Логопедические занятия... являются основной формой коррекционного обучения, когда систематически осуществляется развитие всех компонентов речи и подготовка к школе.
Основы логопедии
В логопедической группе проводятся два вида занятий: фронтальные и индивидуальные. Фронтальные занятия организуются по подгруппам (их две), на которые делятся дети в зависимости от уровня речевого развития или уровня сформированности произвольной деятельности (по усмотрению логопеда).
В данном пособии мы не даем образцов занятий по формированию звуковой стороны речи, а рассматриваем занятия двух типов:
1) по формированию лексико-грамматических средств языка;
2) по развитию связной речи.
Это деление довольно условно, ибо каждое занятие первого типа подводит детей к навыкам связной речи той или иной степени сложности (в зависимости от возможностей детей и этапа обучения). Занятия же второго типа обязательно предусматривают активизацию определенного словаря ребенка, практическое использование отработанного грамматического материала, тех или иных типов предложений. Меняются лишь удельный вес той или иной задачи в занятиях, методы обучения, и идет постоянное усложнение каждой поставленной ранее задачи.
|
|
Общей же задачей всех логопедических занятий на первом году обучения является уточнение и обогащение представлений детей об окружающей действительности, расширение кругозора и на основе этого обогащение и активизация словарного запаса, формирование языковых обобщений, элементарного осознания явлений языка и речи.
Если эта задача будет решена, то развитие повествовательной речи, речевого самоконтроля на втором году обучения будет более успешным и придаст процессу речевого развития ребенка творческий характер.
Обучение на занятиях носит коммуникативную направленность. Необходимо научить детей применять усваиваемый материал в аналогичных и новых ситуациях, в постоянном общении, в различных видах деятельности.
Планируя занятия, логопед должен:
• четко определить тему и цель занятия;
• отобрать лексический и грамматический материал с учетом темы и цели занятия, этапа коррекционного обучения, индивидуального подхода к речевым и психическим возможностям детей;
• выделить словарь, который дети должны усвоить в активной речи;
• подчеркнуть наличие обучающего момента и последовательного закрепления материала;
• продумать обеспеченность занятия наглядным материалом;
• обозначить основные этапы занятия, показав их взаимосвязь и взаимообусловленность;
• обеспечить постепенную смену речевых и речемыслительных заданий возрастающей сложности;
|
|
• включить в занятия игровые и дидактические упражнения с элементами соревнования, контроля за своими действиями и действиями товарищей;
• включить регулярное повторение усвоенного речевого материала;
• учитывать зону ближайшего развития, потенциальные возможности детей для развития мыслительной деятельности.
Процесс развития речи в дошкольном детстве органически связан с умственным развитием. Эту связь следует рассматривать в двух аспектах: роль языка для развития мышления и роль интеллекта в овладении языком. Поэтому задачи развития основных мыслительных процессов (анализ, синтез, сравнение, обобщение), произвольного внимания, памяти, сложных форм восприятия, воображения, временных и пространственных представлений детей логопед должен предусматривать во всех речевых упражнениях. Но как самостоятельная цель они могут не ставиться.
Представленные далее логопедические занятия не являются законченными и обязательными конспектами. Они представляют собой лишь перечень приемов, упражнений при четко определенных теме, цели занятия и речевых задачах, решаемых на нем., Это предполагает творческий подход специалиста к предложенному материалу. Например, не обязательно использовать все перечисленные виды упражнений на одном занятии. Можно часть их вынести на индивидуальную работу или предложить воспитателю. Главное, чтобы отрабатываемый материал был достаточно разнообразно закреплен в речи детей.
Так как индивидуальные, различия речевого уровня детей могут быть довольно значительными (даже в пределах одной подгруппы),
необходимо осуществлять разноуровневый подход к выбору и применению описанных приемов, методов, упражнений на логопедических занятиях. В данном разделе предлагается образец конспекта разноуровнего занятия на тему «Составление рассказа по сюжетной картине».
ПЕРВЫЙ ПЕРИОД