Исследования, инновации и патенты. Научные основы анализа инновационной деятельности 7 страница

Методологически важно разграничение категорий «инновационная сфера» и «инновационный потенциал». Инновационная сфера — это часть системы экономических отношений по поводу производства, распределения, обмена и потребления новшеств, основанных на интеграции участия в инновационной деятельности предпринимательских структур и государства в условиях рыночной экономики. Способность национальной экономики технологически и коммерчески использовать научно-технические знания характеризует инновационный потенциал.

Инновационная сфера — это особая подсистема общественного воспроизводства, движения капитала, инвестированного в специфическую форму его концентрации и функционировании (рисковый, венчурный), особое институциональное единство, включающее совокупность органов государственного регулирования и структурообразующих элементов.

При анализе инновационной сферы акцент делается на специфике движения капитала, на том особенном, что характеризует эту сферу как специфическую, тогда как при анализе инновационного потенциала на макроуровне главным выступает его способность к инновационному обслуживанию производственной сферы, обеспечивающей конкурентоспособность, адекватную мировым требованиям.

Инновационный потенциал как понятие — это концептуальное отражение специализированной сферы. В реальной жизни инновационный потенциал взаимодействует с внешними для него сферами, что вынуждает инновационную сферу приспосабливаться к условиям функционирования социально-политической и экономической системам национальной экономики и к требованиям мировой рыночной системы.

На количественную и качественную стороны инновационного потенциала влияют средне- и длинноволновые колебания циклов экономического развития, в основе которых лежат потребности в замене части основного капитала. Последовательность смены фаз экономического цикла детерминирована структурой накопления основного капитала, его организационной структурой и колебаниями средней нормы прибыли. Объективной предпосылкой обновления капитала выступает окупаемость ресурсов, составляющих предыдущую «экономическую комбинацию». Каждая стадия экономического цикла влияет на количественные и качественные параметры инновационного потенциала.

В воздействии потребителей на инновационный потенциал проявляется действие фактора спроса применительно к созданию и коммерциализации новшества. Данный фактор определяет предметную направленность инноваций, степень экономического риска проекта, уровень его новизны и др.

В инновационном процессе проявляются основные экономические законы рыночной экономики: закон нормы прибыли; эквивалентного обмена; спроса и предложения (обеспечивающих связь между производителями и потребителями), конкуренции; циклического развития.

Состояние инновационного потенциала характеризует способность национальной экономики к созданию и рациональному использованию накопленного богатства, живого и овеществленного труда, их оптимальному сочетанию в производственном процессе. Масштаб и степень использования инновационного потенциала, темпы его роста, уровень использования позволяют оценить положение страны в мировом сообществе и определить направления будущего экономического развития. Особенности экономической системы национальной экономики обусловливают характер экономических факторов, воздействующих на инновационный потенциал. Имеются в виду: государственная инновационная политика, политика кредитных учреждений, конкурентная стратегия микросубъектов (поставщики, финансовые посредники, потребители и др.), изменение потребительских предпочтений и др.

Баланс объективно действующих внешних факторов и сознательно сформированного внешнего воздействия обуславливают социально-экономическую обстановку, которая создает внешние побудительные мотивы инновационной деятельности, создания и активного использования инновационного потенциала. Экономическая система национальной экономики определяет внешнюю направленность мотивации субъектов инновационной деятельности, возможности коммерческой реализации ее результатов, помимо их собственных внутренних мотивов, имеющих кроме экономической составляющей, творческую, познавательную и другие цели.

Приспособление институтов, осуществляющих инновационную деятельность, к требованиям внешней для них среды реализуется посредством предпринимательской активности возглавляющих инновационные институты лиц.

Государство должно играть важную роль в развитии механизмов, связывающих инновационную сферу с материальным производством и наукой. Это достигается созданием учреждений-посредников в обмене новой техникой, разработкой национальных программ, обеспечивающих активное участие в них производителей и научных центров.

В группе факторов внешнего характера на использование новаций первостепенное значение имеет активность экономики, хозяйственная конъюнктура.

При оценке влияния экономической конъюнктуры на формирование и использование инновационного потенциала выделялись следующие позиции. Так, сторонники одной позиции исходят из того, что быстрому росту инновационной активности способствует рост производства, сторонники другой — что активность характерна для периода ухудшения конъюнктуры; и третьей — инновационный потенциал максимально востребован при среднем уровне спроса со стороны материального производства.

По нашему мнению, следует различать влияние хозяйственной активности на условия формирования самого инновационного потенциала и на процесс использования инноваций в материальном производстве. Для формирования инновационного потенциала резкие колебания хозяйственной конъюнктуры не благоприятны. Хозяйственная конъюнктура, влияющая на степень использования инновационного потенциала, зависит от количества потенциальных потребителей новшеств, состояния производственных связей и конкурентной политики экономических агентов.

В условиях рыночной экономики на использование инновационного потенциала влияет характер конкуренции, что принуждает производителей к инновациям. Однако конкуренция товаропроизводителей не оказывает серьезного влияния на темпы становления самого потенциала. Уровень конкуренции, предопределенный количеством ее участников, коэффициентом эластичности производимой продукции, концентрацией предпринимательской активности в определенной сфере, способствует ускорению процессов становления инновационного потенциала. Расширение потребительских предпочтений заставляет фирмы внедрять новшества, повышать уровень выпускаемой продукции. Для инновационного потенциала предпочтителен конкурентный рынок, поскольку монополизация рынка вследствие патентования изобретений ограничивает масштабы их применения. Использование инновационного потенциала зависит от конкурентной стратегии фирм-новаторов.

Различают две основные конкурентные стратегии: лидирования и поддержания. Лидеры после реализации новшества становятся монополистами, что обеспечивает им получение долгосрочных выгод. Последователи, используя опыт лидеров, овладевают технологией производства и сбыта с меньшими затратами, что снижает уровень риска и позволяет им добиться определенной стабильности.

Масштаб формирования потенциала определяется инвестиционными возможностями хозяйствующих субъектов в тех случаях, когда наблюдается высокая капиталоемкость новаций. Недоступность финансовых источников, отрицательная динамика инвестиционных средств в экономике, отсутствие доверия у кредиторов снижает возможности использования инновационного потенциала даже при явной эффективности новшеств для производителей.

Инновации создают условия для реализации инвестиций, так как накопленный опыт при создании и освоении новшества становится источником его совершенствования. Диффузия инноваций снижает норму прибыли монополиста.

Не применяя общественные критерии, нельзя оценить развития инновационного потенциала. Инспирирующая роль рынка в формировании инновационного потенциала связана с активизацией производителей в целях улучшения качества продукции, снижения затрат, изменения структуры и ассортимента выпускаемых изделий. В рыночной экономике к мотивам к освоению нового относятся предложения посредников, спрос конечных потребителей, а также международное разделение труда. На формирование инновационного потенциала влияют конечные потребители средств производства и предметов потребления, поскольку спрос конечных потребителей формирует спрос у производителей и обеспечивает финансовую базу для внедрения ими новшеств.

Рынок детерминирует инновационную деятельность в материальном производстве, предопределяя:

— необходимость использования новых инновационных решений;

— альтернативы при выборе конкретного инновационного проекта;

— сроки его осуществления и реализации на рынке;

— порядок рыночной реализации новшества;

— масштаб распространения новации;

— сроки использования нововведения и замены его новым.

Объективные факторы внутренней среды инновационного потенциала определяют его количественные параметры, способность инициировать, распространять новшества, привлекать ресурсы на принципах коммерческой результативности. К внутренним относятся фактор, определяющие состояние объективных внутренних межинституциональных связей (форма собственности субъектов инновационной деятельности, их организационно-правовая структура и величина субъекта, его отраслевая принадлежность и др.).

Субъективные факторы инновационного потенциала проявляются в процессе сознательного принятия и осуществления решений, относящихся к нововведениям со стороны субъектов инновационного процесса (предпринимателей, специалистов, менеджеров, инвесторов), анализирующих внешние обстоятельства и внутренние возможности инновационного потенциала. На инновационный потенциал непосредственно влияют сущностная сторона инновационного труда и закономерности его протекания. Если ресурсный потенциал инновационной деятельности предопределен внешней для нее средой, а конечный инновационный продукт — потребностями общественной (национальной) экономики, то внутренний потенциал инновационной деятельности предопределяется ее способностью эффективно преобразовывать ресурсы в инновационный продукт. Выделение уровней инновационного потенциала (ресурсный, результативный, внутренний) — логическая операция. В реальности они сосуществуют, взаимно предполагают и обусловливают друг друга и проявляются при использовании как триединая сущность инновационного потенциала вообще.

Инновационный потенциал как совокупность ресурсной, результативной и внутренней составляющих определяется через суммарный показатель — объем освоенных новшеств (или реализованных нововведений), затратоемкость реализованной продукции инновационной сферы и через частные показатели — износ основных фондов, оборачиваемость оборотных фондов, фондоотдача, доля заработной платы в продукции и др. Воспроизводство инновационного потенциала зависит от способности аккумулировать в рамках инновационного процесса важнейшие ресурсы и от соответствия задач инновационной сферы интересам субъектов хозяйствования. Именно в общественном производстве и научной сфере закладываются параметры инновационного потенциала, потребительно-стоимостная величина его ресурсов и конечной продукции. Сложившаяся действительность предопределяет качественно-количественные характеристики инновационного потенциала, являющиеся динамическими параметрами. Ресурсная составляющая инновационного потенциала характеризует перспективные возможности использования конкретных видов ресурсов в соответствии с прогнозными ожиданиями.

Результативная составляющая отражает результат реализации имеющейся возможности, тот реальный фактический инновационный продукт, который получен в инновационном процессе, т. е. достигнутый уровень потенциала, во многом предопределенный внутренним состоянием самой инновационной сферы, ее «пропускной способностью».

Инновационная сфера, как и другие сферы и сектора национальной экономики, располагает хозяйственными ресурсами: естественными, трудовыми, искусственными, экономическими и социокультурными. Использование ресурсов в инновационной деятельности приносит социально-экономический эффект — продукты инновационной деятельности, пополняющие ресурсы производственной сферы, где они потребляются, либо составляют резерв, а определенная часть инновационных продуктов так и остается невостребованной производством, составляя потери общества.

Формирование инновационного потенциала носит противоречивый характер, специфика которого в том, что наука и производство противостоят друг другу в виде накопленных потенциалов, т. е. всего потенциала экономически активной сферы науки и имеющегося потенциала производства. Материальное производство как процесс опредмечивания человеческих потребностей — внешняя среда для инновационной сферы. Производственный потенциал экономических субъектов (предприятия, отрасли, регионы, национальная экономика) определяет максимально возможный выпуск продукции при эффективном использовании факторов производства. Последние имеют определенные количественные ограничения, связанные с достигнутыми уровнями техники и технологии, организации производства, квалификации кадров и др. С начала первой промышленной революции инновации становятся резервом экономического развития, позволяющим обеспечить реализацию неиспользованных ранее возможностей роста производства, улучшения показателей его эффективности, расширения способности производства адекватно соответствовать потребностям социальных субъектов и общества.

В хозяйственной действительности наблюдается неполнота использования ресурсов, возможностей потребления и производства. Производственная сфера не в состоянии переработать весь объем находящихся в ее распоряжении ресурсов, в том числе продуктов, поступающих из инновационной сферы, которая, в свою очередь, в неполной мере осваивает накопленные в науке научно-технические новшества. Реальное использование ресурсов во всех сферах национальной экономики всегда меньше существующей в них возможностей использования. При этом можно вычленить как абсолютный потенциал конкретной сферы (сектора) национальной экономики, представляющий собой совокупность имеющихся в ее распоряжении хозяйственных ресурсов, так и относительный потенциал, характеризующий эффективно возможное использование ресурсов, зависящее от их утилизации и потребления.

Исчерпывающее использование абсолютного потенциала ресурсов недостижимо, что вовсе не характеризует хозяйственную неэффективность сферы национальной экономики, в которой наблюдается достаточно большая степень недоиспользования относительного потенциала. Причины недоиспользования абсолютного и относительного потенциалов инновационной сферы (инновационного потенциала) могут быть внешними и внутренними, порождаемыми самим инновационным процессом. Инновационная сфера в той части, в которой она организована как частное хозяйствование, вовсе не обязана привлекать в практическое использование все научно-технические новшества, созданные в сфере науки. Инновационная сфера включает их в инновационный процесс в объеме, необходимом производственной сфере для прибыльного применения. На реализацию инновационного потенциала влияют цикличность экономического развития национальной экономики, определяющая возможности и мотивацию освоения товаропроизводителями инноваций; характер самих привлекаемых в инновационную сферу хозяйственных ресурсов (их качество, социально-культурные особенности поведения внешних предприятий, институциональных структур и физических лиц — поставщиков ресурсов и потребителей инновационной продукции). Этил другие обстоятельства внешней для инновационной сферы среды не зависят от поведения осуществляющих инновационную деятельность хозяйствующих субъектов, которые вынуждены к ним приспосабливаться.

Инновационный потенциал содержит два вида ограничений:

• функциональные, определяющие его качественное содержание;

• воспроизводственные, указывающие на границы его существования, за пределами которых потенциал утрачивает присущие ему свойства и особенности.

В условиях рыночных отношений инновационный потенциал национальной экономики может принимать следующие состояния:

— абсолютный потенциал, при котором наличные ресурсы в полной мере позволяли бы реализовать инновационную функцию;

— максимальный реальный потенциал, при котором максимальный инновационный продукт за счет дополнительных затрат практически не увеличивается, причем предельные издержки на его увеличение резко возрастают;

— эффективный потенциал, при котором предельный доход от инновационной деятельности равен маржинальным издержкам при соответствующих спросе и предложении;

— оптимальный потенциал, при котором инновационная деятельность достигается минимальными издержками за счет краткосрочных кредитных средств.

В инновационном потенциале должны накапливаться резервы, а также под страховочные элементы для предотвращения потерь заказчика инноваций. Количественно общественно-необходимый резерв инновационного потенциала представляет собой разницу между ресурсами оптимального инновационного потенциала и их фактическим уровнем использования.

Реальный инновационный потенциал национальной экономики может стабильно недоиспользоваться по внутренним причинам, присущим самому инновационному процессу как разновидности специфического хозяйствования.

К таким причинам следует отнести несовпадение объема специфического экономического ресурса (венчурного капитала) возможностям, накопленным в продукте научной сферы; завышение издержек венчурного капитала вследствие его неэффективного превращения в применяемые в инновационной деятельности хозяйственные ресурсы; неэффективное использование этих ресурсов в самом инновационном процессе, т. е. их недостаточная продуктивность; недореализация эффекта инновационного продукта; невозмещение используемого в инновационной деятельности венчурного капитала.

В условиях преимущественно частной организации инновационной деятельности внутренние причины недоиспользования инновационного потенциала являются текущими и относительно краткосрочными, поскольку цены на хозяйственные ресурсы не могут долговременно отклоняться в невыгодную для венчурного капитала сторону, также как и их неэффективное использование в самом инновационном процессе.

8.6. Характеристика результатов инновационной деятельности

Результаты инновационной деятельности выражаются в виде инновационной продукции, которая может иметь конкретную вещественную форму или быть в неовеществленной форме («ноу-хау»).

Создатели новшеств приобретают на них авторские и смежные с ними права. Возникает такое юридическое понятие, как интеллектуальная собственность. Данное понятие предусмотрено Конвенцией, учредившей Всемирную организацию интеллектуальной собственности в 1967 г. Задача этой организации состоит в содействии ее охране.

В России законодательная охрана интеллектуальной собственности гарантирована Конституцией РФ ст. 44. Действует также пакет законов в области охраны прав на объекты интеллектуальной собственности:

- закон «Об авторском праве и смежных правах» (№ 53-53-1 от 09.07.1993 г.).

В гражданском кодексе РФ определены способы охраны служебной и коммерческой тайны ст. 139.

Объекты интеллектуальной собственности включаются в состав нематериальных активов.

Охранными документами на изобретения являются патенты и авторские свидетельства.

Патент удостоверяет авторство, приоритет и исключительное право на использование изобретения в течение срока действия патента.

Различают национальные и региональные патенты (например, зарегистрированные в Европейском патентном ведомстве).

В России выдача патентов и публикация официальной информации о них осуществляется Роспатентом.

Инновационная продукция должна обладать индивидуализацией. В Гражданском кодексе РФ с. 138 установлено такое средство индивидуализации продукции – товарный знак.

Товарный знак входит в состав нематериальных активов, является предметом лицензионных соглашений и объектом охраны промышленной собственности (составной частью интеллектуальной собственности).

Результатом инновационной деятельности являются и «ноу-хау», которые представляют собой полностью или частично конфиденциальные знания, опыт, навыки, включающие сведения технического, экономического, административного и финансового характера.

«Ноу-хау», могут быть незапатентованные технологические знания и процессы, практический опыт, методы и способы проектирования, расчеты по строительству или производству изделий; проведение научных исследований и разработок.

Права обладателей конфиденциальной информации закреплены в Гражданском кодексе РФ ст. 139. Коммерческая передача «ноу-хау» оформляется лицензионными отношениями.

Следствием инновационной деятельности являются новые художественно-конструкторские (дизайнерские) решения внешнего вида изделия – промышленные образцы.

Промышленные образцы отражают единство технические, функциональных и эстетических свойств, входят в состав нематериальных активов, являются предметом лицензионных соглашений и объектом охраны промышленной собственности.

Эффективность инновационной деятельности можно оценить через конкурентоспособность новой продукции, успешное представление ее на внутреннем и внешнем рынках.

8.7. Выход на рынок технологий как результат инновационной деятельности

Основной формой международной торговли является торговля лицензиями. Она охватывает сделки с «ноу-хау», с патентами на изобретения. Кроме того, возможны лицензии на передачу прав использования патентов без соответствующего «ноу-хау».

Крупные фирмы создают лицензионные отделы. Встроенные отделы, которые входят в юридическую службу, техническую или общеэкономическую. Самостоятельные лицензионные отделы, которыми возглавляет один из членов высшего руководства фирмы.

Специализированные фирмы, осуществляющие научно-исследовательскую деятельность как коммерческую, занимаются скупкой патентов и идей, их доработкой и разработкой и выступают на рынке и широким ассортиментом научно-технических знаний, имеющих разную степень готовности для непосредственного промышленного применения.

Посредниками в торговле патентами и лицензиями выступают лицензионные или патентные агенты (брокеры). Их услугами пользуются индивидуальные патентообладатели, мелкие, средние и крупные фирмы, которые не осуществляют в больших масштабах научно-исследовательские работы.

Отношения между продавцом или покупателем лицензий, с одной стороны, и агенты – с другой, регулируются на основе лицензионного агентского соглашения.

В международной торговле широко распространены лицензионные соглашения, которые предусматривают комплексную передачу одного или нескольких патентов и связанного с ними «ноу-хау».

При покупке лицензии на изготовление продукции, покупатель выплачивает проценты со стоимости, производимой продукции. Уровень ставок в международной практике колеблется от 2% до 10%. Чаще встречаются ставки в 3 – 5%.

Твердо зафиксированная в соглашениях сумма лицензионного вознаграждения называется паушальным платежом. Этот платеж устанавливается в следующих случаях:

- при передаче лицензии вместе с поставками оборудования (эта сделка носит единовременный характер, что требует единовременного определения ее стоимости);

- при продаже лицензии на базе секрета производства (как гарантия от убытков в случае его разглашения);

- когда в стране покупателя имеются затруднения в отношении перевода прибылей.

Паушальный платеж может производиться в разовом порядке и в рассрочку (например, 50% - после подписания соглашения; 40% - после поставки оборудования и передачи технической документации; 10% - после пуска оборудования).

В практике также применяют первоначальный платеж наличными, он предусматривает оплату покупателем установленной в соглашении суммы в виде, единовременного взноса или по частям в течение установленного в соглашении срока или по выполнении определенных условий.

На величину дополнительной прибыли покупателя влияют производственный, коммерческий риски и конкуренция со стороны альтернативных технологий.

Одним из важных показателей качества научно-технических разработок является их экспортная конкурентоспособность, которая определяется следующим образом:

, (8.1)

где Эк – экспортная конкурентоспособность;

Nпз – число заявок на патенты, поданных за рубежом;

Nзв – число заявок на патенты, поданные внутри страны.

Таким образом, эффективность инновационной деятельности определяется также конкурентоспособностью технологических разработок.

Периодические процентные отношения или текущие отношения («роялти») устанавливаются в виде определенных фиксированных ставок (в процентах) и выплачиваются лицензиатом через определенные промежутки времени (ежегодно, ежеквартально, ежемесячно или к определенной дате).

Наиболее распространен расчет роялти в процентах от стоимости продаж лицензионной продукции:

, (8.2)

где Rs – роялти, % от стоимости чистых продаж;

R – годовая сумма роялти;

S – стоимость чистых продаж.

8.8. Эффективность затрат на инновационную деятельность

Осуществление инновационной деятельности связано с внутренними и внешними затратами.

Внутренние затраты (текущие и капитальные) распределяются по источникам финансирования: собственные средства организации, средства бюджета; средства внебюджетных фондов; средства организаций предпринимательского сектора.

Внутренние текущие затраты на исследования и разработку связаны с видами работ: фундаментальные и прикладные исследования, а также разработки.

Необходимо различать эффективность затрат на инновационную деятельность у производителей и покупателей.

У производителей затраты осуществляются в соответствии с «Положением о составе затрат», и при формировании внебюджетных фондов за счет добровольных отчислений предприятий и организаций в размере 1,5% от себестоимости продукции (не зависимо от формы собственности).

Затраты, связанные с изобретательством включают в себя расходы на проведение опытно-экспериментальных работ; расходы на изготовление моделей и образцов; расходы на организацию выставок, конкурсов и других мероприятий по маркетингу и выплаты авторских вознаграждений.

Общие затраты на создание новой техники:

, (8.3)

где Зi – сумма средних затрат на разработку одного образца продукции;

ni – количество созданных образцов продукции.

Покупатель несет затраты, связанные с покупкой новшеств, их транспортировкой, освоением и др. Эффективностью затрат на использование новшеств можно управлять следующими показателями: затраты на освоение новшеств; общие затраты на производство и реализацию продукции; выручка от реализации продукции, произведенной с применением новшеств; выручка от реализации всей продукции и чистой прибылью; стоимость нематериальных активов (средняя за период); стоимость основных фондов (средняя за период); чистая прибыль; средняя списочная численность персонала.

Эффективность затрат на освоение новшеств проявляется в: снижении себестоимости продукции; росте фондовооруженности труда; росте производительности труда; увеличении объема реализации продукции или объема продаж; повышении рентабельности продаж и других производственных и финансовых показателей.

Для анализа влияния освоения новшеств на себестоимость продукции примем в качестве результативного показателя затраты на единицу объема реализации . Влияние затрат на освоение новшеств на единицу объема реализации позволяет проанализировать модель:

, (8.4)

где - затраты по освоению новшеств на единицу объема реализации продукции, произведенной с их применением;

- коэффициент увеличения затрат за счет других затрат, включаемых в себестоимость продукции;

- доля выручки от реализации новой продукции в общей выручке от реализации.

Для освоения новшеств необходимы знания, опыт и другие нематериальные активы.

Отношение прибыли от реализации продукции, произведенной с применением новой техники или технологии, к средней годовой стоимости нематериальных активов характеризуется рентабельностью нематериальных активов:

, (8.5)

где Rна – рентабельность нематериальных активов при освоении новшеств;

Ппн – прибыль от реализации продукции, произведенной с применением новой техники или технологии;

- средняя годовая стоимость нематериальных активов.

Влияние рентабельности нематериальных активов на прибыль от реализации продукции отражает модель:

, (8.6)

где - прибыль от реализации новой продукции на среднегодовую стоимость нематериальных активов;


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: