Начиная с 1992 г. число слияний и поглощений снова начало расти. Опять стали совершаться крупные сделки, отдельные из которых по размеру сравнимы со сделками четвертой волны. Хотя в пятом периоде слияний было много мегаслияний, происходило меньше враждебных захватов и больше стратегических слияний. Когда экономика оправилась от спада 1990 — 1991 гг., компании начали стремиться к расширению и слияния снова стали рассматриваться как быстрый и эффективный способ достижения этой цели. Однако в отличие от периода 1980-х сделки 1990-х гг. делали больший упор на стратегию, а не на быстрое финансовое обогащение. Эти сделки не походили на профинансированные заемным капиталом дутые трансакции четвертой волны. Они финансировались больше собственным капиталом, что привело к появлению объединений с меньшей долговой нагрузкой.
Поскольку сделки начала 1990-х гг. не в такой степени использовали заемныйкапитал, компании не так часто стремились поскорее распродать активы, чтобы расплатиться с долгом и уменьшить расходы на его обслуживание. Происходившие сделки мотивировались конкретной стратегией покупателя, которая могла быть эффективнее достигнута через слияние и поглощение, чем через внутреннее расширение.
|
|
Каждая волна приносила с собой определенные уникальные, не похожие на другие, сделки, и пятая волна не была исключением. В середине 1990-х гг. рынок был охвачен сделками консолидации, которые стали называть охватами (roll-ups). В данном случае фрагментированные отрасли консолидировались через крупномасштабные поглощения компаний, называемых консолидаторами. Это происходило во многих отраслях, таких, например, как погребальный бизнес, производство и продажа офисных продуктов и цветочной продукции. В целом, это была идея, которая первоначально могла иметь некоторые достоинства, но зашла слишком далеко. Рынок изменил свое отношение к подобным сделкам к концу 1990-х гг., поскольку они не принесли ожидаемых результатов в виде снижения затрат и больших синергии.
Пятая волна слияний была поистине международной, начиная с 1996 г. долларовое значение и количество сделок в Соединенных Штатах значительно увеличились. В Европе пятая волна отчетливо проявилась, начиная с 1998 г. В 1999 г. стоимость сделок в Европе была почти столь же велика, как и в США. Наибольшее число европейских сделок приходилось на Великобританию, за которой следовали Германия и Франция (см. таблицу 9.13). В Азии стоимость и количество слияний также заметно увеличились, начиная с 1998 г. Большинство этих сделок совершалось в Японии. Объем сделок в Канаде рос стабильно на протяжении всех 1990-х гг., но более чем удвоился в 2000 г.
|
|
Таблица 9.13
Стоимость слияний и поглощений по странам (млрд. долл.)[111]
Год | США | Великобритания | Германия | Франция | Канада | Япония |
301,3 | 99,3 | 17,1 | 19,6 | 25,3 | 14,2 | |
205,7 | 67,5 | 18,6 | 26,4 | 13,7 | 6,6 | |
216,9 | 51,5 | 19,0 | 28,1 | 13,1 | 4,2 | |
347,7 | 42,6 | 15,6 | 23,3 | 18,1 | 6,5 | |
483,8 | 52,6 | 10,4 | 29,6 | 26,0 | 5,3 | |
734,6 | 157,7 | 17,3 | 23,6 | 36,1 | 40,4 | |
930,8 | 133,9 | 14,9 | 59,3 | 49,9 | 12,0 | |
1248,1 | 178,0 | 62,8 | 87,1 | 63,4 | 20,1 | |
2009,2 | 214,2 | 68,5 | 103,8 | 94,6 | 25,7 | |
2149,9 | 434,0 | 339,2 | 313,4 | 97,5 | 202,1 | |
2073,2 | 473,0 | 174,8 | 88,7 | 230,2 | 108,8 |
Возрастающее значение Европы в волне поглощений иллюстрируется увеличением в мировой капитализации доли, приходящейся на Европу и остальные страны неамериканского мира[112]. По данным Бернарда Блэка, в 1975 г. на Соединенные Штаты приходилось 52,5% общемировой капитализации фондового рынка, а к 1998 г. доля США понизилась до 42%. В большей степени это изменение произошло за счет Европы, где рыночная капитализация увеличилась с 25% в 1975 г. до 33% в 1998 г.
9.3. Цели отраслевой политики государства
К целям отраслевой политики относятся три главные концепции, воздействия государства на деятельность фирмы:
1) Способствовать экономической эффективности. Предполагается, что достижение экономической эффективности общества возможно при наличии конкуренции, достигается эффективная аллокация ресурсов и осуществление динамического межвременного выбора всех экономических агентов. Конкуренция является средством создания среды, способствующей снижению издержек, созданию новых продуктов, новых фирм, новых видов деятельности, новых методов производства и реализации, технического прогресса и инноваций.
2) Способствовать оптимизации поведения экономических агентов. Создание конкурентной среды это процесс, а не результат. Поэтому не следует опираться на застывшие рыночные структуры для увеличения общего благосостояния. Конкурентный процесс позволяет фирмам самостоятельно оптимизировать свое поведение. Т.к. рынки находятся в процессе постоянной эволюции, отраслевая политика должна только создавать условия благоприятные для конкуренции (свобода выхода и входа, стимулы к инновациям, поддержка определенной степени соперничества между фирмами).
3) Способствовать лучшему функционированию общества в целом. Отраслевая политика государства преследует более общие общественные интересы:
- защита национальной промышленности
- помощь фирмам и отраслям в трудных ситуациях
- развитие регионов
- защита занятости
- стимулирование фирм лидеров
- защита от иностранного капитала
- развитие мелкого и среднего бизнеса
- защита прав потребителей
- установление правил добросовестной конкуренции
9.4. Антимонопольная политика государства.
Международный опыт
Среди целей государственной антимонопольной политики можно выделить такие, как:
• обеспечение эффективности производства и распределения ресурсов в экономике;
• предотвращение или ликвидация нежелательных рыночных структур и нежелательного поведения экономических агентов - то есть таких ситуаций, которые рассматриваются как нарушающие общественное благосостояние;
• помощь одним группам экономических агентов за счет других (например, содействие малым фирмам в их конкуренции с крупными, независимо от их эффективности, или фирмам одних отраслей по сравнению с другими сферами деятельности).
Хотя каждая цель является важной с точки зрения экономики в целом, отдельные страны уделяют разное значение целям в своих антимонопольных законодательствах, что отражает те или иные предпочтения стран в стимулировании конкуренции. Все же большинство стран стоит на позиции препятствования определенной деятельности фирм, которая рассматривается как незаконная.
|
|
Согласно традиционной антимонопольной политике, к поведению фирм, которое считается незаконным, относят следующие типы действий:
1) фиксирование продажных цен, тайное и явное, так что назначаемые фирмой цены выпадают из сферы влияния рынка;
2) ограничения покупки: запрет заказчикам покупать какой-либо товар в другом месте, у другого продавца, по другой цене или в другом объеме, чем установлено фирмой-продавцом;
3) ограничения продажи: запрет поставщикам продавать товар другому клиенту, в другом месте, по другой цене или в другом объеме, чем это предусмотрено контрактом с фирмой-покупателем;
4) связанные продажи: продажа одного товара клиенту при условии, что он покупает какой-либо еще (оговоренный заранее в контракте) продукт данной фирмы;
5) недобросовестная реклама: акцент в рекламных посланиях на таких качествах продукта, которые в действительности у данного изделия отсутствуют, или подчеркивание недостатков товара конкурирующей фирмы, которые на самом деле у него могут и не быть;
6) недобросовестная маркировка товара: оформление внешнего вида товара, таким образом, который не отвечает его назначению, или указание таких его внутренних характеристик, которые продукту не присущи;
7) вертикальные или горизонтальные ограничения конкуренции: давление на поставщиков (потребителей) продукции или на другие фирмы, производящие данный продукт, с целью усиления собственного влияния фирмы на рынке через принудительное навязывание партнерам своих правил поведения.
На практике проведение антимонопольной политики сталкивается с определенными трудностями, среди которых можно выделить следующие:
1) зачастую отсутствуют однозначные трактовки последствий поведения фирмы. Например, слияние двух фирм может привести, с одной стороны, к росту продажных цен товара (отрицательное последствие несовершенной рыночной структуры), а с другой стороны, подобное взаимодействие двух фирм может выразиться во внедрении нового продукта или в улучшении качества старого товара (положительное последствие монополии). То есть при проведении антимонопольной политики должен быть подведен баланс последствий как отрицательных, так и положительных;
|
|
2) неопределенность субъекта ущерба от несовершенной рыночной структуры. Часто не столь очевидно, кто должен подавать в суд и считать себя ущемленной стороной: розничный продавец-дилер товара, выпускаемого монополистом, или конечный потребитель продукции, поскольку непосредственное воздействие ограничений со стороны фирмы, обладающей рыночной властью, может проявляться не столько в отношении посредствующего звена товарной цепи, сколько на положении индивида, покупающего товар для потребления, так как торговец нередко способен переложить бремя монопольного воздействия на своего покупателя. В свою очередь разрозненность конечных покупателей ведет к тому, что не всегда нарушения добросовестного поведения фирмы на рынке фиксируются и становятся объектом регулирования государства.
Проанализируем, каким образом организована антимонопольная политика в развитых странах, как те или иные государственные мероприятия по контролю рыночных структур и поведения фирм осуществляются в экономиках с разными традициями.