Количественные показатели структуры товарного рынка

В соответствии с различными значениями коэффициентов концентрации и индексов Герфиндаля-Гиршмана выделяются три типа рынка:

I тип - высококонцентрированные рынки: при 70 проц. < CR-3 < 100 проц.; 2000 < HHI < 10000;

II тип - умеренно концентрированные рынки: при 45 проц. < CR-3 < 70 проц.; 1000 < HHI < 2000;

III тип - низкоконцентрированные рынки: при CR-3 < 45 проц.; HHI < 1000.

Показатели рыночной концентрации дают возможность сделать предварительную оценку степени монополизации рынка, равномерности (или неравномерности) присутствия на нем хозяйствующих субъектов. Чем больше продавцов с равномасштабной поставкой продукции действует на рынке, тем меньше значение соответствующих показателей.

Качественные показатели структуры товарного рынка

Качественными показателями, характеризующими структуру товарного рынка являются:

- наличие (или отсутствие) барьеров входа на рынок для потенциальных конкурентов, степень их преодолимости;

- открытость рынка для межрегиональной и международной торговли.

Потенциальными конкурентами могут считаться:

- хозяйствующие субъекты, которые имеют материально-техническую базу, кадры, технологии для изготовления данного товара, но по разным причинам не реализуют эти возможности;

- хозяйствующие субъекты, которые изготовляют данный товар, но не продают его на территории исследуемого товарного рынка;

- новые хозяйствующие субъекты, входящие на данный товарный рынок.

Рекомендуется анализировать следующие барьеры входа на рынок потенциальных конкурентов:

1. Экономические и организационные ограничения

2. Административные ограничения

3. Неразвитость рыночной инфраструктуры

4.Влияние вертикального объединения действующих организаций на рынке

5. Стратегия поведения действующих на рынке хозяйствующих субъектов

6. Барьеры, связанные с эффектом масштаба

7. Барьеры, основанные на абсолютном превосходстве в уровне затрат

8. Экологические ограничения

9. Ограничения по спросу

10. Барьеры капитальных затрат или объемы первоначальных инвестиций, необходимых для входа на товарный рынок




double arrow
Сейчас читают про: