Логопедические занятия

Логопедические занятия... являются основ­ной формой коррекционного обучения, когда систематически осуществляется развитие всех компонентов речи и подготовка к школе.

Основы логопедии

В логопедической группе проводятся два вида занятий: фронталь­ные и индивидуальные. Фронтальные занятия организуются по подгруппам (их две), на которые делятся дети в зависимости от уровня речевого развития или уровня сформированности произ­вольной деятельности (по усмотрению логопеда).

В данном пособии мы не даем образцов занятий по формиро­ванию звуковой стороны речи, а рассматриваем занятия двух типов:

1) по формированию лексико-грамматических средств языка;

2) по развитию связной речи.

Это деление довольно условно, ибо каждое занятие первого типа подводит детей к навыкам связной речи той или иной степени слож­ности (в зависимости от возможностей детей и этапа обучения). Занятия же второго типа обязательно предусматривают активиза­цию определенного словаря ребенка, практическое использование отработанного грамматического материала, тех или иных типов предложений. Меняются лишь удельный вес той или иной задачи в занятиях, методы обучения, и идет постоянное усложнение каж­дой поставленной ранее задачи.

Общей же задачей всех логопедических занятий на первом году обучения является уточнение и обогащение представлений детей об окружающей действительности, расширение кругозора и на основе этого обогащение и активизация словарного запаса, форми­рование языковых обобщений, элементарного осознания явлений языка и речи.

Если эта задача будет решена, то развитие повествовательной речи, речевого самоконтроля на втором году обучения будет более успешным и придаст процессу речевого развития ребенка твор­ческий характер.

Обучение на занятиях носит коммуникативную направлен­ность. Необходимо научить детей применять усваиваемый мате­риал в аналогичных и новых ситуациях, в постоянном общении, в различных видах деятельности.

Планируя занятия, логопед должен:

• четко определить тему и цель занятия;

• отобрать лексический и грамматический материал с учетом темы и цели занятия, этапа коррекционного обучения, инди­видуального подхода к речевым и психическим возможно­стям детей;

• выделить словарь, который дети должны усвоить в актив­ной речи;

• подчеркнуть наличие обучающего момента и последователь­ного закрепления материала;

• продумать обеспеченность занятия наглядным материалом;

• обозначить основные этапы занятия, показав их взаимосвязь и взаимообусловленность;

• обеспечить постепенную смену речевых и речемыслительных заданий возрастающей сложности;

• включить в занятия игровые и дидактические упражнения с элементами соревнования, контроля за своими действиями и действиями товарищей;

• включить регулярное повторение усвоенного речевого мате­риала;

• учитывать зону ближайшего развития, потенциальные воз­можности детей для развития мыслительной деятельности.

Процесс развития речи в дошкольном детстве органически свя­зан с умственным развитием. Эту связь следует рассматривать в двух аспектах: роль языка для развития мышления и роль интел­лекта в овладении языком. Поэтому задачи развития основных мыслительных процессов (анализ, синтез, сравнение, обобщение), произвольного внимания, памяти, сложных форм восприятия, воображения, временных и пространственных представлений детей логопед должен предусматривать во всех речевых упражнениях. Но как самостоятельная цель они могут не ставиться.

Представленные далее логопедические занятия не являются законченными и обязательными конспектами. Они представляют собой лишь перечень приемов, упражнений при четко опреде­ленных теме, цели занятия и речевых задачах, решаемых на нем., Это предполагает творческий подход специалиста к предложен­ному материалу. Например, не обязательно использовать все пере­численные виды упражнений на одном занятии. Можно часть их вынести на индивидуальную работу или предложить воспитателю. Главное, чтобы отрабатываемый материал был достаточно разно­образно закреплен в речи детей.

Так как индивидуальные, различия речевого уровня детей могут быть довольно значительными (даже в пределах одной подгруппы),

необходимо осуществлять разноуровневый подход к выбору и применению описанных приемов, методов, упражнений на лого­педических занятиях. В данном разделе предлагается образец кон­спекта разноуровнего занятия на тему «Составление рассказа по сюжетной картине».

ПЕРВЫЙ ПЕРИОД


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: