Последствия функционирования олигополистического рынка

Последствия олигополии состоят в следующем:

1. Цены, формирующиеся на олигополистическом рынке, выше, чем на рынке совершенной конкуренции, но ниже, чем на рынке чистой монополии.

2. Цены характеризуются относительной стабильностью и меняются одновременно у всех конкурирующих фирм.

3. На олигополистическом рынке предложение продукции формируют несколько крупных корпораций, стремящихся к лидерству за счет продуктных и технологических иннований.

4. Производство олигополистов отличается технической и технологической прогрессивностью.

5. Олигополисты склонны к тайным соглашениям и сговорам, в результате которых рынок может стать чисто монопольным.

Отмеченные последствия обуславливают необходимость государственного регулирования деятельности олигополистов в рамках антимонопольного законодательства.

Темы для докладов

1. Особенности функционирования олигополистического рынка и его социально-экономическая эффективность.

2. Разновидности олигополистических структур в современной экономике.

3. Инструменты государственного регулирования олигополистического рынка.

Основная литература

1. Микроэкономика. Теория и российская практика / Под ред. Грязновой А. Г., Юданова А. Ю.: Учебник., М.: КноРус. – 2008. – 618 с.

2. Носова С. С. Экономическая теория: Учебник., М.: КноРус. – 2010. – 792 с.

3. Сафрончук М. В. Микроэкономика: Учебное пособие., М.: КноРус. – 2009. – 247 с.

4. Тарануха Ю. В., Земляков Д. Н. Микроэкономика: Учебник., М.: КноРус. – 2010. – 320 с.

5. 8.Экономическая теория: кейсы из российской практики. Бакалавриат / Под ред. Думной Н. Н., Эскиндарова М. А.: Учебное пособие., М.: КноРус. – 2009. – 256 с.

6. 10.Юданов А. Ю. Опыт конкуренции в России: причины успехов и неудач: Учебное пособие., М.: КноРус. – 2008. – 464 с.

Дополнительная литература

1. Кохно П., Кохно А. Конкуренция высокотехнологичной продукции // Общество и экономика. – 2010. - № 10-11.

2. Эткин Д. Возможный подход к прогнозированию объема продаж массовых автомобилей (на примере авторынка США) // Проблемы прогнозирования. – 2009. - № 1.

Задачи

№ 1. Фирма находится в условиях несовершенной конкуренции. Цена и функция общих затрат представлена в таблице.

Выпуск продукции, Q, шт. Цена, Р, руб. Общие затраты, ТС, руб.
     
     
     
     
     
     
     

1. Определите точку максимальной прибыли и по какой цене фирма сможет продать свою продукцию на рынке?

2. Какую общую прибыль получит фирма в положении равновесия, чему будут равны общий доход и общие издержки.

3. Рассчитайте необходимые данные и сведите их в таблицу.

№ 2. Проведите сравнительный анализ особенностей функционирования рынков совершенной конкуренции, чистой монополии, монополистической конкуренции и олигополий.

Контрольные вопросы

1. Какими характерными признаками обладает олигополистический рынок?

2. Какие существуют барьеры для вхождения на олигополистический рынок?

3. Какие известны модели поведения олигополиста и в чем их ключевые особенности?

4. Каковы социальные и экономические последствия «ценовых войн» на олигополистическом рынке?

5. Почему рынок олигополий, как и рынок чистой монополии, подвергается административному контролю в рамках антимонопольной политики государства?


ТЕМА 21. АНТИМОНОПОЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО И РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННО-КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФИРМ-МОНОПОЛИСТОВ

21. 1 Объективная необходимость проведения государством активной антимонопольной политики.

21. 2 Антимонопольное законодательство как инструмент государственного регулирования монополий.

22. 3 Антимонопольная политика в отношении естественных монополий.

21. 1 Объективная необходимость проведения государством активной антимонопольной политики

Большинство современных экономистов сходятся во мнении, что функционирование монопольных структур имеет для общества и национальной экономики как положительные, так и отрицательные последствия. Крупное производство позволяет лучше использовать эффект масштаба и широко развертывать научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки. Все это, при прочих равных условиях, снижает себестоимость и повышает качество выпускаемой продукции. Вместе с тем, монополии создают искусственные барьеры, препятствующие конкурентам войти в отрасль и на рынок. Подобные действия монополий сдерживают рост отраслевого предложения товара и препятствуют снижению цены. Если в условиях совершенной конкуренции цена товара формируется на уровне предельных издержек, то у монополии цена продукции превышает предельные издержки. Данное условие ценообразования позволяет монополии получать прибыль даже при не рациональном использовании ресурсов. В связи с этим деятельность монополий усиливает дифференциацию доходов в обществе, что чревато социально-политическими конфликтами.

Принимая во внимание отрицательные стороны деятельности фирм-монополистов, правительства стран с развитой рыночной экономикой проводят активную антимонопольную политику. Она предполагает реализацию следующих ключевых направлений:

1. Предотвращение возникновения новых монополий.

2. Формирование конкурентной среды в монополизированных отраслях.

3. Регулирование деятельности уже существующих монопольных структур с тем, чтобы противодействовать злоупотреблениям возможным из-за их власти над рынком, а также в целях налогообложения монопольной прибыли.

21. 2 Антимонопольное законодательство как инструмент государственного регулирования монополий

Инструментом проведения антимонопольной политики является антимонопольное законодательство, направленное против накопления фирмами опасной для общества монопольной власти. Антимонопольное законодательство может рассматриваться в узкой и широкой трактовке. Антимонопольное законодательство в узком смысле направлено против чистых монополий и крупных олигополий, а также на предотвращение нечестных действий, нарушающих принятые нормы делового общения. Антимонопольное законодательство в узком смысле направлено против всех форм накопления монопольной власти и монопольного поведения на рынке.

Классическим примером антимонопольного законодательства является антитрестовское законодательство США. Первым был принят закон Шермана (1890 г.) против монополизации торговли и коммерческой деятельности. Он запрещал любые формы контрактов, направленные на ограничение свободы торговли, а также объявлял вне закона нечестные приемы устранения конкурентов. В качестве мер наказания предусматривались штрафы, возмещение убытков, расформирование виновной фирмы, тюремное заключение. Главная особенность закона Шермана – это нацеленность на борьбу с уже существующими монополиями, а его недостатками были нечеткость основных определений и отсутствие органа, контролирующего выполнение закона. Эти недостатки были устранены принятием в 1914 г. закона Клейтона и Федерального закона о торговой комиссии. В дальнейшем антитрестовское законодательство США развивалось от узкой к широкой трактовке. В целом антитрестовские законы США оказали большое влияние на развитие антимонопольного законодательства ряда стран, в том числе и современной России.

Главным органом, осуществляющим антимонопольную политику в России, является Министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства. На него возложены задачи контроля за слиянием крупных предприятий, пресечение разнообразных форм сговора. Основными законами, регулирующими деятельность монополий в России, являются ФЗ «О естественных монополиях» и ФЗ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». Данные законы требуют проведения государственной политики недопущения формирования новых монополий. В целом система антимонопольного регулирования в России находится на стадии формирования и требует дальнейшего совершенствования.

22. 3 Антимонопольная политика в отношении естественных монополий

В ряде отраслей избежать образования монополий невозможно и государство вынуждено осуществлять по отношению к ним прямое или косвенное регулирование. Одной из форм прямого регулирования является контроль над ценой естественного монополиста. Государство устанавливает цены или их предельные значения на газ, воду, электроэнергию, железнодорожные перевозки, коммунальные услуги, транспортировку нефти. Цены (тарифы) могут устанавливаться централизованно для всей страны или региональными комиссиями для своих краев, республик, областей, городов, районов. Максимальный уровень цен должен покрывать издержки монополиста и обеспечивать ему минимальную прибыль, получаемую при условии Р = АТС.

Если государство не считает целесообразным проводить сдерживающую ценовую политику в отношении естественных монополий, то оно может использовать систему налоговых регуляторов.

Ведущие отечественные экономисты полагают, что для повышения эффективности функционирования естественных монополий в России и укрепления позиций на мировых рынках необходимо реформировать их структуру, а ключевым направлением, должно стать развитие потенциально конкурентных элементов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: