Грамматический строй речи. 1. Именительный падеж существительных ед

1. Именительный падеж существительных ед. и мн. ч.:

кубик + лев — «ефи» дерево — «деси» дом — «доми» стол + гнездо — 0 ведро — 0 рот — 0 стул — 0 лоб — 0 рукав — О ухо — «ухо» окно — О коза — О перо — О

2. Родительный падеж со словами «нет» или «много»:. -
много «зюб, даей (деревьев), ягихик (ягод)».

3. Дательный падеж ед. и мн. ч. (кому?):

подарю «папе, маме, девкам (девочкам), майтикам».

4. Винительный падеж (кого? что?):

вижу за окном «деей (детей), деея (деревья), доми, сааку, воду».

5. Творительный падеж орудийности, времени (чем? когда?):

топором — 0 веником + вечером + молотком + ложкой + ножницами — «нозитим» красками — «каским»

6. Предложные формы:

а) родительного падежа:

У (у кого?) из (из чего?) - «и» с, со (откуда?) - «и тоя» (со стола) без (без чего?) - 0

б) дательного падежа:

к (к чему? к кому?) - 0 по - 0

в) винительного падежа:

в (куда?) – опускает под (куда?) - 0 на (куда?) – «а» через - 0

г) творительного падежа:

с - 0 за - 0 над - 0 под - 0

д) предложного падежа:

в - опускает на - опускает

е) пространственные предлоги:

из + из-за - 0 из-под - 0

7. Согласование числительных с существительными в роде:

один мяч + одна груша – «один» два мяча – «да мяч» две груши - 0

Произношение

(Примеры детский речи фиксировать с дефектами звукопроизношения).

А + С + Н, Нь + Й + П, ПЬ + К, Кь + О + Сь+ М, Мь + Ш = С Б, Бь + Г, ГЬ + У + З + Р = Й Ж = З Т + Х, ХЬ + Ы + Зь + Рь = Й Ч = Ть Д + Ф, ФЬ + Э + Ц = С Л = Й Щ = С В, ВЬ + Дь + И + Ть + Ль =Й

В речи: ц = с, ч, тъ; дефект смягчения (твердые — мягкие соглас­ные не дифференцирует — «У тоти Кати пать котать»); дефект озвончения — «У Зои поели юпи» (У Зои болели зубы). Произноше­ние (отраженно): «Соя катаеса я санкам» (Соня катается на санках), «По уиче гуяют чипата и куитя» (По улице гуляют цыплята и курица), «Сяпка и сюпка, вот и есь мисютка» (Шапка да шубка, вот и весь мишутка), «Зкж упай и тать и мозить» (Жук упал и встать не может), «Цяйке цяй» (В чайнике чай), «У Ени боить коено» (У Лены болит колено), «Мияедотьке пия» (Мила в лодочке плыла), «Яя, яя ми таемь» (Рано, рано мы встаем), «Тоясь, тоясь, покоей, выходи зеей» (Сторож, сторож поскорей выходи кормить зверей).

Слоговая структура слова

1. Повторить за логопедом:

елка — «ейка» шкаф — «сяф» снеговик - «сигаик» приемник — «пиемиик» умывальник — «мивайик» строительство — О стол — «той» паук + скамейка — «камейка» мотоцикл — «мототикей» телевизор — «теизи» хоккеист — «хихись» стул — «туй» пушка — «пуська» карандаш — «каядась» гимнаст — «гинасы» велосипед — «весипед» электричество — О

2. Назвать предметы (реальные или по картинке) отраженно:

обезьяна —0 поросенок — 0 смородина — 0 шоколадка — 0 стрекоза — «ося» кошелек — «кисиек» учительница — «утится» космонавты — О ящерица — О табуретка — «туй» колокольчик — О левая (рука) — «еия»

3. Повторить предложения:

Ребята слепили снеговика — «Еяи епии сегаика»

Хоккеисты играют в хоккей — О

Библиотекарь выдает книги — О («И зяю»)

Физкультурники идут на парад — О

На елке зажглись разноцветные электрические лампочки — О


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: