Сущность и функции предпринимательства

Предпринимательство является неотъемлемым атрибутом рыночной экономики и одним из ведущих факторов производства. Термин «предприниматель» ввел в научный оборот английский экономист Р. Кантильон в 18 веке. Согласно Кантильону, предприниматель – это человек с неопределенными нефиксированными доходами, отличительной чертой которого является риск, а основная экономическая функция состоит в приведении предложения в соответствие со спросом на различных товарных рынках.

Большой вклад в развитие теории предпринимательства внесли немецкий экономист В. Зомбарт и австрийский экономист И. Шумпетер. Предприниматель – по Зомбарту, это «завоеватель» (готовность к риску, духовная свобода, богатство идей, воля и настойчивость), «организатор» (умение соединять многих людей для совместной работы) и «торговец» (умение убеждать людей купить свои товары, пробудить их интерес, завоевывать доверие). Определяя цели предпринимателя, Зомбарт главной среди них выделил стремление к процветанию и росту своего дела, а подчиненный - рост прибыли, поскольку без неё невозможно процветание.

Й. Шумпетер относил к предпринимателю того человека, который берется за осуществление новых комбинаций факторов производства и тем самым обеспечивает экономическое развитие. К функциям предпринимателя Шумпетер отнес:

· Создание нового, ещё незнакомого потребителю материального блага или прежнего блага, но с новыми качествами.

· Введение нового, ещё не применявшегося в данной отрасли промышленности способа производства.

· Завоевание нового рынка сбыта продукции или более широкое использование прежнего.

· Использование нового вида сырья или полуфабрикатов.

· Введение новой организации дела и, например, достижение монопольного положения на рынке.

Разработанная Й. Шумпетером идея творческого предпринимателя является самым известным и точным определением сути предпринимательства. Однако, данная характеристика безусловно не является исчерпывающей. В последствии, Г. Брифс сформулировал еще одну важную функцию предпринимателя – слежение за ценами и издержками, а также за пропорциональным их соотношением. Р. Коуз также выделял этот аспект деятельности предпринимателя.

Таким образом, в научной и учебной литературе сформировался однозначный взгляд на предпринимательство как на важнейший хозяйственный ресурс, приводящий в движение остальные факторы производства и обеспечивающий свой вклад в экономическое развитие.

Для более полного представления о предпринимательстве как факторе производства необходимо рассмотреть экономическое содержание предпринимательской деятельности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: