Объемная конкуренция

5.1. Общая характеристика олигополистической структуры

Для олигополии характерно три признака:

1) В отрасли присутствует две или несколько фирм (обычно до 10) так, что отрасль не является чисто монополизированной.

2) Кривая спроса каждой фирмы имеет падающий характер, поэтому в отрасли не действуют правила совершенной конкуренции.

3) В отрасли функционирует, по крайней мере, одна крупная фирма, любое действие которой вызывает ответную реакцию конкурентов, поэтому нельзя считать, что в отрасли наблюдается монополистическая конкуренция.

На олигопольном рынке продукция, может быть, и не быть дифференцированной.

Для олигополии характерно ограничение доступа на рынок других фирм. Среди этого можно назвать следующие причины этого:

1) эффект масштаба может сделать не выгодным существование многих фирм на рынке.

2) лицензирование и патенты затрудняют доступ на рынок.

3) контроль над редкими источниками сырья.

В отличие от рынка с совершенной конкуренцией каждая из фирм олигополистов при формировании своей экономической политики вынуждена принимать во внимание реакцию со стороны конкурентов. При олигополии цены меняются не столь часто как при совершенной конкуренции, обычно через какие-нибудь промежутки времени и на значительную величину.

Рассмотрим простейшую модель олигополии, когда на рынке существует всего два производителя (дуополия).

5.2. Независимое поведение: объемная конкуренция.

Модель Курно

Анализ дуополии как простейшей формы олигополии впервые был осуществлен в 1838 г. французским экономистом Огюстеном Курно.

Модель Курно базируется на следующих предпосылках:

1) Две фирмы производят однородный товар.

2) Фирмам известна кривая рыночного спроса.

3) Фирмы принимают решения о производстве независимо друг от друга и одновременно.

4) Каждая из фирм предполагает выпуск конкурента постоянным.

Предположим, что отраслевой спрос представлен формулой

P = a – bQ, (5.1)

где Q – общий выпуск двух фирм Q = q1 + q2

Подставив, получим:

P = a – b (q1 + q2) (5.2)

Прибыли олигополистов можно выразить как

π1 = TR1 – c1q1 = Pq1 – k1– c1q1 (5.3)

π2 = TR2 – c2q2 = Pq2 – k2– c2q2 (5.4)

Мы предполагаем, что издержки первой c1и второй c2 фирмы не равны. (Не трудно заметить, что если кривая TC прямая линия

TC = k + c q, то с1 и с2 это коэффициенты наклона кривой ТС, которые в свою очередь равны предельным издержкам).

Подставив значение P, получим:

π1 = aq1 – bq12 – bq1q2 – k1 –c1q1 (5.5)

π2 = aq2 – bq22 – bq1q2 – k2 –c2q2 (5.6)

Условием максимизации прибыли будет равенство нулю первых производных:

(5.7)

(5.8)

Преобразуем эти два уравнения:

(5.9)

(5.10)

Далее преобразовывая, получим:

(5.11)

(5.12)

Полученные уравнения есть уравнения реакции дуополистов.

Точка пересечения этих линий определяет рыночное равновесие для дуополистов

q1

q2

Рисунок 5.1 – Равновесие Курно [10]

Решив систему из двух уравнений реакции дуополистов, получим равновесные значения выпуска для первой q1* и второй q2 * фирмы.

(5.13)

(5.14)

Подставив равновесные значения q1* и q2 * в функцию отраслевого спроса , найдем цену равновесия.

В случае равенства издержек первой и второй фирмы, т.е. если с=с12, то не трудно заметить, что рынок разделится пополам между двумя конкурентами.И тогда:

(5.15)

(5.16)

5.3. Модель дуополии Штакельберга

В модели Штакельберга олигополисты выбирают две линии поведения: лидера и последователя.

Последователь будет реагировать на действия лидера, приспосабливая свой выпуск в соответствии с выпуском лидера. В свою очередь последователь предполагает, что на его действия не реагируют.

Лидер придерживается противоположной точки зрения, его выбор ведет к изменению ожиданий последователя, и это он учитывает при принятии своих решений.

Алгоритм решение задачи похож на вариант модели Курно, но необходимо учитывать разделение функций лидера и последователя. (Но как будет понятно ниже, для решения задач по модели Штакельберга необходимо в начале посчитать модель Курно).

Рассмотри модель, в которой 1-производитель Лидер, а 2-последователь

Следовательно, , где и является, по сути, первым уравнением реакции в модели Курно,

а , где и является вторым уравнением реакции в модели Курно.

Предположим, что отраслевой спрос представлен формулой

(5.17)

где Q – общий выпуск двух фирм

Подставив, получим:

(5.18)

Функции затрат - прямые пропорциональности от выпуска каждой из фирм: , а , для удобства предположим что .

Прибыль Лидера будет равна (5.19)

Прибыль Последователя будет равна: (5.20)

отсюда можно вывести уравнение реакции для Лидера и фирмы Последователя.

Так как уравнения реакции в модели Курно:

(5.21)

(5.22)

В соответствии с условиями модели:

(5.23)

(5.24)

Следовательно, условия максимизации прибыли примут вид:

(5.25)

(5.26)

Уравнения реакции Лидера и Последователя будут иметь следующий вид:

Лидер (5.27)

Последователь (5.28)

Решив систему из уравнений реакции Лидера и Последователя, получим равновесные выпуски для них.

Лидер (5.29)

Последователь (5.30)

Мы видим, выпуск лидера в два раза превышает выпуск последователя. Теперь можно определить, как это отразится на прибыли дуополистов.

(5.31)

(5.32)

Поэтому мы можем прийти к выводу, что фирме, выгодно выбирать стратегию лидера.

6. Экономические теории олигопольного ценообразования:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: