Самостоятельная работа(2 часа)

Механизмы ценообразования на предприятии. Государственное регулирование цен в условиях рыночной экономики.

Термин «конкуренция» имеет достаточно много толкований. В переводе с позднелатинского «concurrentia» означает «столкновение», «состязание». Ключевая роль конкуренции в развитии рыночной экономики была определена в XVIII веке выдающимся английским экономистом, автором фундаментального труда «Исследование о природе и причине богатства народов» (1776 г.) Адамом Смитом в его знаменитом принципе «невидимой руки». По мнению А. Смита конкуренция представляет собой механизм, посредством которого уравновешиваются частные интересы и экономическая эффективность, устанавливается оптимальное распределение ресурсов между отраслями, уравниваются нормы прибыли. А.Смит рассматривал конкуренцию, как соперничество повышающее цены (при сокращении предложения) и уменьшающее цены (при избытке предложения). В своем труде (7 и 10 главы первой книги) он, собственно, показал модель совершенной (чистой) конкуренции, действие которой исключает вмешательство в рыночную экономику со стороны государства.

Идеи ценового регулирования рынка, при помощи конкуренции высказывал английский экономист Давид Рикардо в своей работе «Принципы политической экономии и налогообложения» (1817 г.): «Когда говорят о предмете потребления, его меновой стоимости и о законах, регулирующих его цены, то всегда имеется в виду такой товар… на производство которого оказывает огромное влияние конкуренция». Д. Рикардо описывал функционирование теоретической модели совершенной конкуренции в долгосрочной перспективе, когда цены складываются только под воздействием спроса и предложения в результате конкурентной борьбы.

По мнению Джона Стюарта Милля конкуренции принадлежит регулирующая роль в развитии экономики: «Принимая во внимание то, что конкуренция является единственным регулировщиком цен, заработной платы, ренты, она сама по себе является законом, который устанавливает правила этого регулирования».

С позиций закона стоимости, рассуждает К.Маркс «Что осуществляет конкуренция, прежде всего, в одной сфере производства, так это – установление одинаковой рыночной стоимости и рыночной цены из различных индивидуальных стоимостей товаров. Но только конкуренция капиталов в различных отраслях производства создает цену производства, которая выравнивает нормы прибыли различных отраслей..

Альфред Маршалл, английский экономист, автор учебника «Принципы политической экономии» (1890 г.) обобщил теории экономистов классической школы: А. Смита, Д. Рикардо, Дж. С. Милля и пошел гораздо дальше. Развивая идеи классиков он подробно раскрыл механизм автоматического установления равновесия на рынке с помощью совершенной (чистой) конкуренции, дал разграничение между краткосрочным и долгосрочным предложением и спросом, а также подверг критике «условности» модели чистой конкуренции. Пол Самуэльсон, выдающийся американский экономист, лауреат Нобелевской премии в области экономики, пишет: «Как же определяет экономист «совершенную конкуренцию»? Его требования к ней весьма точны. Он говорит, что конкуренция действительно совершенна лишь в том случае, если многочисленные производители продают абсолютно идентичную продукцию – такую, как две горошины в стручке или два зерна озимой пшеницы №2»

Характерной чертой чисто конкурентного рынка, по мнению Кэмпбелл Р. Макконнелла и Стэнли Л. Брю, авторов популярного у нас учебника «Экономикс» является наличие большого числа независимо действующих продавцов. В условиях чистой конкуренции каждая фирма производит малую часть от общего объема производства, поэтому изменение ее выпуска не будет оказывать ощутимого влияния на общее предложение и, следовательно, цену продукта. Отдельный конкурирующий производитель «соглашается с ценой», не устанавливая ее, а приспосабливаясь к ней. Новые фирмы могут свободно входить, а существующие фирмы – свободно покидать чисто конкурентные отрасли. Для выхода из отрасли не существует законодательных, технологических, финансовых и других препятствий.

Эдвин Дж. Долан, Дэвид Е. Линдсей, авторы американского учебника «Микроэкономика», добавляют характеристику различных рыночных структур сведениями о доступности информации. При совершенной конкуренции всем фирмам обеспечен равный доступ к информации. Они объясняют это так: «Наконец, под равным доступом к информации, мы подразумеваем то, что все покупатели и продавцы имеют полную информацию о ценах на товары и о ценах на все виды затрат, необходимых для их производства. Кроме того, покупатели знают все, что им необходимо знать о характеристиках продукта, а все производители располагают равной информацией о производственной технологии».

Но возникает проблема специфичная для аграрного сектора. Даже если имеется информация о неблагоприятной рыночной конъюнктуре на перспективу, выход из отрасли все же будет практически невозможен. По причине того, что такие ресурсы, как земля, сельскохозяйственные животные, насаждения не найдут альтернативного применения в других сферах экономики. Также ограничена возможность использования трудовых ресурсов в несельскохозяйственных отраслях из-за удаленности села от города и качественного отличия самого труда в сельском хозяйстве и промышленности.

В этом случае конкуренция важна, как «процедура открытия». Ведь, по мнению видного западного экономиста Ф. фон Хайека, из всех возможных линий поведения предприятия в условиях рынка «открывает» верную только конкуренция. Определения Ф. А. Хайека звучит следующим образом: «… я предлагаю рассматривать конкуренцию как процедуру для открытия таких фактов, которые без обращения к ней оставались бы никому не известными или по меньшей мере не используемыми, «конкуренция важна как исследовательский процесс, в ходе которого первооткрыватели ведут поиск неиспользованных возможностей, доступных в случае успеха и всем остальным людям…».

Совершенную конкуренцию одни ученые называют абстрактной, другие идеальной, третьи – формальной и рынков полностью отвечающим параметрам этой структуры как, уже тоже подчеркивалось, в реальной действительности не существует (например, полное невмешательство государства, когда, по нашему мнению, сегодня просто необходимо государственное регулирование аграрного рынка с учетом колебаний конъюнктуры рынка продовольствия). Ф. А. Хайек в своей книге, «Индивидуализм и экономический порядок» высказывался так: «… надо принимать во внимание то, что государственное устройство уже существует … и процесс конкуренции происходит в уже существующей системе. Если бы модель совершенной конкуренции когда-нибудь существовала бы в реальном государстве, то не было бы никаких ограничений во всех сферах деятельности. Но это фактически невозможно, так как ограничения со стороны государства жизненно необходимы».

Сама по себе модель совершенной конкуренции имела и имеет большое аналитическое значение, но чрезмерное внимание только к ценовой конкуренции не позволяло раскрыть сущность конкурентной деятельности. Взгляды на конкуренцию и ее роль в экономике менялись и к середине XX века благодаря работам классиков теории конкуренции (таблица1) сложились ее четыре классические модели: совершенная (чистая), монополистическая, олигополистическая и монополия.

Таблица13- Эволюция экономических взглядов на теорию конкуренции

Основоположники модели Год Основные труды
Совершенная конкуренция
1. А. Смит   «Исследование о природе и причине богатства народов»
2. Д. Рикардо   «Принципы политической экономии и налогообложения»
3. Дж. С. Милль   «Принципы политической экономии»
4. К. Маркс 1863- «Капитал»
Несовершенная конкуренция /монополистическая, олигополистическая, чистая монополия/
5. А. О. Курно   «Исследование математических принципов теории богатства»
6.Ф. И. Эджуорт   «Теория монополии»
7. К. Виксель   «Лекции по политической экономии»
8.Й.А.Шумпетер   «Теория экономического развития»
  «Капитализм, социализм и демократия»
9. Дж. Робинсон   «Экономическая теория несовершенной конкуренции»
10.Э. Чемберлин   «Теория монополистической конкуренции»
11. Дж. Кейнс   «Общая теория занятости, процента и денег»
12. А. П. Лернер   «Экономика контроля»
13. Ф. А. Хайек   «Индивидуализм и экономический порядок»
14. П. Сраффа   «Производство товаров посредством товаров»
15. П. Самуэльсон   «Экономика»
16. М. Портер   «Стратегия конкуренции» «Международная конкуренция /Конкурентные преимущества стран/»

Механизм рыночного регулирования конкурентных отношений в пределах каждой конкретной модели существенно отличается. Чем ближе реальная рыночная структура к определенной модели, тем существеннее проявление этого механизма. Но и с помощью названных четырех экономических моделей конкуренции невозможно описать все многообразие состояния реальных рынков. Необходимо учитывать при этом и конкретный исторический этап развития рыночных отношений, и экономические особенности рынка, и практический опыт конкурентной деятельности.

Рассмотрим дефиниции современных ученых-экономистов. В большинстве научных публикациях авторы ограничиваются общими характеристиками конкуренции, указанием на ее значение в хозяйственном механизме, на цели, причины, источники ее появления.

Так О. Н. Амуржуев, Е. В. Ериных и другие характеризуют конкуренцию через задачи, которые она решает: стимулирование НТП, рост качества продукции, ресурсосбережение или «активизация инновационного процесса, гибкое приспособление к спросу, высокое качество продукции (работ, услуг), высокая производительность труда, минимизация издержек, соблюдение оплаты по количеству и качеству труда». И. Н. Бирман ограничивается общей фразой: «Людей, любящих конкуренцию и конкурентов, нет. Но система устроена так, что конкуренция создается и, в конечном итоге, ведет к благу».

Довольно простое определение находим у российского экономиста А. Н. Чекановского: «Рынок не может выполнять свою регулирующую функцию без конкуренции, без торгового соперничества товаропроизводителей ради прибыли». С этим определением перекликается следующее, которое приводит в своем словаре казахстанский ученый Р. С. Каренов: «Конкуренция – состязательность на рынке. Борьба между производителями товаров и услуг за более выгодные условия производства и сбыта с целью получения максимальной прибыли».

Современный американский экономист Пол Хейне считает конкуренцию стремлением «как можно лучше удовлетворить критериям доступа к редким благам». Процесс конкуренции он объясняет указывая то место, где он происходит: «Разрыв между ценой блага и предельными затратами на его производство является источником потенциального преимущества. Конкуренция происходит в экономике по мере того, как люди определяют, где существуют такие различия, и стараются использовать их, заполняя этот разрыв дополнительными благами».

Наиболее часто конкуренцию характеризуют, используя термины: борьба (соперничество) (rivalbry), состязательность (competition) и прибыль (доход). А.Е. Городецкий и Л.Н. Лыкова определяют конкуренцию как «постоянную борьбу за лидерство, за достойное место в производстве и на рынке, а, следовательно, и за вытекающие отсюда возможности в распределении и потреблении». Ю.Б. Рубин отмечает: «Ведь глубинные корни конкуренции в действиях людей состоят в необходимости постоянного ведения борьбы за относительно лучшие условия существования». Шведский ученый Б. Карлоф в своей работе «Деловая стратегия» пишет: «Конкуренция определяется как соперничество или борьба, часто между двумя более или менее четко обозначенными соперниками». Все эти определения имеют общеупотребительную характеристику термина конкуренция.

Казахстанские ученые профессор И. Я. Петренко, профессор С.Б. Исмуратов кроме определения конкуренции, как «соперничества и борьбы между бизнесменами», то есть в общем ключе, отмечают стимулирующую роль конкуренции: «Конкуренция выступает как внешняя принудительная сила, заставляющая бизнесменов обращаться «лицом к потребителю» и в этих целях повышать производительность труда, расширять производство, улучшать качество продукции, снижать ее издержки». Что касается расширения производства, то в сельском хозяйстве, на наш взгляд, это может наблюдаться и в условиях неблагоприятной рыночной конъюнктуры. Происходит это по причине невозможности, что уже отмечалось, перелива специфических сельскохозяйственных ресурсов (под действием межотраслевой конкуренции) в более прибыльные отрасли. Тогда товаропроизводители продолжают производство в прежних и даже возрастающих масштабах, чтобы сохранить свой доход, который они могут получить только в аграрном секторе. Падение цен аграрии компенсируют увеличением объемов продаж.

Следующие четыре определения конкуренции можно объединить, так как в них выделяются субъекты конкурентной борьбы и их цели. Российский экономист И. Стародубровская считает, что: «экономическая конкуренция – это соревнование предприятий на рынке за предпочтение потребителей с целью получения наибольшей прибыли или дохода». С этим определением перекликается дефиниция российских ученых, авторов справочника по экономике Е. Ф. Борисова, А.А. Петрова, Ф. Ф. Стерликова в которой говорится: «Конкуренция – элемент рыночного механизма, реализующийся в форме взаимодействия рыночных субъектов и борьбы между ними за наиболее выгодные условия приложения капитала. Конкуренция в условиях рынка представляет собой основной механизм формирования хозяйственных пропорций и санации экономики».

Саратовский ученый, к. э. н. Ю.И. Коробов дает свое определение конкуренции также с объяснением того, кто же выступает в качестве ее субъектов: «конкуренция – соперничество рыночных субъектов, заинтересованных в достижении одной и той же цели. Такими рыночными субъектами являются либо продавцы, либо покупатели». Далее он продолжает: «Конкуренция продавцов – это их соперничество за наиболее выгодные условия сбыта товаров. Конкуренция покупателей – это соревнование между ними за доступ к этим товарам. Их соотношение на каждом конкретном рынке определяется рыночной силой продавцов и покупателей».

Российский ученый, к. э. н. Г. Л. Азоев так определяет конкуренцию: «Под конкуренцией понимается соперничество на каком-либо поприще между отдельными юридическими или физическими лицами (конкурентами), заинтересованными в достижении одной и той же цели. С точки зрения предприятия такой целью является максимизация прибыли за счет завоевания предпочтений потребителей». Ф. Половцева доцент Московского государственного университета коммерции, связывает конкуренцию и основывающуюся на этом понятии категорию «конкурентоспособность»: «Конкуренция – это экономическое соревнование, стремление обогнать, не уступить, не отстать от конкурента. Она обусловливается в первую очередь конкурентоспособностью продукции и устойчивыми позициями предприятия, сопровождаемых конкурентным соперничеством». Доктор экономических наук, профессор А.Ю. Юданов считает конкуренцию «препятствием на пути неблагоприятного развития событий» в экономике и дает свое определение: «Рыночной конкуренцией называется борьба за ограниченный объем платежеспособного спроса потребителей, ведущаяся фирмами на доступных им сегментах рынка». Такое определение, считает А. Ю. Юданов, «предельно конкретно» и «касается войны (или борьбы)» не всех против всех, а «только той борьбы, которую ведут фирмы, продвигая на рынок свои товары и услуги».

Особое значение придает конкуренции академик А. Н. Романов «Конкуренция- самый эффективный и дешевый метод экономического контроля, который не имеет себе равных. Такого рода контроль стоит обществу минимальных затрат, он не только создает условия обеспечения покупателей товарами нужного качества, причем в нужный срок. Это важная динамичная сила, постоянно толкающая производителя на сокращение издержек производства и снижение цен, на увеличение производства и сбыта, борьбу за покупателя, на улучшение качества продукции». Следовательно, она стимулирует производителя постоянно повышать производительность факторов производства, приспосабливать структуру своего производства к меняющимся запросам потребителей.

Конкуренция на рынке выступает в различных формах и осуществляется разными методами. По форме конкуренция может быть внутриотраслевой и межотраслевой. Внутриотраслевая конкуренция – это соперничество между предприятиями одной отрасли экономики за более выгодные условия производства и реализации своей продукции с целью получения максимальной прибыли. В своем исследовании мы имеем дело с внутриотраслевой конкуренцией сельских товаропроизводителей Акмолинской области по поводу производства и реализации зерна. И в силу того, что сельское хозяйство в значительно большей степени, чем какая либо другая сфера общественного производства зависит от природных условий, где экономические процессы тесно переплетаются с естественно-биологическими, то на наш взгляд, уместно следующее определение этой конкуренции: «Конкуренция – это внутриотраслевое экономическое противодействие сельскохозяйственных товаропроизводителей, находящихся в равных природно-экономических условиях, определяющих использование единой системы земледелия (животноводства), для удовлетворения потребностей конкретного товарного рынка, с целью получения максимальной прибыли на основе снижения издержек производства, повышения качества продукции, применения маркетинга. Данное определение, по нашему мнению, отражает специфику аграрного производства.

Межотраслевая конкуренция способствует переливу капитала из одной отрасли в другую, которая является более выгодной сферой его приложения. В результате чего складывается определенный уровень рыночных цен, который позволяет возместить издержки производства и получить среднюю прибыль каждому предпринимателю во всех отраслях национальной экономики.

«С развитием конкуренции качества (неценовой конкуренции) в обществе все больше внимание уделяется методам и приемам законодательно запрещенной недобросовестной (нечестной) конкуренции, нарушающей и подрывающей принятые на рынке нормы и правила конкуренции». В Республики Казахстан 9 июня 1998 года №232-1 принят Закон «О недобросовестной конкуренции», который «определяет действия, признающиеся недобросовестной конкуренцией, устанавливает механизм предотвращения и устранения недобросовестной конкуренции и ее последствий, а также ответственность за недобросовестные конкурентные действия». В названный закон внесены изменения и дополнения от 15 декабря 2000 года № 125 – II. Кроме того, Закон РК от 19 января 2001 года № 144 - II «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности» определяет организационные и правовые меры государственного регулирования по поддержке предпринимательства, предупреждению, ограничению, пресечению и регулированию монополистической деятельности.

Таким образом, изучив эволюцию теоретических взглядов на экономическую сущность теории конкуренции можно сделать вывод о том, что рыночные структуры характеризуются количеством и возможностями покупателей и продавцов на рынке. Структура рынка варьируется от совершенной конкуренции с множеством покупателей и продавцов через монополистическую конкуренцию, олигополию до монополии, при которой существует только один продавец. Производство зерновых больше всего отвечает условиям совершенной конкуренции. Характерной чертой этого рынка является множество производителей и потребителей, нет особых препятствий для появления новых конкурентов, цены свободно колеблются под воздействием спроса и предложения. При этом ни один из конкурентов не обладает достаточной мощью, чтобы оказывать заметное влияние на цены или по другому регулировать состояние рынка.

В выборе средств и методов конкурентной борьбы, исключая методы недобросовестной конкуренции, в построении маркетинговой политики предприятия важным моментом является определение интенсивности конкуренции.

В советский период развития отечественной экономики конкурентоспособности, как объективной экономической категории должного внимания не уделялось. Конкуренция определялась как «антагонистическая борьба» и ассоциировалась со стихией и анархией, хищническими методами, разрушительными экономическими и социальными последствиями. С реальной конкуренцией сталкивались только те предприятия, которые поставляли продукцию на экспорт и объединения Минвнешторга при импорте товаров. В рыночной же системе хозяйствования конкурентоспособность является одной из ключевых экономических категорий. Сегодня уже для всех очевидно, что без развития конкурентных отношений национальная экономика не сможет превратиться в динамично развивающуюся систему. Реальной эффективностью обладают только те экономические стимулы, которые действуют в конкурентной среде. Такая среда – неотъемлемая черта рыночной экономики. При этом конкуренция является стимулом к снижению индивидуальных издержек отдельных предприятий, побуждает к повышению качества, обновлению продукции, то есть, нацелена на учет самого широкого круга запросов потребителя. Конкуренция стимулирует прогрессивные структурные преобразования в экономике, в особенности благодаря ее воздействию на процессы перераспределения производственных ресурсов. А именно, из традиционных отраслей - в новейшие, от убыточных предприятий – в рентабельные; из производств, спрос на продукцию которых сокращается в производства, отвечающие растущим потребностям. «Не решив вопросы становления конкурентной среды, налаживания денежного обращения внутри страны, повышения покупательной способности рубля на внутреннем рынке, нельзя будет приступить к кардинальному решению последующих задач – развитию международных форм конкуренции, международной интеграции».Достижение внешней конкурентоспособности товара возможно через достижение его внутренней конкурентоспособности на основе конкуренции между отечественными товаропроизводителями. Проблема повышения конкурентоспособности товаров(продукции, деятельности хозяйствующих субъектов, экономики страны в целом занимает очень важное место среди других экономических проблем.

С позиций маркетинга понятие конкурентоспособности товара (продукции) рассматривается д.э.н., профессором Н. К. Моисеевой, следующим образом:«Под конкурентоспособностью товара в маркетинге понимается все то, что обеспечивает ему преимущества на рынке, содействует его успешному сбыту в условиях конкуренции.

Конкурентоспособность продукта на рынке зависит, с одной стороны, от правильности выбора рынка (наличия на данном рынке спроса и отсутствие конкуренции), а, с другой стороны,- от совокупности факторов, присущих самому товару».

В экономической литературе не делается четкого разграничения между конкурентоспособностью товаров (продукции) и конкурентоспособностью хозяйствующих субъектов (предприятий).Но такое разграничение весьма целесообразно и имеет большое значение при рассмотрении этого вопроса.

«Конкурентоспособность, рассматриваемая применительно к отдельному товару,- это совокупность качественных и стоимостных характеристик изделия, обеспечивающая удовлетворение конкретной потребности покупателя. Конкурентоспособным является тот товар, комплекс потребительских и стоимостных свойств которого обеспечивает ему коммерческий успех, то есть позволяет быть прибыльно обмененным на деньги в условиях широкого предложения к обмену других товаров-аналогов». А вот д. э. н., профессор А. Ю. Юданов не связывает конкурентоспособность «с отличными характеристиками товара как таковыми». По его мнению «конкурентоспособностью называется степень притягательности данного продукта для совершающего реальную покупку потребителя». Здесь через «привлекательность» товара проявляется суверенитет клиента. К тому же А.Ю. Юданов не ставит «знак равенства между массовостью продаж и сильной конкурентоспособностью товара», утверждая, что «не устраивающие клиентов (и, следовательно, неконкурентоспособные) продукты могут активно продаваться при дефиците или отсутствии выбора». В условиях дефицитного рынка (рынка «продавца») конкуренция покупателей за товар ведет к завышению цен, освобождает производителей от необходимости интенсивно совершенствовать продукцию, снижать издержки производства.

Для объективной оценки конкурентоспособности своей продукции производитель должен учитывать все требования, которые предъявляет к ней потребитель. Конкурентоспособной продукции должен быть присущ определенный комплекс свойств. Кроме соответствия параметрам, существенным с точки зрения потребителя, производителю необходимо оценить и возможность реализации своего товара на конкретном рынке, то есть учесть интенсивность конкуренции этого рынка. Далее необходимо определить соответствие своей продукции стандартам и нормам, так как первым делом покупателем оценивается качество продукции,

В своей книге «Стратегия конкуренции» Майкл Портер представляет три вида общих стратегий, направленных на повышение конкурентоспособности. Компания, которая хочет создать себе конкурентные преимущества, должна сделать стратегический выбор, чтобы «не потерять своего лица».

Для этого имеются три базовые стратегии:

1) лидерство в снижении издержек;

2) дифференциация;

3) фокусирование.

Чтобы удовлетворить первому условию, компания должна удерживать издержки на более низком уровне, чем у конкурентов. Лидерство в снижении издержек наиболее характерная из всех трех общих стратегий. Преимущества такого рода зависят от структуры отрасли, это может быть экономия на масштабах производства, передовая технология или доступ к источникам сырья.

Для обеспечения дифференциации компания должна стремиться к уникальности в каком-либо аспекте. Дифференциация может заключаться в самой продукции, в методах доставки, в условиях маркетинга или в каких-либо других факторах. Разница между лидерством в снижении издержек и дифференциацией состоит в том, что первое может быть получено только одним способом – путем установления эффективной структуры затрат, в то время как дифференциации можно добиться разными путями.

Третья разновидность стратегии, предложенной Портером, состоит в сосредоточении усилий на каком-либо аспекте деятельности. Она основана на выборе узкой области конкуренции внутри отрасли. Компания выбирает определенную группу покупателей, определенную часть продукции или определенный товарный рынок и уделяет им особое внимание. По Портеру, любая стратегия может быть использована как эффективное средство достижения и сохранения конкурентных преимуществ.

Практика определения конкурентоспособности продукции основывается на сравнительном анализе ее совокупных характеристик с аналогами конкурентов. В качестве аналогов можно рассматривать продукцию, лучшую по параметрам или среднюю.

Рассмотрим некоторые критерии оценки конкурентоспособности, используемые зарубежными экономистами. Так, английские экономисты рассматривают конкурентоспособность в аспектах: «ценовом», «по сравнительной стоимости» и по «сравнительной прибыльности».

В случае ценовой конкурентоспособности продукция признается конкурентоспособной, если ее продажная цена, дизайн и качество не уступают аналогам, представленным на рынке. Конкурентоспособность по сравнительной стоимости выражается в сравнении стоимостей единицы труда разных стран, которые подсчитываются в одной валюте. Конкурентоспособность по прибыльности означает прямую связь между величиной прибыли и уровнем конкурентоспособности.

Эксперты Парижской торгово-промышленной палаты в числе важнейших критериев конкурентоспособности называют следующие:

-степень новизны товара;

-качество его изготовления;

-наличие материальной базы для информирования потенциальных потребителей о нем;

-стимулирование сбытовой деятельности, ее динамизм;

-учет требований конкретного рынка и приспособление к ним товара, а также возможность оперативного реагирования на изменение конъюнктуры рынка.

По результатам исследования Ирландского экспортного управления, среди факторов, обеспечивающих конкурентоспособность товара на внешнем рынке, первое место занимает качество, второе место – цена, третье место – связи с экспортом.

Наш экономический кризис вызвал повышение роли цены, как фактора конкурентоспособности, так как обострилась реакция на ее изменение со стороны потребителей. Производитель же должен решить и отразить в своем маркетинговом плане, какой вариант изменения цены он выбирает:

1) повышение конкурентоспособности продукции (при неизменном уровне качества) за счет снижения цены, что вызовет увеличение спроса на эту продукцию (прибыль при этом остается неизменной);

2) повышение конкурентоспособности продукции (при более высоком уровне качества) за счет увеличения продажной цены при том же объеме реализации, либо за счет увеличения объема реализации при сохранении прежней продажной цены.

Конкурентоспособность отдельных товаров, продукции в итоге предопределяет конкурентоспособность предприятий, отраслей, всей экономики государства в целом. Смещение акцента с конкурентоспособности отдельно го товара, продукции на конкурентоспособность предприятий и так далее связано с освоением рынков за пределами государства. При завоевании новых для себя рынков, при принятии решения об изменении объемов производства, при инвестировании капитала в обновление производимой продукции необходима уже оценка конкурентоспособности предприятия, а не отдельной продукции.

Экономические основы обеспечения конкурентоспособности предприятия. «Если рассматривать понятие «конкурентоспособность» применительно к предприятию, то его можно определить как возможность эффективной хозяйственной деятельности и ее практической прибыльной реализации в условиях конкурентного рынка. Эта реализация обеспечивается всем комплексом имеющихся у предприятия средств». Таким образом, конкурентоспособность любого предприятия – это итоги его производственно-финансовой деятельности, в которых отражаются усилия всех, без исключения служб и подразделений, а также способность реагировать на изменение конъюнктуры рынка.

Конкурентная среда основного производства должна быть ресурсно обеспечена. Наряду с внутриотраслевой конкуренцией предприятий основного производства должна развиваться конкуренция между предприятиями – поставщиками техники, сырья, материалов для нужд производства. Поставщики ресурсов (сырья, материалов) и участники производственной кооперации должны создать основному производству «крепкий тыл». Иначе происходит удорожание продукции и потеря конкурентных преимуществ. Производители продукции должны иметь возможность выбора исполнителей и формы торгово-посреднических услуг, а также кредиторов-инвесторов.

В конкурентоспособности как объективной экономической категории находят отражение экономические, научно-технологические, производственные, организационно-управленческие, маркетинговые возможности предприятия. А выражаются эти возможности в товарах (продукции), противостоящих конкурирующим аналогам. Производство и реализация конкурентоспособной продукции – обобщающий показатель «живучести» предприятия, его способности эффективно использовать финансовый, производственный и трудовой потенциалы.

На предприятии должна разрабатываться определенная стратегия в сфере конкурентоспособности, предусматривающая меры по всей производственно-хозяйственной деятельности. Стратегии зависят, в свою очередь, от конкретных и перспективных задач. Но главная их задача – обеспечение своим товарам (продукции) рыночных преимуществ перед товарами-конкурентами. Превосходство над конкурентами может быть достигнуто за счет «превосходства в умении» и «превосходства в ресурсах». Первое достигается умелой работой административной команды, маркетологов, технологов. Это может выражаться в своевременном и эффективном использовании маркетинга; в умении планировать и осуществлять работу по сбыту продукции; в применении передовых технологий. Ресурсы, определяющие достижение преимуществ в конкуренции, могут быть следующими: финансы; кадровый состав и его квалификация; малозатратные производственные возможности; доступ к сырью и материалам; наличие и использование различных форм производственного, коммерческого, научно-технологического сотрудничества.

Перечисленные преимущества перед конкурентами позволяют предприятию предлагать на рынке продукцию лучшего качества или по более низким ценам, что укрепляет его рыночные позиции, делает возможным получение прибыли, превышающей средний уровень.

Стратегический анализ рыночной ситуации можно представить в виде компактной схемы (рисунок 10). Выделяется два направления стратегического анализа: анализ воздействия факторов внешней среды предприятия; анализ сильных и слабых сторон предприятия в конкурентной борьбе.

 
 


Рисунок 10 - Схема проведения стратегического анализа рыночной ситуации

В целом конкурентоспособность предприятия находится в прямой зависимости от общей эффективности его деятельности и обусловлено совершенством, а в случае аграрного производства – соблюдением используемых технологий, умелой постановкой маркетинговой службы, грамотным менеджментом и другими экономическими и технологическими аспектами.

Специфика подхода теории конкуренции к проблеме повышения конкурентоспособности заключается в направлении усилий предприятий в русло подходящей для него стратегии конкурентной борьбы.

В экономической литературе до настоящего времени не существует единого определения конкурентоспособности и методов оценки уровня конкурентоспособности предприятия(производителя).В экономически развитых странах сложились различные подходы к решению названной проблемы. Основные из них можно представить в следующей схеме (рисунок 11).


Рисунок 11 -Основные методы оценки конкурентоспособности

предприятия

Определение конкурентоспособности предприятия по сравнительным преимуществам основываются на использовании соответствующего закона. Согласно закону сравнительных издержек каждое государство должно специализироваться на производстве той продукции, по которой его издержки ниже, чем у конкурентов. Способность государства обеспечить относительно более низкие издержки производства в определенной отрасли через обладание преимуществами, позволяет завоевать сильные рыночные позиции для отрасли, то есть для ее конкурентоспособности. Непосредственно измерить сравнительные преимущества не представляется возможным, поэтому наиболее часто используемым методом и является метод, построенный на предположении: чем ниже издержки производства в отрасли, тем большими преимуществами обладает отрасль по отношении к конкурентам.

К следующей группе относятся методы оценки конкурентоспособности предприятия, основывающиеся на теории равновесия фирмы и отрасли Альфреда Маршалла и теории факторов производства. Согласно теории А. Маршалла, экономические процессы могут быть объяснены в терминах равновесной рыночной цены. Значительным вкладом Маршалла в экономическую теории явилось разграничение между краткосрочным и долгосрочным предложением и спросом. Сравнивая эти два фактора с лезвиями ножниц, он доказывал, что ни один из факторов не может функционировать без другого. Но точно также, как у ножниц лезвия движутся по разному (в зависимости от их положения), также и значимость влияния предложения и спроса меняется во времени. На краткосрочном отрезке количество производимых товаров остается более или менее постоянным (ожидаемый урожай с уже посаженных растений, план выпуска продукции предприятий и так далее). Следовательно, большую роль в определении цен будут играть колебания спроса.

Но в долгосрочной перспективе верно обратное. И фермы, и предприниматели могут увеличить или сократить производственные мощности в соответствии с потребностями рынка. В этом случае предложение будет оказывать большее влияние на формирование рыночных цен.

При равновесном положении производителя (максимально возможный объем производства и сбыта продукции с неизменным характером спроса и уровнем развития техники на конкретном рынке) каждый из факторов производства употребляется с одинаково высоким уровнем производительности. И так как у предприятий отрасли отсутствует сверх- прибыль, вызываемая использованием какого-либо из факторов производства, у других предприятий нет экономического интереса для вступления в отрасль.

При использовании какого-либо фактора не полностью и масштабах производства, не обеспечивающих снижение издержек, появляется возможность для увеличения объемов производства продукции. Признаком, на основании которого производится оценка конкурентоспособности по этому направлению исследования, является наличие у производителя таких факторов производства, которые могут использоваться с более высокой производительностью, чем у конкурентов.

Комитетом по изучению экономического положения и проблем развития ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития) в 80-е годы проводилось сравнение стоимости факторов производства и их производительности по различным странам. В качестве показателей стоимости факторов рассматривалось следующее: процентные ставки по банковским кредитам; относительная стоимость закупаемого оборудования (индексы цен);относительные ставки заработной платы.

Более высокий уровень конкурентоспособности имели те предприятия, у которых показатели относительной стоимости факторов производства были ниже, чем у конкурентов.

Методы оценки конкурентоспособности производителя на основе теории равновесия фирмы и факторов производства имеют довольно существенные ограничения в своем применении, хотя и заслужили законное право на существование.

В странах с развитой экономикой широкое применение имеют методы оценки конкурентоспособности на основе теории эффективной конкуренции. Теория эффективной конкуренции предполагает два основных подхода: структурный и функциональный.

Структурный подход предполагает оценку степени монополизации отрасли, а именно концентрации производства и капитала, и входных барьеров. Основным препятствием на пути вновь вступающих в отрасль конкурентов является (согласно экономической теории): экономичность крупномасштабного производства; степень дифференциации продукции; абсолютное преимущество в издержках действующих фирм; размер необходимого для эффективного производства капитала.

Согласно теории международного маркетинга выделяются следующие факторы, влияющие на интенсивность и следовательно на уровень конкурентоспособности предприятия: потенциал рынка (возможная емкость);легкость доступа; вид товара; входные барьеры (необходимые инвестиции, государственное регулирование);однородность рынка; структура отрасли или конкурентные позиции фирм; степень вовлечения фирм в данную отрасль; возможность технологических нововведений; экономия на масштабе; диверсификация фирм.

Функциональный подход можно представить анализом трех главных групп экономических показателей рыночной деятельности предприятий.

В первую группу входят показатели, отражающие эффективность производительности сбытовой деятельности предприятий: соотношение чистой прибыли и продаж; чистой прибыли и материальных активов; чистой прибыли и оборотного капитала.

Во вторую группу включают показатели, характеризующие интенсивность использования основного и оборотного капиталов: соотношение продаж и стоимости материальных активов; продаж и оборотного капитала; продаж и материально-производственных запасов и так далее.

В третьей группе сосредоточены показатели, дающие представление о финансовой деятельности предприятия: соотношение оборотного капитала и текущего долга (погашаемого в течение одного года); период оплаты текущих счетов; соотношение текущего долга и стоимости материальных активов; общего долга и стоимости материальных активов; долгосрочных обязательств и чистого оборотного капитала.

Важно также отметить, что при функциональном методе рассчитываются и показатели производительности труда. Сопоставление уровней общей производительности труда между предприятиями одной отрасли определяет их место в конкурентной борьбе. Общепринято считать, что в современных условиях разница в производительности труда в размере 10% и более уже представляет угрозу конкурентоспособности. Дополнительно употребляются, как показатели конкурентоспособности, рентабельность инвестиций и норма прибыли.

Еще одним способом оценки конкурентоспособности является «метод профилей», при котором оценивается качество продукции. Основывается этот метод на положениях маркетинга и используется консультационными фирмами Западной Европы. В рамках этого метода учитываются запросы потребителя в отношении какой-либо продукции, устанавливается сравнительная важность ее характеристик. Сравнение технико-экономических данных продукта с другими конкурирующими продуктами производится в три этапа.

Первый этап – установление наличия рынков для конкретного продукта и определение требований рынков к конкурирующим на них товарам в сравнении с «идеальным продуктом», который потенциально необходим потребителю. Второй этап – обоснование, каким должен быть продукт, чтобы обеспечить его реализацию с максимальной рентабельностью. На третьем этапе – оценивается работа по реализации продукции, а именно сбытового подразделения предприятия, по сравнению с конкурентами. Основной показатель, который анализируется на этом этапе – продолжительность реализации продукции.

В силу того, что критерии оценки конкурентоспособности производителя по этому методу достаточно сложны, в практике применяются косвенные обобщенные показатели или система показателей. Например, сравнение предприятий по векторам компетентности через построение многоугольников конкурентоспособности.

Концепция Качество Цены


Финансы


Внешняя политика Торговля

Послепродажный сервис

Рисунок 12- Многоугольник сравнительных характеристик предприятий на международном рынке

Матричный метод оценки конкурентоспособности может применяться при анализе не только предприятий, но и товаров – «стратегических единиц бизнеса». Теоретической базой служит концепция жизненного цикла товаров и технологий (внедрение, рост, насыщение, спад). На каждом из этих этапов продуцент может реализовывать продукт в различных объемах, масштабах, что скажется на занимаемой доли на рынке и динамике продаж. Для проведения исследования строится матрица по вертикали, которой отмечаются темпы роста емкости рынка в линейном масштабе, а по горизонтали – относительная доля продуцента на рынке в логарифмическом масштабе.

Матричные методы нашли широкое применение в американских консультационных фирмах, так как являются очень удобными в практическом использовании. Пользуясь данным методом, можно определить конкурентные позиции «стратегических единиц бизнеса», а также выбрать стратегию повышения уровня конкурентоспособности.

Таким образом, показатель конкурентоспособности производителя содержит в себе два элемента: критерий, учитывающий в динамике степень удовлетворения потребителя, и временной критерий эффективности производства. Первый /Iт/ – конкурентоспособность товарной массы, определяется соотношением суммы потребительных стоимостей всех товаров продуцента к стоимости потребления этих товаров.

Эффективность финансово-хозяйственной деятельности конкурирующих предприятий выражается вторым критерием /Iэ/, рассчитанным как соотношение показателей эффективности анализируемого продуцента и у конкурента с учетом временного фактора.

Общий показатель уровня конкурентоспособности производителя в общем виде выражается формулой:

Кп = Iт х Iэ, (54)

где Кп – общий показатель конкурентоспособности производителя,

Iт – индекс конкурентоспособности по товарной массе,

Iэ – индекс относительной эффективности.

В этой формуле для определения индекса относительной эффективности могут использоваться разнообразные показатели рентабельности предприятия: рентабельность реализованной продукции, рентабельность продаж, рентабельность активов, рентабельность основного капитала (собственного капитала); показатели финансовой устойчивости и платежеспособности.

Показатель Кп – интегральная численная характеристика конкурентоспособности. Если Кп меньше одного, то анализируемое предприятие уступает конкурирующему с ним продуценту, если Кп больше одного, то анализируемое предприятие превосходит конкурента; при Кп равно одному, то рассматриваемое предприятие имеет равную с соперником конкурентоспособность.

Список рекомендуемой литературы

1. Закон РК «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности» от 19 января 2001 г.

2. закон РК «О естественных монополиях» от 9 июля 1998 г.

3. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. – М.: Политиздат, 1962,(с.253)

4. Ricardo D. The Principles of Political Economy and Taxation. – London: J. M. Dent, 1955. – Р.6.

5. Милль Дж. С. Принципы политической экономии. – М.: Политиздат, 1953. – (с.352)

6. Маркс К. Капитал. Критика политической экономии. Под ред. Ф.Энгельс. III т –М: Политиздат, 1978. (с.197)

7. Маршалл А. Принципы экономической науки. / Пер. с англ. В 3 т – М.: Прогресс, 1993. – 1076 с.

8. Самуэльсон П. Экономика, т.II –М.: Алгон, 1994.– с.88.

9. Макконнелл К. Р., Брю С. Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. /Пер. с англ.; АнтиповаО.Н., Чепракова С.В. и др.; Под общ. ред. Пороховского А.А. В 2 т – Таллинн, 1993.2 т – (Стр.66-67)

10. Миклашевская Н.А., Холопов А.В. Международная экономика: Учебник. – М.: Дело и сервис. – 1998. – С.25.

11. Долан Э. Дж., Линдсей Д.Е. Микроэкономика / Пер. с англ. В. Лукашевича и др.; Под общ. ред. Б.Лисовика и В. Лукашевича. С-Пб., 1994. – С.161.

12. Гайсин Р. С. Влияние факторов предложения на конъюнктуру рынка продовольствия. // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. – 1998. – (Стр. 46-49)

13. Хайек Ф. Конкуренция как процедура открытия. // МЭ и МО. – 1989. - №12. – (Стр. 6,13)

14. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. – 2-е изд., исправ. – М.: ИНФРА-М. – 1998. – С.162.

15. Hayek F. F. Individualism and Economic Order. – Chicago: Univ. Of Chicago Press. – 1948.–(Стр.92-96)

16. Амуржуев О.Н. За монополизм полмиллиона. // Экономика и жизнь. – 1990. - №23. – (Стр.8)

17. Ериных Е.В. Антимонопольное право: шесть нарушений, четыре средства. // ЭКО. – 1991. - №1. – (Стр.148-154)

18. Бирман И.Н. Запретов нет, запретов много. // Литературная газета. – 1988. - №5. – 7 февраля. –С.10.

19. Чекановский А.Н. Специфика и условия развития социалистического рынка. // Экономические науки,1989, №5. – (с.78-84)

20. Каренов Р.С. Терминология рыночной экономики и бизнеса. – Алматы: Гылым. – 1994. – С.148.

21. Хейне П. Экономический образ мышления. / Пер. с англ. – М.: Новости при участии Изд-ва Catallaxy, 1991. – С.298.

22. Городецкий А.Е., Лыкова Л.Н. Конкуренция и монополия в советской экономике. // Общественные науки. – 1991. - №1. –С.32.

23. Рубин Ю.Б. Так ли надо трактовать социалистическую конкуренцию? // Экономические науки. – 1990. - №6. – С.77.

24. Карлоф Б. Деловая стратегия / Пер. с англ.; Науч.ред. и авт. послесл. В.А. Приписнов. – М.: Экономика. – 1991. – С.58.

25. Основы организации бизнеса: Учебник. / Б.М. Турсумбаев, И.Я. Петренко, С.Б. Исмуратов. – Челябинск: Южно-Уральское кн. изд-во. – 1995. – (Стр.345-351)

26. Стародубровская И. От монополизма к конкуренции. – М.: Политиздат,1990, с.7.

27. Борисов Е.Ф., Петров А.А., Стерликов Ф.Ф. Экономика: Справочник. – М.: Финансы и статистика, 1997, – (с.155-159)

28. Коробов Ю.И. Банковская конкуренция. // Деньги и кредит. – 1995. - №2. – (с.39-47)

29. Азоев Г.Л. Конкуренция: анализ, стратегия и практика. – М.: Центр экономики и маркетинга, 1996. – (Стр.5, 41-45)

30. Половцева Ф. Конкурентоспособность и надежность предприятия на рынке продовольственных товаров. // Международный сельскохозяйственный журнал. – 1997. - №4. - (Стр.35-37)

31. Юданов А.Ю. Конкуренция: теория и практика. – М.: АКАЛИС, 1996. – С.37.

32. Маркетинг: Учебник / Романов А.Н., Корлюгов Ю.Ю., Красильников С.А. и др.; Под. ред. Романова А.Н. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1996. – С.105.

33. Ревинский И.А. Международная экономика и мировые рынки: Учебное пособие. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 1998. – С.96.

34. Жученко Л. Стратегия адаптивного растениеводства и ресурсосбережения. // АПК. - 1997. - №6. – (Стр.11-19)

35. Черняк В.З. Оценка бизнеса. – М.: Финансы и статистика, 1996, с.95.

36. О развитии конкуренции и ограничении монополистической деятельности: Закон РК. – Алма-Ата: Казахстан, 1991.- 48 с.

37. О недобросовестной конкуренции: Закон РК // Казахстанская правда. - 1998. – 11 июля.

38. Курмангалиев С. Закон гласит: конкуренты – не враги. // Инфо-Цес. – 1999. – 15 января.

39. Советский энциклопедический словарь / Гл. ред. А.М. Прохоров. – 4-е изд. – М.: Сов. Энциклопедия. – 1986. – С.619.

40. Кормнов Ю. Ориентация экономики на конкурентоспособность. // Экономист. – 1997. - №1. – (Стр.38-48)

41. Меркулова Ю.В. Проблемы становления конкурентной среды хозяйствования. // Общество и экономика. – 1993. - №9-10. – (Стр.25-52)

42. Рынок – значит конкуренция. // Общество и экономика. – 1993. - №1. – (Стр.19-25)

43. Моисеева Н.К. Международный маркетинг: Учебное пособие. – М.: Центр экономики и маркетинга.- 1998. –(с.69, 77, 83, 98)

44. Завьялов П. Конкурентоспособность и маркетинг. // Российский экономический журнал. – 1995. - №12. – (с.50-55)

45. Фатхутдинов Р.А. Менеджмент конкурентоспособности товара. – М.: АО Бизнес-школа Интел-синтез, 1995. – С.9.

46. Юданов А.Ю. Конкуренция: теория и практика. Учебно-практическое пособие. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Тандем, "ГНОМ-ПРЕСС", 1998. –(Стр.49,298)

47. Porter M.E. Competitive Strategy: Techniques for Analysing Industries and Competitors. – N. Y.: Free Press, 1980. – ХХ. – 396 p.

48. Осипов Ю.М. Основы предпринимательского дела. Благородный бизнес. – Ассоциация "Гуманитарное знание". МП "Тритон", 1992. – С.29.

49. Уотермен Р. Фактор обновления: как сохраняют конкурентоспособность лучшие компании. / Пер. с англ.; Под. общ. ред. В.Т. Рысина. – М.: Прогресс. – 1988. – (Стр.39,78)

50. Завьялов П. Российский рынок глазами маркетолога. // Российский экономический журнал. – 1993. - №7. – (Стр.44-53)

51. Нурмагамбетов К.Р. Регулирование производственно-хозяйственной деятельности предприятий в условиях конкурентного рынка (на материалах предприятий по переработке сельскохозяйственной продукции Северного Казахстана).: Авторефер. дис. док. – Алматы, 1997. – 46 с.

52. Голубков Е.П. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика. – М.: Финпресс. – 1998. – (Cтр. 23, 374-375)

53. Комарова Н. Современная экономика. Общедоступный учебный курс. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. – С.117.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: