Пятая волна

Начиная с 1992 г. число слияний и поглощений снова начало расти. Опять стали совершаться крупные сделки, отдельные из которых по размеру сравнимы со сдел­ками четвертой волны. Хотя в пятом периоде слияний было много мегаслияний, происходило меньше враждебных захватов и больше стратегических слияний. Ког­да экономика оправилась от спада 1990 — 1991 гг., компании начали стремиться к расширению и слияния снова стали рассматриваться как быстрый и эффективный способ достижения этой цели. Однако в отличие от периода 1980-х сделки 1990-х гг. делали больший упор на стратегию, а не на быстрое финансовое обогащение. Эти сделки не походили на профинансированные заемным капиталом дутые трансак­ции четвертой волны. Они финансировались больше собственным капиталом, что привело к появлению объединений с меньшей долговой нагрузкой.

Поскольку сделки начала 1990-х гг. не в такой степени использовали заемныйкапитал, компании не так часто стремились поскорее распродать активы, чтобы расплатиться с долгом и уменьшить расходы на его обслуживание. Происходившие сделки мотивировались конкретной стратегией покупателя, которая могла быть эффективнее достигнута через слияние и поглощение, чем через внутреннее расширение.

Каждая волна приносила с собой определенные уникальные, не похожие на другие, сделки, и пятая волна не была исключением. В середине 1990-х гг. рынок был охвачен сделками консолидации, которые стали называть охватами (roll-ups). В данном случае фрагментированные отрасли консолидировались через крупномасштабные поглощения компаний, называемых консолидаторами. Это происходило во многих отраслях, таких, например, как погребальный бизнес, производство и продажа офисных продуктов и цветочной продукции. В целом, это была идея, которая первоначально могла иметь некоторые до­стоинства, но зашла слишком далеко. Рынок изменил свое отношение к по­добным сделкам к концу 1990-х гг., поскольку они не принесли ожидаемых результатов в виде снижения затрат и больших синергии.

Пятая волна слияний была поистине международной, начиная с 1996 г. долларовое значение и количество сде­лок в Соединенных Штатах значительно увеличились. В Европе пятая волна отчетливо проявилась, начиная с 1998 г. В 1999 г. стоимость сделок в Европе была почти столь же велика, как и в США. Наибольшее число европейских сделок приходилось на Великобританию, за которой следовали Германия и Франция (см. таблицу 9.13). В Азии стоимость и количество слияний также заметно увеличились, начиная с 1998 г. Большинство этих сделок совершалось в Японии. Объем сделок в Канаде рос стабильно на протяжении всех 1990-х гг., но более чем удвоился в 2000 г.

Таблица 9.13

Стоимость слияний и поглощений по странам (млрд. долл.)[111]

Год США Великобритания Германия Франция Канада Япония
  301,3 99,3 17,1 19,6 25,3 14,2
  205,7 67,5 18,6 26,4 13,7 6,6
  216,9 51,5 19,0 28,1 13,1 4,2
  347,7 42,6 15,6 23,3 18,1 6,5
  483,8 52,6 10,4 29,6 26,0 5,3
  734,6 157,7 17,3 23,6 36,1 40,4
  930,8 133,9 14,9 59,3 49,9 12,0
  1248,1 178,0 62,8 87,1 63,4 20,1
  2009,2 214,2 68,5 103,8 94,6 25,7
  2149,9 434,0 339,2 313,4 97,5 202,1
  2073,2 473,0 174,8 88,7 230,2 108,8

Возрастающее значение Европы в волне поглощений иллюстрируется увели­чением в мировой капитализации доли, приходящейся на Европу и остальные страны неамериканского мира[112]. По данным Бернарда Блэка, в 1975 г. на Со­единенные Штаты приходилось 52,5% общемировой капитализации фондового рынка, а к 1998 г. доля США понизилась до 42%. В большей степени это изменение произошло за счет Европы, где рыночная капитализация увеличилась с 25% в 1975 г. до 33% в 1998 г.

9.3. Цели отраслевой политики государства

К целям отраслевой политики относятся три главные концепции, воздействия государства на деятельность фирмы:

1) Способствовать экономической эффективности. Предполагается, что достижение экономической эффективности общества возможно при наличии конкуренции, достигается эффективная аллокация ресурсов и осуществление динамического межвременного выбора всех экономических агентов. Конкуренция является средством создания среды, способствующей снижению издержек, созданию новых продуктов, новых фирм, новых видов деятельности, новых методов производства и реализации, технического прогресса и инноваций.

2) Способствовать оптимизации поведения экономических агентов. Создание конкурентной среды это процесс, а не результат. Поэтому не следует опираться на застывшие рыночные структуры для увеличения общего благосостояния. Конкурентный процесс позволяет фирмам самостоятельно оптимизировать свое поведение. Т.к. рынки находятся в процессе постоянной эволюции, отраслевая политика должна только создавать условия благоприятные для конкуренции (свобода выхода и входа, стимулы к инновациям, поддержка определенной степени соперничества между фирмами).

3) Способствовать лучшему функционированию общества в целом. Отраслевая политика государства преследует более общие общественные интересы:

- защита национальной промышленности

- помощь фирмам и отраслям в трудных ситуациях

- развитие регионов

- защита занятости

- стимулирование фирм лидеров

- защита от иностранного капитала

- развитие мелкого и среднего бизнеса

- защита прав потребителей

- установление правил добросовестной конкуренции

9.4. Антимонопольная политика государства.

Международный опыт

Среди целей государственной антимонопольной политики можно выделить такие, как:

• обеспечение эффективности производства и распределения ре­сурсов в экономике;

• предотвращение или ликвидация нежелательных рыночных структур и нежелательного поведения экономических агентов - то есть таких ситуаций, которые рассматриваются как нарушающие обществен­ное благосостояние;

• помощь одним группам экономических агентов за счет других (например, содействие малым фирмам в их конкуренции с крупными, независимо от их эффективности, или фирмам одних отраслей по срав­нению с другими сферами деятельности).

Хотя каждая цель является важной с точки зрения экономики в целом, отдельные страны уделяют разное значение целям в своих анти­монопольных законодательствах, что отражает те или иные предпочте­ния стран в стимулировании конкуренции. Все же большинство стран стоит на позиции препятствования определенной деятельности фирм, которая рассматривается как незаконная.

Согласно традиционной антимонопольной политике, к поведению фирм, которое считается незаконным, относят следующие типы действий:

1) фиксирование продажных цен, тайное и явное, так что назначае­мые фирмой цены выпадают из сферы влияния рынка;

2) ограничения покупки: запрет заказчикам покупать какой-либо товар в другом месте, у другого продавца, по другой цене или в другом объеме, чем установлено фирмой-продавцом;

3) ограничения продажи: запрет поставщикам продавать товар дру­гому клиенту, в другом месте, по другой цене или в другом объеме, чем это предусмотрено контрактом с фирмой-покупателем;

4) связанные продажи: продажа одного товара клиенту при усло­вии, что он покупает какой-либо еще (оговоренный заранее в контрак­те) продукт данной фирмы;

5) недобросовестная реклама: акцент в рекламных посланиях на таких качествах продукта, которые в действительности у данного из­делия отсутствуют, или подчеркивание недостатков товара конкури­рующей фирмы, которые на самом деле у него могут и не быть;

6) недобросовестная маркировка товара: оформление внешнего вида товара, таким образом, который не отвечает его назначению, или указание таких его внутренних характеристик, которые продукту не присущи;

7) вертикальные или горизонтальные ограничения конкуренции: давление на поставщиков (потребителей) продукции или на другие фир­мы, производящие данный продукт, с целью усиления собственного вли­яния фирмы на рынке через принудительное навязывание партнерам своих правил поведения.

На практике проведение антимонопольной политики сталкивается с определенными трудностями, среди которых можно выделить следующие:

1) зачастую отсутствуют однозначные трактовки последствий пове­дения фирмы. Например, слияние двух фирм может привести, с одной стороны, к росту продажных цен товара (отрицательное последствие не­совершенной рыночной структуры), а с другой стороны, подобное взаи­модействие двух фирм может выразиться во внедрении нового продукта или в улучшении качества старого товара (положительное последствие монополии). То есть при проведении антимонопольной политики дол­жен быть подведен баланс последствий как отрицательных, так и поло­жительных;

2) неопределенность субъекта ущерба от несовершенной рыночной структуры. Часто не столь очевидно, кто должен подавать в суд и счи­тать себя ущемленной стороной: розничный продавец-дилер товара, вы­пускаемого монополистом, или конечный потребитель продукции, по­скольку непосредственное воздействие ограничений со стороны фирмы, обладающей рыночной властью, может проявляться не столько в отно­шении посредствующего звена товарной цепи, сколько на положении индивида, покупающего товар для потребления, так как торговец неред­ко способен переложить бремя монопольного воздействия на своего по­купателя. В свою очередь разрозненность конечных покупателей ведет к тому, что не всегда нарушения добросовестного поведения фирмы на рынке фиксируются и становятся объектом регулирования государства.

Проанализируем, каким образом организована антимонопольная политика в развитых странах, как те или иные государственные мероп­риятия по контролю рыночных структур и поведения фирм осуществ­ляются в экономиках с разными традициями.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: