В конце учебного года воспитатели и учитель-логопед традиционно заняты решением следующих задач:
• самооценка (в основе ее лежит объективный анализ результативности профессиональной деятельности, правильности
выбора коррекционной программы и системного подхода в организации работы с детьми с ОНР);
• отслеживание динамики речевого и психоэмоционального развития детей;
• регистрация полученных результатов итогового обследования детей (оформление соответствующей документации).
В практике работы данные задачи реализуются следующим образом:
• итоговое обследование детей в мае (по методике, идентичной первичному сентябрьскому обследованию) — воспитатели и учитель-логопед;
• анализ полученных результатов обследования и отчет по итогам работы за год на малом педсовете — учитель-логопед;
• оформление индивидуальных карт психолого-педагогического сопровождения на каждого ребенка — психолог, воспитатели и педагоги-специалисты;
• отчет о результативности работы с детьми группы риска — психолог.
При осуществлении этих мероприятий могут возникнуть трудности в оценке результативности проделанной работы (в частности, в определении динамики развития детей). В этом случае следует руководствоваться основным правилом: выявленные актуальные показатели в речевом и психоэмоциональном развитии ребенка всегда сравниваются с его же показателями в развитии при первичном обследовании. Нельзя сравнивать ребенка с другими детьми. Сопоставление же с возрастной нормой возможно лишь по окончании срока обучения в логопедической группе (при выпуске в школу, когда решается специалистами ПМПК вопрос о том, в каком классе рекомендуется обучаться ребенку).
Выявленные показатели речевого развития детей на первом году обучения можно назвать промежуточными, но и они могут говорить специалисту об уровне развития языковой способности каждого ребенка (главное, к чему должны стремиться в совместной работе учитель-логопед и воспитатели).
Языковая способность оценивается по двум параметрам: семантический (смысловой) и грамматический компоненты. С позиции критериев оценки языковой способности можно спланировать и провести контрольные занятия (в конце каждого периода обучения).
Контрольное занятие организуется и используется как средство внесения разнообразия в повседневную организованную жизнь детей, выявления степени усвоенности ими речевого материала, средство отслеживания динамики речевого развития детей, пробуждения их творческих проявлений в мире слов; как средство создания проблемных ситуаций, требующих установления коммуникативных контактов (отношения «человек — человек»), и повод для самоконтроля за профессиональной деятельностью педагогов.