Рассказ. Кто помог построить дом

Кто помог построить дом

С. Иванов

Ехала машина: «Бип-би-би!» — кур пугала, лужи разливала, на ухабах переваливалась — тяжелая машина, грузовая.

—Эй, шофер! Расскажи-ка, что привез?

— Доски привез, бревна, столбы, фанеру, стропила — дом при­вез. Только его еще построить надо!

Дом построить? Плотники пришли. У плотников топоры. Топоры остры, сверкает на солнце стальное зеркало. Стук по бревнам, дзынь по сучкам. Кору долой, сучки долой...

Гладкие бревнышки, белые бревнышки, одно к одному. Из них плотники сложили четыре толстые деревянные стены — сруб.

Без топора дом никак не построить. А без пилы? Пила пела — доски ела. Будьте, доски, все по росту. Вы, доски, станете полом, а вы — потолком. А вас распилю на ступеньки, а вас распилю для крылечка.

Поет пила — опилки сыплет. Целая горка, целый сугроб опи­лок.

Хороши доски, все по росту... Хороши, да шершавы.

Взялся за дело рубанок. «Шип-свип, шип-свип» — трудно ему, а все ж бежит по доске рубанок. Из-под рубанка стружки — как живые летят, пенятся, шипят. Чисто-чисто запахло смолой. Встает доска, встает с верстака. Была шершавая, серая, а стала желто-белая и розово-белая!

А дом-то наш, смотрите, почти что готов. Стены поставили, и потолок почти что уложен...

Вдруг ветер — невидимый конь — как промчится, как дом заша­тается, доски жалобно бряк-звяк...

Ах ты! Надо же, что забыли!

Где ты, наш друг — молоток-молодец? Без молотка прочный дом разве поставишь?

Пришел командир-молоток, а с ним его армия: гвоздищи, гвозди, гвоздики, гвоздишки. Гвоздищи — главные часовые — будут стены держать. Гвозди в пол уползут, в потолок, будут крышу крепить. Гвоздики-иголки пришьют к стенам большие листы фанеры. А гвоз­дишки — самые крохотные — станут стекла придерживать, хруп­кие стекла в оконной раме... Целый день стучит молоток.

Светлый дом, крепкий дом. Наверху — резная коняшка. Это ра­бота стамесок. Стамески бывают широкие, словно лезвие топора, стамески бывают узкие — почти как шильце. Но все стамески умны и остры. Они любой желобок могут сделать в бревне, и деревян­ным кружевом разукрасят наличник, и заставят на крыше скакать резную коняшку.

А я конопатка, стамесочья тетка. Не знаете, зачем я нужна? Вот приходит зима, смотрит: дверь закрыта, в окнах двойные рамы. Тогда станет она искать щелки. Злится-позлится, а щелок и нет. Это я, конопатка, все стены проконопачу паклей и мхом. То-то тепло будет в доме, то-то весело будет...

В доме лавки стоят, длинный стол — хозяева плотников уго­щают, идет пир горой, новоселье!

Спасибо вам, плотники, спасибо и вашим умелым товарищам — плотницким инструментам!

Тема: «КВАРТИРА. МЕБЕЛЬ»

Загадки

Под крышей четыре ножки,

А на крыше суп да ложки. (Стол)

На четырех ногах стою,

Ходить я вовсе не могу.

Когда устанешь ты гулять,

Ты можешь сесть и отдыхать. (Стул)

Днем спит на ней подушка,

А по ночам — Андрюшка. (Кровать)

Хоть у нас четыре ножки,

Мы не мышки и не кошки.

Хоть мы все имеем спинки,

Мы не овцы и не свинки.

Мы не кони, хоть на нас

Вы садились много раз. (Стулья)

В квартире нашей новый дом,

Живет посуда в доме том.

В нем место есть и для конфет,

Он называется... (буфет)

Я удобный, очень мягкий.

Вам нетрудно угадать,

Любят бабушки и внуки

Посидеть и полежать. (Диван)

Я молча смотрю на всех,

И смотрят все на меня.

Веселые видят смех,

С печальными плачу я.

Глубокое, как река,

Я дома на вашей стене.

Увидит старик — старика,

Ребенок — ребенка во мне. (Зеркало)

Дверцы, ножки, полки есть.

А на полках — и не счесть:

Полотенца и белье —

И для мамы, и мое. (Платяной шкаф)

За стеклом на полках в ряд

Книги разные стоят. (Книжный шкаф)

Считалка

Мы приходим в магазин,

В магазине нет корзин.

В магазине этом

Крупные предметы:

Стол, диван и табуреты,

Шкаф, сервант и стеллажи.

Что ты выберешь,

Скажи?

Стихи

Откуда стол пришел?

С. Маршак, В. Лебедев

Берете книгу и тетрадь,

Садитесь вы за стол.

А вы могли бы рассказать,

Откуда стол пришел?

Недаром пахнет он сосной —

Пришел он из глуши лесной.

Вот этот стол — сосновый стол —

К нам из лесу пришел.

Пришел он из глуши лесной —

Он сам когда-то был сосной.

Сочилась из его ствола

Прозрачная смола.

У нас под ним — паркетный пол,

А там была земля.

Он много лет в лесу провел,

Ветвями шевеля.

Он был в чешуйчатой коре,

И у его корней

Барсук храпел в своей норе

До первых вешних дней.

Видал он белку, этот стол.

Она карабкалась на ствол,

Царапая кору.

Он на ветвях качал галчат

И слышал, как они кричат,

Проснувшись поутру.

Но вот горячая пила

Глубоко в ствол его вошла.

Вздохнул он — и упал...

И в лесопилке над рекой

Он стал бревном, он стал доской,

Потом в столярной мастерской

Четвероногим стал.

Он вышел из рабочих рук,

Устойчив и широк.

Где был на нем рогатый сук,

Виднеется глазок.

Домашним жителем он стал,

Стоит он у стены.

Теперь барсук бы не узнал

Родной своей сосны.

Медведь бы в логово залез,

Лису объял бы страх,

Когда бы стол явился в лес

На четырех ногах!

Но в лес он больше не пойдет –

Он с нами будет жить.

День изо дня, из года в год

Он будет нам служить.

Стоит чернильница на нем,

Лежит на нем тетрадь.

За ним работать будем днем,

А вечером — читать.

На нем чертеж я разложу,

Когда пора придет,

Чтобы потом по чертежу

Построить самолет.

Столяр

В. Степанов

Мастерит столяр буфеты,

Стулья, тумбы, табуреты.

В стружках весь его верстак.

Вот работать надо как.

Наша квартира

Н. Нищева

В нашей комнате — столовой

Есть отличный стол дубовый,

Стулья — спинки все резные,

Ножки гнутые, витые —

И ореховый буфет

Для варенья и конфет.

В комнате для взрослых — спальне —

Есть для платьев шкаф зеркальный,

Две широкие кровати

С одеялами на вате

И березовый комод.

Мама там белье берет.

А в гостиной кресла есть,

Телевизор смотрят здесь.

Есть диван и стол журнальный,

В стенке — центр музыкальный.

Игры

В гостях у Тани на новой квартире

(Творческая игра)

Воспитатель. Вот и дом Тани. Вытрем ноги и войдем.

Дети. Поскорее отворяй-ка,

Принимай гостей, хозяйка!

Таня. Здравствуйте. Проходите, ребята, пожалуйста.

Воспитатель. Как у тебя красиво, Таня! Где делали эту мебель?

Таня. На мебельной фабрике.

Воспитатель. Давайте покажем, как делают мебель. Чтобы стол смастерить, что сначала надо сделать?

Дети. Надо дерево срубить.

Воспитатель. Как?

Дети (имитируя движения рубщиков).

Бах, бах, бам, бам,

Есть работа топорам.

Ух, ух, ух, ух,

Рубим, рубим во весь дух.

Воспитатель. Что дальше надо делать?

Дети. Надо из бревна напилить доски.

Воспитатель. Как?

Дети (имитируя движения пильщиков).

Запилила пила,

Завизжала пила:

З-з-з … ж-ж-ж

Из-под пилки

Сыплются опилки.

Воспитатель. Доски есть. Только они неровные. Кто нам нужен? Дети. Столяр.

Воспитатель. Что делает столяр?

Дети (имитируя работу рубанком).

Столяр рубанок в руки взял,

И вдруг рубанок зашуршал:

Шшш... шшш...

Готовим понемножку

То крышку, то ножку.

Воспитатель. Кого же теперь надо пригласить?

Таня. Полировщика.

Дети (имитируя работу полировщика).

Чтобы мебель заблестела,

Полировщиков зовем.

Пасту в дерево втирая,

Мигом глянец наведем.

Воспитатель. Кого сейчас позвать надо?

Таня. Сборщика.

Дети (имитируя работу молотком).

Ток-ток, ток-ток!

Бьет по шляпке молоток.

Часто, не редко,

не мимо, а метко.

Воспитатель. Вот и стол готов. Загадаем загадки хозяйке.

Дети загадывают загадки о мебели.

Как Таня ухаживает за мебелью

(Игра-драматизация)

Воспитатель. Таня, как ты ухаживаешь за мебелью?

Таня.

Сухой тряпочкой протираю.

Мебель я свою люблю,

Пылесосом везде уберу:

И под шкафом, и за шкафом,

И в шкафу, и на шкафу.

Не люблю я пыли — ффу!

Воспитатель. Покажем, дети, что получается, если хозяйка — девочка чумазая.

Дети надевают атрибуты — элементы костюмов различных предметов мебели (стул, стол, шкаф, сервант...).

«Мебель» разбегается: важно отходят сервант и стол; тяжело, вразвалку уходит шкаф; хромая, отбегает стул.

Девочка чумазая. Почему ты, сервант, уходишь от меня?

Сервант. Ты ставишь в меня грязную, битую посуду. Не хочу у тебя жить.

Девочка чумазая. Почему ты, стол, уходишь от меня?

Стол. Ты писала на мне карандашом, ножом меня резала, вот я и ухожу.

Девочка чумазая. Почему ты, шкаф, оставляешь меня?

Шкаф. Ты открывала меня грязными руками, вешала грязное платье, вот я и ухожу от тебя.

Девочка чумазая. Ты, стул, почему от меня ускакал?

Стул. Ты качалась на мне, качалась, вот и сломала ножку. Я обиделся и ускакал от тебя.

Девочка чумазая (плачет, а потом говорит).

Побегу я к умывальнику скорей,

Нос и щеки я отмою побелей,

Руки вымою, головку причешу,

Мебель бедную назад я ворочу.

Девочка чумазая умывается, а «мебель» подглядывает.

Стол. Что делает наша хозяйка?

Все. Умывается.

Шкаф. Шею моет?

Все. Моет.

Стул. И руки у нее чистые?

Все. Чистые. Можно возвращаться.

Девочка чумазая (снимает грязную шапочку-маску и идет встре­чать мебель).

Уж не буду, уж не буду

Свою мебель обижать.

Буду, буду свою мебель

В чистоте я содержать.
Все. Мы теперь не будем злиться,

Будем петь и веселиться. (Пляшут).

Таня (обтирает мебель тряпочкой).

Ах, как я вас, мои милые, люблю,

Я вас тряпочкою чистой оботру.

Сервант. Ах, ах, ах, ах!

Наша Таня вся в трудах.

Стул. Хватит, Таня, погоди.

Сядь на стул и отдохни.

Стол. Подарю пирог я сладкий

Нашей умнице хозяйке.

Шкаф. Ух, ух, ух, ух!

Пляшем, пляшем во весь дух.

Воспитатель. Дети, как хорошо, что у нас хозяйка Таня, а не девочка чумазая. Таня аккуратная. В доме у нее чисто. Посмотрите, какие у Тани красивые часы в деревянном корпусе. Этот корпус делал особый столяр, он называется краснодеревщиком.

Воспитатель. Где же мы, ребята, сегодня побывали?

Все. У Тани на новоселье.

Воспитатель. Что вам больше всего понравилось из мебели? Дети отвечают.

— Где делают мебель? (На мебельной фабрике.)

— Какое новое слово мы узнали? (Краснодеревщик.)

—Какую мебель делает краснодеревщик? (Красивую, необыч­ную.)

—Какой хозяйкой была Таня? (Хорошей, доброй, приветливой.)

—Почему мебель убежала от девочки чумазой? (Она плохо обращалась с мебелью, вот мебель и убежала.)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: