Стандарты менеджмента качества

Стандарты систем менеджмента возникли изначально как процедурные стандарты системы контроля качества. Первым принятым стандартом такого типа был Британский стандарт BS 5750, состоявший из трех частей и утвержденный в 1979 году. Идея создания такого стандарта лежала в обеспечении единых общепринятых подходов к контролю качества в использующих стандарт организациях; в значительной степени он основывался на стандартах оборонной отрасли Великобритании. Международная организация по стандартизации вскоре заимствовала опыт Британской организации по стандартизации, и на основе BS 5750 в 1987 году силами Технического комитета ИСО/ТК 207 была разработана первая версия стандартов ISO серии 9000 - систем качества. Тем самым были заложены основы целого ряда стандартов - универсальных (общих) стандартов систем менеджмента.

Стандарты систем менеджмента находят принципиально то же применение, что и технические стандарты; так же, как и технические стандарты, они описывают минимальные общие требования и служат взаимопониманию между сотрудничающими сторонами. Но и многое их отличает: сама сфера - система управления, в которой невозможны абсолютно идентичные решения, и круг заинтересованных сторон, далеко не ограничивающийся деловыми партнерами и потребителями.

Понятие «универсальные» (или «общие») означает, что одни и те же стандарты применимы к любой организации, крупной или небольшой, частной или государственной, коммерческой или общественной, независимо от того, какую продукцию или услуги предлагает эта организация. Стандартизованные системы менеджмента применяются в промышленных компаниях, образовательных учреждениях, органах государственного и местного управления.

Система менеджмента определяет, какие шаги организация предпринимает для управления своими процессами с тем, чтобы достичь целей, поставленных руководством этой организации, и обеспечить удовлетворенность потребителей, соответствие законодательным и нормативным требованиям и соблюдение условий охраны окружающей среды, безопасности и охраны труда.

Для достижения результативности и эффективности даже самая небольшая организация должна систематизировать сложившиеся подходы к управлению, следуя принципам общих стандартов менеджмента.

В 1994 году ИСО завершила первый пересмотр стандартов серии 9000, а в 2000 году завершился второй цикл их пересмотра. Если к 1994 году стандарты серии 9000 были переработаны, с целью расширения сферы применимости систем менеджмента качества (СМК) без масштабных изменений, то второй пересмотр был уже кардинальным и отражал нововведения и подход стандартов СЭМ в целом: преимущественную ориентацию на требования к системе менеджмента, принцип последовательного улучшения.

В ISO 9000:2000 «Системы менеджмента качества - основы и словарь» сформулированы следующие восемь принципов менеджмента качества, которых должны придерживаться организации:

1 В центре внимания - потребитель (Customer focus)

Завися от потребителей, организации должны понимать настоящие и будущие (ожидаемые) потребности клиентов, удовлетворять их требования и стремиться превосходить их.

2 Руководство (Leadership)

Руководство обеспечивает согласованность целей и направлений деятельности организации. Руководители должны формировать и поддерживать в организации условия, в которых сотрудники могут принять наиболее полное участие в достижении стоящих перед организацией целей.

3 Вовлечение персонала (Involvement of people)

Персонал всех уровней определяет сущность организации, и пол­ное вовлечение сотрудников дает возможность использовать их потенциал на благо организации.

4 Процессный подход (Process approach)

Желаемый результат достигается более эффективно, когда соответствующие виды деятельности и ресурсы управляются как процесс.

5 Системный подход к управлению (System approach to management)

Выявление, восприятие взаимосвязанных процессов и управление ими как системой (на основе системного подхода) способствует результативному и эффективному достижению стоящих перед организацией целей.

6 Последовательное улучшение (Continual improvement)

Последовательное улучшение общей результативности должно стать непреложной целью организации.

7 Принятие решений, основанное на фактах (Factual approach to decision -making)

Действенные решения основаны на анализе данных и информации.

8 Взаимовыгодные отношения с поставщиками (Mutually beneficial supplier relationships)

Организация и ее поставщики взаимозависимы, и взаимовыгодные отношения улучшают возможности обеих сторон в части создания ценностей (удовлетворения потребностей клиентов) ISO 9000:2000

Как видно, эти принципы универсальны, они применимы к любой организации и в большей части справедливы в отношении любой системы менеджмента, в том числе, системы экологического менеджмента.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: