Исследования, инновации и патенты. Научные основы анализа инновационной деятельности 4 страница

В широком смысле слова инновационная деятельность это целесообразное преобразование различных сторон общественной жизни с целью получения социальных, экономических и других практических результатов. В более узком смысле слова инновационная деятельность распространяется на общественное производство, его структуру, процессы реализации продуктов и управление. В отечественной научной литературе до начала рыночных реформ к инновационной деятельности относили еще более узкую сферу — процесс промышленного освоения новшества, которое привязывалось к определенным видам — техника и технология, реже — методы организации и управления производством. Так, к стадиям работ, образующих содержание инновационной деятельности, относили прикладные исследования, разработки (опытно-конструкторские работы), внедрение новой техники в производство. Первые две стадии призваны обосновать возможности практического использования научно-технических достижений в производстве. Внедрение — это процесс реализации возможностей. Результаты разработки — это конкретные решения, касающиеся создаваемых орудий и предметов труда и оформленные в комплект рабочей документации опытного образца. К результатам внедрения относятся аналогичные решения, оформленные в комплект рабочей документации единичного или начинающего серийное производство образца.

Опытно-конструкторские работы (ОКР) могут осуществляться многовариантно. Например, переход от разработки конструкторского решения к опытной стадии (испытание опытного образца) может потребовать создания и испытания его модели, предварительную материализацию предлагаемых конструкторских решений. Но может происходить непосредственно — через создание и испытание опытного образца. Принятие решений зависит от степени сложности изделий, объема финансовых средств, выделяемых на стадии инновационной деятельности, определенных сроков ее осуществления, конкретизированных по стадиям, и других факторов. Сокращение длительности различных этапов, равно как и отказ от реализации одного из них, а также экономия на затратах, приводят к повышению рискованности, вероятности неполучения ожидаемых результатов. Подобная практика чаще всего допускается при модернизирующих нововведениях, относящихся, например, к совершенствованию типоразмеров изделий, но не затрагивающих базисные принципы их функционирования[46].

С развитием процессов рыночного реформирования в Российской Федерации в инновационную деятельность стали включаться мероприятия, направленные на обеспечение конкурентоспособности предприятий, расширение ассортимента и завоевание рынка сбыта, т. е. признается, что объект инновационной деятельности носит не только продуктовый характер, привязанный к орудиям и предметам труда, технологическим процессом, способам организации производства и труда, но функциональный, предопределяющий перспективы дальнейшего развития национальной экономики, ее секторов и отраслей. Научно-техническая продукция — лишь часть инновационной продукции, которая, как и любой общественно значимый продукт, обладает полезностью, ценностью, является объектом потребления, пользуется спросом. Инновационный продукт формируется не только на инкубационных стадиях — наука (фундаментальная и прикладная), разработки (ОКР), определяющие потенциальную возможность его создания. Решающее значение для осуществления инновационной деятельности является принятие решения о коммерческой целесообразности нововведения благодаря тому, что инновация приводит к экономическому эффекту, связанному с достижением лидерства в отрасли, повышением уровня конкурентноспособности, получением дополнительной (монопольной) прибыли за счет использования новшества.

В отечественной научной литературе к важнейшей характеристике инновационной деятельности относят инновационный цикл — период от поиска новых идей до их прикладного использования, либо получения конкретных результатов. Различают инновационный цикл (от появления идеи до ее использования в промышленном производстве на коммерческой основе) и жизненный цикл инновации, охватывающий время от момента внедрения нововведения в производство до его устаревания[47].

Отдельные этапы жизненного цикла инновации классифицируются следующим образом: инновационный период, отражающий особенности разработочного периода; этап дифракции (рассеяние), характеризующий период распространения новшества в общественной практике на условиях рыночного финансирования. Инкубационный период, в свою очередь, содержит этапы зарождения идеи, создания новшества в виде опытного образца и этап нововведения, включающий работы по освоению и первоначальному внедрению новшества в производство. Последний этап связан с созданием задела промышленных мощностей, доработкой новшества в соответствии с требованиями конкретных потребителей, получением эффекта от внедрения новшества в сфере его практического использования. Превращение новой идеи в новшество, т. е. материальный продукт, приводит к стадии дифракции (рассеивания), включающей лапы распространения, господства новшества, сокращения масштабов применения новшества[48].

Если инновационный цикл завершается этапом использования идеи в производстве на коммерческой основе, то жизненный цикл инновации начинается от момента внедрения новшества в производство до прекращения его использования. Инновационный цикл связан со стадией создания научных идей, тогда как жизненный цикл инновации — со стадией практического использования достижений науки и техники. При этом одна и та же научная идея может положить начало нескольким нововведениям в различных отраслях экономики. Инновационный цикл, связанный с жизненным циклом различных идей, может обрываться на стадии НИОКР, тогда как жизненный цикл инновации может начаться для предприятий не с самостоятельного осуществления НИОКР, а с приобретения их результатов в виде лицензий, ноу-хау, патентов у других организаций. НИОКР выступает как нулевой цикл производства нового изделия.

Следовательно, процесс воспроизводства включает как неотъемлемые взаимодополняющие части инновационную и производственную деятельность, что предопределяется ролью инноваций в развитии производства. Являясь воплощением процесса познания, инновации изменяют состав и структуру производственной деятельности. Их влияние на сферу производства завершается при полном исчерпании предоставляемых ими потребительских возможностей или при коренном изменении потребностей. С завершившейся стадии жизненного цикла «старого» нововведения начинается процесс использования нового продукта[49].

Между инновационной и производственной деятельностью в рамках единого воспроизводственного процесса имеют место противоречия. Производственный процесс в текущем периоде достигает эффективности в условиях стабильности, тогда как инновационная деятельность приводит к изменению его состава и структуры. В долгосрочном периоде именно необходимость эффективного развития побуждает производство к постоянному внедрению инноваций. Это обеспечивает достижение самим производством более высокого качественного состояния в результате применении принципиально новых орудий и предметов труда, прогрессивных технологических процессов, способов организации производства, труда, управления, что, в конечном счете, снижает издержки на производство продукции.

Оказывая непосредственное влияние на материальные (вещественные) элементы производственного процесса, инновационная деятельность изменяет и человеческий фактор, углубляя функциональное разделение труда, формируя профессионально-квалификационный состав трудовых ресурсов, увеличивая совокупные затраты умственного труда в трудовой деятельности. Преобразуя количественно и качественно факторы производства, инновационная деятельность изменяет соотношение живого и овеществленного труда. Поскольку воплощенная в инновациях новизна материализуется в прошлом труде, в затратах овеществленного труда увеличивается составляющая научного труда. Обеспечение экономии общественного труда в результате инновационной деятельности сопровождается изменением натурального состава и структуры выпускаемой продукции, появлением новых видов изделий, в том числе сложных и наукоемких.

Результатом инновационной деятельности выступает и такой вид конечной продукции, как интеллектуальная собственность, предназначенная к реализации (изобретение, патент и т. д.) и содержащая новую информацию. Однако в большинстве случаев результаты инновационной деятельности обеспечивают благоприятные условия для прибыльного использования нововведений в производстве. «Нововведение является инструментом предпринимателей, средством при помощи которого они используют изменения как благоприятную возможность для осуществления своих замыслов в сфере бизнеса»[50]. В рыночной экономике отдельные результаты инновационной деятельности реализуются как товар. Коммерческая значимость этих результатов принимает правовую форму в виде интеллектуальной собственности физических и юридических лиц на технологии, ноу-хау, патенты, результаты НИОКР, проводимые по договорам, лизинга уникальных объектах и др.

В конечном счете, инновационный продукт, его потребительские и стоимостные параметры обеспечивают определяющие товарные позиции субъекта хозяйствования, конкурентноспособность его изделий (услуг). Кроме воздействия на производственную сферу, инновационная деятельность повышает эффективность процессов реализации продукции. Результаты инновационной деятельности в этой области принимают формы технологий продвижения товара на рынке и предоставления отдельных коммерческих услуг при реализации товара (кредит, страхование, транспортирование и т. п.). Инновационная деятельность на уровне предприятия ведет к формированию новых технологий управления, как внутренними процессами, так и внешними связями. Технологии управления, охватывающие его процедурные, организационные, информационные, технические, психологические, познавательные аспекты, в свою очередь, могут стать предметом инноваций через внесение новшеств в подготовку, разработку, принятие решений, осуществление документооборота и др. В этой связи следует обратить внимание на широко распространенные в промышленно-развитых странах соглашения об использовании стратегии и методов хозяйствования («формулы бизнеса»), предполагающие участие головной компании в становлении новой без непосредственного участия первой в собственности последней. Головная организация разрабатывает методы оценки и формирования фирмы-оператора (создаваемой компании), основные функции и процедуры управления, системы бухгалтерского учета, контроля аттестации кадров, рекламы и др. Наиболее крупный рынок соглашений по передаче «формулы бизнеса» функционирует в США с годовым оборотом в сотни миллионов долларов в год. Следовательно, создание и совершенствование систем управления и их элементов такой же предмет инновационной деятельности, как совершенствование технологических процессов или реализации продукции (услуг) на рынке. В мировой экономике реализуются проекты США, получившие название CALS-технологии. Данные проекты территориально определенная система информационной поддержки жизни изделия (продукта) на всем протяжении его жизненного цикла — от зарождения идеи создания, проектирования, изготовления до контрактных поставок, эксплуатации и утилизации. Это позволяет создать информационную базу, сформированную на стандартах, признанных мировым сообществом и обеспечивающую эффективный обмен данными между заказчиками и поставщиками, находящимися в любом пункте Земного шара.

Услугами CALS-технологий пользуются фирмы и корпорации США, промышленно развитые европейские страны, Канада, страны Тихоокеанского региона, где функционируют соответствующие Промышленные советы, работа которых координируются международным САLS-конгрессом (IСС). Основные усилия эти организации направляют на разработку и соблюдение требований к информационному представлению унифицированных данных, используемых на различных этапах жизненного цикла изделия, независимо от его назначения — военного или гражданского. САLS-технология обеспечивает экономию средств за счет возможности многовариантного проектирования, параллельного ведения этапов научных работ, удешевление производства, оптимизации эксплуатации изделия при наличии связи с поставщиком по электронной почте в диалоговом режиме.

Отставание России в информационной области грозит утратой ее традиционно сильных позиций в важнейших направлениях фундаментальной и прикладной науки и лидерства в военной и военно-технической областях. Не имея преимуществ, предоставляемых САLS-технологиями, отечественная промышленность будет отставать от промышленно развитых стран, а нарастающая несовместимость российской хозяйственной практики с нормативно-эталонной по САLS-стандартам вынудит предпринимателей страны приобретать зарубежные комплектующие узлы с сопроводительной документацией в виде дорогих программных продуктов. Отечественная продукция (прежде всего, сложная и наукоемкая), в свою очередь, становится неконкурентноспособной без ее сопровождения по САLS-технологии. Без осуществления целенаправленной государственной политики в России путем концентрации имеющегося научно-технического и технологического потенциала страны на создание подобной отечественной системы и включения российских организаций в международные организации, координирующие САLS-технологии (для изучения возможностей их распространения в пределах российской национальной территории и использования услуг системы, в ходе экономической интеграции нашей экономики в мировую) наша страна не сможет выйти на качественно новую стадию общественного развития — стадию информационных сообществ, позволившую промышленно развитым странам, использующим информационные технологии, обеспечивать социально-экономическое развитие и оборонный потенциал.

8.4. Научно-технический потенциал как ресурсный фактор инновационной деятельности

Научно-технический потенциал — это накопленный обществом уровень знаний в сочетании с материальными и организационными условиями, обеспечивающими использование этих знаний в целях научно-технического и социального прогресса. Научный потенциал означает «способность научной системы удовлетворять свои потребности и потребности общественной системы, которую она (научная система) обслуживает. Конечный научный результат, выход чистой научной продукции, в частности величина научного задела в этой продукции, служат интегрирующим показателем состояния научного потенциала»[51]. Данное понятие объединяет источник и потенциальные возможности осуществления научно-технической деятельности.

Формирование научно-технических знаний происходит посредством интеллектуальной творческой познавательной деятельности людей, обеспечивающих пополнение, распространение и использование знаний о природе и обществе для совершенствования производства, создания новых товаров и услуг, улучшения условий жизни людей и повышения их культурного уровня, рационального взаимодействия природы и общества.

Научно-технический потенциал обладает динамизмом, его воспроизводство и наращивание обеспечивается частично поступлением ресурсов извне и частично за счет ресурсов, являющихся продуктом деятельности самого потенциала, конечные результаты фундаментальной науки (теория, открытия, теоремы алгоритмы и т. п.), не имеющие товарной формы и цены, «сырье» для прикладной науки. Внешними для научно-технического потенциала являются материальные и денежные ресурсы, поступающие из других отраслей национальной экономики. Научные исследования и технические разработки лишь исходный момент; конечные экономические и социальные результаты достигаются в результате их освоения в сфере производства и потребления. Научно-технический потенциал — это:

- совокупность накопленных знаний (информации); совокупность кадров, их создающих, сохраняющих и применяющих;

- совокупность материально-технических средств, информационного обеспечения и организационных факторов, включающих как внутреннюю организацию научно-технических учреждений, так и их национальную структуру сферы НИОКР, объединяющую научно-технические учреждения, дифференцированные по секторам науки и отраслям.

Научно-технические достижения и инновационная деятельность, главные источники роста материального богатства и повышения качества человеческого капитала, предполагающие динамическое развитие интеллектуально-информационных элементов национального богатства — научно-технического, инновационного, образовательного и культурного потенциала). Использование все более дорогого оборудования определяет и рост затрат на повышение качества рабочей силы. Так, в Японии к началу 80-х гг. единица капиталовложений стоила в 2,4 раза дороже, чем в середине 50-х гг., тогда как цена рабочей силы за тот же период возросла в 15,6 раза (в текущих ценах). В США затраты на воспроизводство рабочей силы увеличилась за 1947 —1989 гг. в 5,5 раза, тогда как расходы на воспроизводство основного капитала — в 3,7 раза в постоянных ценах), а расходы на науку — в 13 раз[52]. Важнейшей закономерностью стало опережающее развитие науки. Для увеличения производства и 2 раза объем знаний должен быть расширен в 4 раза, а рост объема производства в 10 раз требует увеличения знаний в 100 раз[53].

В советской экономике было опережающее вложение средств в науку, обслуживающую ВПК. Однако вложения средств в развитие человека не обеспечивали необходимые темпы и качества формирования интеллектуально-информационных элементов национального богатства. Модернизация и обновление отраслей национальной экономики на основе приоритетных направлений науки и техники, обеспечивающих качественные сдвиги в экономике, предполагают эффективное формирование и использование научно-технического потенциала. Каждая из составляющих научно-технического потенциала имеет самостоятельное содержание, они не равнозначны и не взаимонезависимы. Кадровая составляющая — генератор новых знаний (информации), тогда как остальные составляющие научно-технического потенциала осуществляют в основном обеспечивающие функции. Научно-технический потенциал может быть сформирован за счет преимущественного роста определенной составляющей при одновременном ограничении или даже сокращении других. Так, повышение уровня информационного обеспечения способствует сокращению кадровой составляющей.

Научно-технический потенциал является характеристикой любой дезинтегрированной подсистемы: глобальной (мировой), отдельных регионов мира, страны, региона страны или отрасли ее экономики, отдельного предприятия или научно-технической организации. Научно-технический потенциал любого уровня иерархии не является изолированным. Происходит постоянный обмен отдельными составляющими научно-технических потенциалов, ведущий к развитию (росту) научно-технического потенциала каждой подсистемы. Подобный свободный обмен распространяется на информацию (знания), касающуюся фундаментальных исследований и результатов прикладных НИОКР. Научно-технический потенциал отрасли, создающей конечные продукты, неизбежно использует (включает в себя) научно-технические новшества, появившиеся в отраслях, поставляющих для него ресурсы (технологическое оборудование, сырье и материалы и др.). В свою очередь, технический уровень средств производства определяется научно-техническими потенциалами изготавливающих их отраслей, а последние определяются уровнем развития фундаментальной и прикладной науки.

Структуризация национальной экономики обусловливает отраслевую и региональную структуру научно-технических потенциалов. Отраслевая структура включает научно-технические потенциалы отраслей материального производства, непроизводственной сферы; потенциалы, входящих в них предприятий и организаций. Региональная структура детализируется в соответствии с административным и экономическим делением страны (республики, экономические регионы, области, города). Другая классификация научно-технического потенциала, фактически не существовавшая до рыночных реформ, связана с формами собственности. В этой связи можно говорить о потенциалах государственной и частной форм собственности.

Взаимопроникновение и обогащение научно-технических потенциалов наблюдается и на региональном уровне. Научно-технический потенциал региона часто формируется в большей степени за счет достижений, накопленных научно-техническими потенциалами других регионов, а не за счет дислоцированных на его территории научных учреждений и проектно-конструкторских бюро. На межгосударственном уровне взаимодействию национальных научно-технических потенциалов способствует международное научно-техническое сотрудничество.

Качественные показатели научно-технического потенциала позволяют оценить уровень развития фундаментальной науки, выделив квалификационный состав, членство в международных научных организациях, число лауреатов международных премий, прикладной науки, определив долю НИОКР и образцов новой техники, отвечающих или превосходящих мировой уровень, а также долю наукоемких услуг и нематериальных активов. Результаты НИОКР оцениваются следующими показателями: число зарегистрированных открытий по отрасли науки, число изобретений, число патентов и авторских свидетельств, число созданных образцов новой техники по видам. Предполагается проведение расчетных оценок по нематериальным активам (обмен патентами, лицензиями, «ноу-хау»). Однако патентная статистика в России не содержит такой информации по наличным патентам и их движению. Представляется необходимым периодически анализировать и обобщать данные по нематериальным активам, полученным на основе выборочных обследований, как это осуществляется в промышленно развитых странах Запада.

Информационная база научно-технического потенциала России — данные статистической отчетности научно-технических организаций и вузов.

В них наиболее полно представлены показатели кадровой составляющей и материально-технической базы, менее полно — данные информационной составляющей. Реализация международных рекомендаций по стандартизации статистики позволит сопоставлять данные о финансировании НИОКР с учетом реальных переводных курсов национальных валют. Динамика формирования научно-технических потенциалов различных стран должна оцениваться не только по абсолютным величинам расходов на НИОКР, но и по их отношению к валовому национальному продукту (национальному доходу), что позволит охарактеризовать интенсивность научно-технической деятельности в стране.

Вопросы оценки научно-технического потенциала важны не только в теоретическом плане, но и для прогнозирования его развития. Этот потенциал позволяет рассчитать эффективность научно-технической деятельности, которая не отражает прямой причинно-следственной связи между результатами этой деятельности и их реализацией в экономической и социальных сферах. Как известно, конечная эффективность нововведений не может служить глобальным показателем оценки научно-технического потенциала. Однако до настоящего времени не удалось создать общую методику количественной и качественной оценки научно-технического потенциала страны, отрасли, региона, организации.

Научно-технический потенциал играет важную роль в решении конкретных технических, экономических и социальных задач. Но сам по себе развитый современный научно-технический потенциал не может гарантировать достижение реального эффекта от научно-технической деятельности, который зависит от внешних факторов, находящихся вне сферы ее деятельности. Ограничение масштабов реализации новшеств науки и техники может быть связано с неготовностью инновационного и производственного потенциалов или отдельных их составляющих эффективно и своевременно реализовать возможности, предоставляемые научно-техническим потенциалом.

В научной литературе для описания научно-технического потенциала используются характеристики отдельных составляющих (кадровой, материально-технической) и показатели финансирования (суммарные текущие расходы и капитальные вложения. В качестве обобщающей оценки научно-технического потенциала применяются накопленные затраты на НИОКР с учетом разных сроков старения, фундаментальных (38 лет) и прикладных (12 лет) исследований и разработок. Количественные показатели охватывают:

- объемы используемых затрат на НИОКР по секторам и отраслям науки и по отраслям национальной экономики;

- численность занятых в сфере НИОКР по секторам науки (фундаментальная, прикладная вузовская, заводская), по отраслям науки и по научным специальностям, а также по отраслям национальной экономики.

Финансовое обеспечение научно-технической деятельности не является в полном смысле составляющей научно-технического потенциала, хотя и характеризует его. Оно отражает возможности, создаваемые экономическими факторами развития и способствует росту научно-технического потенциала и его отдельных составляющих.

Оценка кадровой составляющей осуществляется по следующим показателям:

- общая численность лиц, связанных с НИОКР;

- численность персонала по видам деятельности (фундаментальные и прикладные исследования, разработки, численность лиц по квалификационным группам (научные работники высшей квалификации — доктора и кандидаты науки, научные работники без ученых степеней, научно-технический персонал с высшим и средним специальным образованием, вспомогательный персонал, рабочие кадры);

- распределение численности по должностной структуре.

Показатель общей численности занятых и показатель должностных и квалификационных групп представляют весьма грубую оценку кадровой составляющей и не позволяют однозначно оценивать разные по своему характеру подсистемы. Так, с 1992-го по 1998 г. численность персонала, занятого НИОКР в России, сократилась в 1,8 раза; сохраняется тенденция сокращения всех категорий работников (см. табл. 8.1).

Таблица 8.1

Численность персонала, занятого НИОКР в России (1992-1998 гг.)[54]

Персонал Годы
             
Всего В том числе: Исследователи Техники Вспомогательный персонал Прочие 1532,6 804,0 180,7 382,2 165,7 1315,0 644,9 133,9 379,4 156,8 1106,3 525,3 115,5 291,3 174,1 1061,0 518,7 101,4 274,9 166,1 990,7 484,8 87,8 260,0 158,1 934,6 455,1 80,3 244,9 154,3 855,2 417,0 74,8 220,1 143,3

В этой и остальных таблицах использовались материалы Госкомстата РФ.

Соотношение численности научных работников-исследователей к техникам, вспомогательным и обслуживающим персоналом определяется для различных отраслей спецификой научного процесса и уровнем материально-технического оснащения научного труда.

В целом по России резко снизилось соотношение между техниками и исследователями (с 1: 4,4 в 1992 г. до 1:5,6 в 1998 г.), тогда как соотношение между вспомогательным и обслуживающим персоналом и исследователями возросло (с 1:1,4 до 1:1,1). Выявленные изменения связаны, по нашему мнению, не столько с процессами внедрения более совершенной техники, интенсифицирующей процесс НИОКР и вызывающей освобождение исследователей и техников от неквалифицированного труда, сколько с более высокими темпами ухода из отрасли «Наука и научное обслуживание» наиболее квалифицированных работников по сравнению с работниками неквалифицированного труда.

С 1994-го по 1998 г. численность персонала, осуществлявшего НИОКР, возрастала только в секторе частных бесприбыльных организаций. В государственном, предпринимательском секторах и в высшем образовании она сократилась соответственно в 1,13; 1,36 и 1,38 раз (см. табл. 8.2).

Таблица 8.2

Численность персонала, осуществлявшего НИОКР, в различных секторах деятельности (1994-1998 гг.)[55]

Годы Всего В том числе по секторам деятельности
Государст-венный Предпринимательский Высшего образования Частный бесприбыльный
           

Таблица 8.3

Численность исследователей по областям науки (человек)[56]

Всего В том числе по областям науки
Естествен-ные техни-ческие медицинские Сельскохо-зяйственные Обществен-ные Гумани-тарные
Исследователи
               
Доктор наук
               
Кандидаты наук
               

Несмотря на то, что почти половина всех научных и научно-педагогических работников и около 40% лиц с учеными степенями занято в производственных отраслях, сохраняются существенные различия в насыщенности научно-техническими кадрами в разных отраслях. Так, в промышленности удельный вес лиц с учеными степенями в общей численности научных и научно-педагогических кадров к началу 90-х гг. был в 2 раза выше, чем в сельском хозяйстве.

Численность работающих в научно-технических подразделениях производственных объединений и предприятий соизмерима с численностью работающих в отраслевых научных учреждениях и конструкторско-технологических организаций. Так, в научно-технических подразделениях производственных предприятий и объединений промышленных отраслей занято 2 – 6 % всех работающих, что составляет более 25 % всех инженерно-технических работников отраслей. При этом научно-технический персонал производственных объединений и предприятий часто совмещает выполнение исследовательских, опытно-конструкторских, экспериментальных работ с обеспечением текущих потребностей производства. Кадры для научно-технической деятельности в России готовят в системе высшего образования и аспирантуре и докторантуре, обеспечивающих подготовку специалистов с высшим образованием и научных работников высшей квалификации. В 90-е гг. в стране на 10 тыс. чел. занятого населения приходилось 1100 человек с высшим образованием и 197 студентов. Подготовка научных работников высшей квалификации кандидатов и докторов наук осуществляется через аспирантуры и докторантуры научных учреждений и вузов, а также в порядке соискательства. Даже в период максимального выпуска обучавшихся в аспирантуре (в 1980 г.— 23,8 тыс. аспирантов), процент защитивших диссертаций в срок оставался низким (в среднем 8,6 %). С 1980 г.— рост подготовки научных кадров через аспирантуру сократился. В 1990-е гг. численность лиц, получивших ученую степень кандидата наук через соискательство, приблизилась к численности защитивших диссертации аспирантов. Численность исследователей по областям науки приведена в табл. 8.3.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: