В соответствии с различными значениями коэффициентов концентрации и индексов Герфиндаля-Гиршмана выделяются три типа рынка:
I тип - высококонцентрированные рынки: при 70 проц. < CR-3 < 100 проц.; 2000 < HHI < 10000;
II тип - умеренно концентрированные рынки: при 45 проц. < CR-3 < 70 проц.; 1000 < HHI < 2000;
III тип - низкоконцентрированные рынки: при CR-3 < 45 проц.; HHI < 1000.
Показатели рыночной концентрации дают возможность сделать предварительную оценку степени монополизации рынка, равномерности (или неравномерности) присутствия на нем хозяйствующих субъектов. Чем больше продавцов с равномасштабной поставкой продукции действует на рынке, тем меньше значение соответствующих показателей.
Качественные показатели структуры товарного рынка
Качественными показателями, характеризующими структуру товарного рынка являются:
- наличие (или отсутствие) барьеров входа на рынок для потенциальных конкурентов, степень их преодолимости;
- открытость рынка для межрегиональной и международной торговли.
Потенциальными конкурентами могут считаться:
- хозяйствующие субъекты, которые имеют материально-техническую базу, кадры, технологии для изготовления данного товара, но по разным причинам не реализуют эти возможности;
- хозяйствующие субъекты, которые изготовляют данный товар, но не продают его на территории исследуемого товарного рынка;
- новые хозяйствующие субъекты, входящие на данный товарный рынок.
Рекомендуется анализировать следующие барьеры входа на рынок потенциальных конкурентов:
1. Экономические и организационные ограничения
2. Административные ограничения
3. Неразвитость рыночной инфраструктуры
4.Влияние вертикального объединения действующих организаций на рынке
5. Стратегия поведения действующих на рынке хозяйствующих субъектов
6. Барьеры, связанные с эффектом масштаба
7. Барьеры, основанные на абсолютном превосходстве в уровне затрат
8. Экологические ограничения
9. Ограничения по спросу
10. Барьеры капитальных затрат или объемы первоначальных инвестиций, необходимых для входа на товарный рынок






