Это одна из важнейших функций глаза, которую обеспечивают колбочки. Палочки не способны воспринимать цвета.
Весь спектр цветов, существующий в окружающей среде, состоит из 7 основных цветов: красного, оранжевого, желтого, зеленого, голубого, синего и фиолетового.
Любой цвет имеет такие характеристики:
1) цветовой тон – это главное качество цвета, которое определяется длиной волны. Это то, что мы называем «красный», «зеленый», и др.;
2) насыщенность - характеризуется наличием в основном цвете примеси другого цвета;
3) яркость - характеризует степень приближенности данного цвета к белому. Это то, что мы называем «светло-зеленый», «темно-зеленый» и др.
Всего глаз человека способен воспринимать до 13 000 цветов и их оттенков.
Способность глаза к цветовому зрению объясняется теорией Ломоносова – Юнга – Гельмгольца, в соответствии с которой все естественные цвета и их оттенки возникают в результате смешивания трех основных цветов: красного, зеленого и синего. В соответствии с этим допускается, что в глазу существуют три типа цветочувствительных колбочек: красночувствительные (в наибольшей степени раздражаются красными лучами, менее - зелеными и еще менее - синими), зеленочувствительные (в наибольшей степени раздражаются зелеными лучами, менее всего - синими) и синечувствительные (сильнее всего возбуждаются синими лучами, менее всего - красными). От суммарного возбуждения этих трех типов колбочек и появляется ощущение того или иного цвета.
Исходя из трехкомпонентной теории цветового зрения, люди, правильно различающие три основные цвета (красный, зеленый, синий), называются нормальными трихроматами.
Нарушения цветового зрения могут быть врожденными и приобретенными. Врожденными нарушениями (они всегда двусторонние) страдают около 8% мужчин и 0,5% женщин, которые, в основном, являются индукторами и передают врожденные нарушения по мужской линии. Приобретенные нарушения (могут быть как одно-, так и двусторонними) встречаются при заболеваниях зрительного нерва, хиазмы, центральной ямки сетчатки.
Все нарушения цветового зрения сгруппированы в классификации Криса-Нагеля-Рабкина, в соответствии с которой выделяют:
1. монохромазию - видение в одном цвете: ксантопсия (желтом), хлоропсия (зеленом), эритропсия (красном), цианопсия (синем). Последняя часто встречается после экстракции катаракты и имеет преходящий характер.
2. дихромазию - полное невосприятие одного из трех основных цветов: протанопсия (полностью выпадает восприятие красного цвета); дейтеранопсия (полностью выпадает восприятие зеленого цвета, дальтонизм); тританопсия (полное невосприятие синего цвета).
3. аномальную трихромазию - когда не выпадает, а только нарушается восприятие одного из основных цветов. При этом пациент основной цвет различает, но путается в оттенках: протаномалия - нарушается восприятие красного цвета; дейтераномалия – нарушается восприятие зеленого; тританомалия – нарушается восприятие синего цвета. Каждая разновидность аномальной трихромазии делится на три степени: А, В, С. Степень А близка к дихромазии, степень С - к норме, степень В занимает промежуточное положение.
4. ахромазия - видение в сером и черном цветах.
Из всех нарушений цветового зрения чаще всего встречается аномальная трихромазия. Следует отметить, что нарушение цветового зрения не является противопоказанием к службе в армии, но ограничивает выбор рода войск.
Диагностика расстройств цветового зрения осуществляется с помощью полихроматических таблиц Рабкина. В них на фоне кружков разного цвета, но одинаковой яркости, изображены цифры и фигуры, легко различаемые нормальными трихроматами, и скрытые цифры и фигуры, которые различают пациенты с тем или иным типом нарушений, но не различают нормальные трихроматы.
Для объективного исследования цветового зрения, в основном в экспертной практике, применяют аномалоскопы.
Цветовое зрение формируется параллельно с формированием остроты
зрения и появляется в первые 2 месяца жизни, причем сначала появляется восприятие длинноволновой части спектра (красной), позднее – средневолновой (желто-зеленой) и коротковолновой (синей) частей. В 4-5 лет цветовое зрение уже развито и совершенствуется далее.
Существуют законы оптического смешивания цветов, которые широко применяются в дизайне: все цвета, от красного до синего, со всеми переходными оттенками размещены в т.н. круге Ньютона. В соответствии с первым законом, если смешать между собой основной и дополнительный цвета (это цвета, лежащие на противоположных концах цветового круга Ньютона), то получается ощущение белого цвета. В соответствии со вторым законом, если смешать два цвета через один, образуется цвет, расположенный между ними.