Современные экономисты трактуют прибыль как вознаграждение за функцию предпринимателя, т.е. как доход от фактора предпринимательства. Прибыль формируется как разница между доходами, полученными предприятием от продажи товара, и расходами, которые были осуществлены им в процессе производственной и сбытовой деятельности.
Таким образом, в отличие от заработной платы, процента и ренты, прибыль не является своеобразной равновесной ценой, а выступает в качестве остаточного дохода. В условиях свободной конкуренции, переливы капитала из отрасли в отрасль в поисках более высокого дохода приводят к выравниванию альтернативной ценности различных вариантов капиталовложений. В этой ситуации валовые издержек фирмы будут равны валовой выручке и экономическая прибыль приблизится к нулю. Нормальная прибыль является границей дохода предпринимателя, ниже которой он будет склонен отказаться от своей деятельности и принять более выгодные для него предложения работы по найму.
Таким образом, в условиях совершенной конкуренции предприниматель не получает прибыли и не терпит убытков, а его доход – это вознаграждение за управление. Но вознаграждение фактора предпринимательства происходит не только из нормальной прибыли, но и из возможного излишка дохода, превышающего явные и неявные издержки, т.е. из экономической прибыли.
|
|
Современная рыночная система находится в состоянии непрерывного развития, что придает ей свойство неопределенности. Это обусловлено действиями предпринимателей, которые ищут свои ниши на рынке и реализуют свои экономические интересы. Данные действия нарушают сложившееся рыночное равновесие.
Таким образом, если предпринимательство выступает как фактор смещающий кривые спроса и предложения в иное положение под воздействием инноваций, то прибыль не может выступать как равновесная цена. Получение прибыли наиболее удачливыми предпринимателями как избыточного дохода не имеет долговременного характера, т.к. вместе с новаторами появляются имитаторы, выравнивающие условия хозяйствования. Но в то же время причины, порождающие прибыль, постоянно воспроизводятся ибо у новаторов нет иного выхода, чем продолжать получать прибыль за счет непрерывных нововведений. Это означает, что стремление к прибыли - это мощный фактор экономического прогресса, т.к. нововведения стимулируют инвестиции, рост производства и занятости, а в конечном итоге и повышение благосостояния. Вместе с тем предпринимательство связано не только с получением прибыли, но и с возможными убытками, угроза которых также служит мощным стимулом эффективного использования ограниченных ресурсов для производства конкурентоспособной продукции.