цели, формы и последствия ценовой дискриминации на потребительском рынке

Основная литература

1. Микроэкономика. Теория и российская практика / Под ред. Грязновой А. Г., Юданова А. Ю.: Учебник., М.: КноРус. – 2008. – 618 с.

2. Носова С. С. Экономическая теория: Учебник., М.: КноРус. – 2010. – 792 с.

3. Сафрончук М. В. Микроэкономика: Учебное пособие., М.: КноРус. – 2009. – 247 с.

4. Тарануха Ю. В., Земляков Д. Н. Микроэкономика: Учебник., М.: КноРус. – 2010. – 320 с.

5. Экономическая теория: кейсы из российской практики. Бакалавриат/ Под ред. Думной Н. Н., Эскиндарова М. А.: Учебное пособие., М.: КноРус. – 2009. – 256 с.

6. Юданов А. Ю. Опыт конкуренции в России: причины успехов и неудач: Учебное пособие., М.: КноРус. – 2008. – 464 с.

Дополнительная литература

1. Меркулова Ю. О совершенствовании антимонопольного законодательства // Общество и экономика. – 2010. - № 10-11.

Задачи

№ 1. На локальном потребительском рынке действует фирма – «чистый» монополист, которая сталкивается с наклонным графиком спроса на свою продукцию и для увеличения объема продаж вынуждена снизить цену. При снижении цены на 3 ден. ед. объем продаж возрастет на 1 единицу товара. Составьте таблицу, рассчитайте валовый и предельный доход чистого монополиста. Построив график валового дохода, определите, какую комбинацию «цена-количество» следует выбрать чистому монополисту для максимизации прибыли.

Р Q TR MR
    ? ?
    ? ?

и т. д.

№ 2.Информация о функции спроса на продукцию монополиста и его общих затратах приведена в таблице.

Выпуск в ед. времени Цена, ден. ед. Общие затраты, ден. ед.
     
     
     
     
     
     
     
     

При каком выпуске монополист максимизирует прибыль и какую цену при этом назначит?

Контрольные вопросы

1. Какими характерными чертами обладает чистая монополия?

2. Какие существуют барьеры для входа на монополизированный рынок?

3. Каким образом можно измерить степень монопольной власти над рынком?

4. Каким образом в условиях монополии достигается равновесие?

С какой целью монополии применяют ценовую дискриминацию



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: