Методология анализа достижения общего равновесия микроэкономических рынков и обоснование эффекта обратной связи

При изучении различных аспектов функционирования рыночной экономики в центре нашего анализа находилось частичное равновесие, т. е.равновесие, складывающееся на рынке отдельного товара. Поскольку в экономической действительности микроэкономические рынки взаимосвязаны между собой и цены одних благ влияют на цены других, то предметом дальнейшего изучения становится общее равновесие. Под общим равновесием понимается равновесие, возникающее в результате взаимодействия всех рынков, когда изменение спроса или предложения на одном рынке влияет на равновесные цены и объемы продаж на всех рынках.

Изучение механизма достижения общего равновесия микроэкономических рынков следует проводить в несколько этапов. Первый этап предполагает изучение первичного изменения, т. е. анализа ситуации на отдельно взятом рынке. Второй этап связан с рассмотрением изменения конъюнктуры рынков взаимодополняющих товаров. Третий этап предполагает анализ изменения ситуации на рынках взаимозаменяющих товаров. Четвертый этап предусматривает обоснование действия эффекта обратной связи.

Раскроем взаимосвязь рынков в экономике на условном примере, взяв за основу анализа рынок нового автомобиля. Допустим, что цена на новый автомобиль выросла с 6 000 до 8 000 долл. Повышение цены снизит объем продаж с 30 млн. до 20 млн. автомобилей в год. (рис. 69 а). Падение спроса на новые автомобили вызовет снижение спроса на бензин с 15 млн. до 13 млн. л. в день. Снижение спроса на бензин приведет к снижению цены бензина с 60 до 50 центов за литр (рис. 69 б). Повышение цены на новые автомобили расширит спрос на мотоциклы и увеличит срок эксплуатации старых автомобилей. Пусть спрос на мотоциклы вырастет с 70 до 80 млн. мотоциклов в год, а цена мотоцикла увеличится с 1 500 до 2 000 долл. (рис. 69 в). Увеличенный срок эксплуатации старых автомобилей вызовет рост числа услуг по ремонту со 130 млн. до 150 млн. в год, а цены возрастет с 500 до 600 долл. (рис. 69 г). В результате более длительного срока использования старых автомобилей и увеличения спроса на мотоциклы спрос на новый автомобиль упадет до 10 млн. в год. Это побудит производителей снизить цену нового автомобиля до 7 000 долл. (рис. 69 а).

 
 

Рис 69 а Рынок нового автомобиля

Рис 69 б Рынок бензина

 
 

Рис 69 в Рынок мотоциклов

 
 

Рис. 69 г Рынок авторемонтных услуг

Рассмотренный пример взаимодействия четырех рынков наглядно показывает, что равновесные цены и объемы продаж на микроэкономических рынках определяются с учетом эффекта обратной связи, отражающего динамику частичного равновесия на данном рынке в результате изменений, возникших на сопряженных рынках под влиянием первоначальных изменений на данном рынке. Механизм общего равновесия свидетельствует, что уменьшение предложения и соответствующий рост цен на некотором рынке приводят к падению спроса на дополняющие товары и его росту на товары-субституты.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: