Тенденции развития партийной системы в России

Активный процесс образования политических партий в конце 80-х – начале 90-х годов в России, связанный с распадом КПСС, утратой его политической монополии, стал второй попыткой создания многопартийной системы. Первая попытка, как известно, была сделана в начале XX века.

В современный период в России идет формирование и становле­ние многопартийности как основы всей политической системы. В России до настоящего времени вообще не было практики правового регулирования деятельности политических партий. Трудно считать высочайший указ от 4 марта 1906 года «О временных правилах, об обществах и союзах», в котором отсутствовал не только термин «партия», но и «организация», законодательным документом, осуществляющим правовое регулирование организации и деятельности политических партий. Данный указ имел, скорее, «заявительно-запретительный» характер, чем регулирующий.

В условиях советской модели общества и однопартийной системы и речи не могло быть о государственном правовом регулировании дея­тельности РКП(б)-ВКП(б)-КПСС. В Конституциях 1918 и 1924 гг. не было какого-либо положения, определявшего и закреплявшего роль партии в политической системе общества. В Конституции СССР 1936 г. в статье 124 упоминается возможность трудящихся вступать в партию наряду с другими общественными организациями, и только в Консти­туции 1977 г. появилась статья 6, в которой закреплялась роль КПСС как ядра политической системы, руководящей и направляющей силы общества. Положение достаточно бессодержательное, декларативное, так как в этой статье не давалось ни определения понятия политической партии как общественно-политического института, ни ее функций.

Практика деятельности политических партий в России тоже была ограничена. Легально партии получили право на существование после Манифеста 17 октября 1905 г. «Об усовершенствовании государственного строя», которым провозглашалось в России введение политических свобод. Но с 1918 г. после левоэсеровского мятежа и вплоть до начала 90-х годов в стране действовала только одна партия. В начале 90-х годов начала формироваться многопартийность, однако правовой базы их деятельности не было. В 2001 году Государственной Думой был принят Закон «О политических партиях».

Не случайно, мы очень подробно остановились на правовой ос­нове деятельности партий. После принятия данного закона Минюстом РФ на начало 2004 года было зарегистрировано 48 партий, а в начале 90-х годов XX века их число колебалось около цифры 260, только коммунистических партий насчитывалось 23. А с конца 80-х годов XX века на политической арене заявили о себе более 5 тысяч партий и движений, на местном и региональном уровне – еще несколько тысяч околополитических формирований, но по тем или другим причинам не полу­чивших регистрации. Закон «О политических партиях», по сути, должен был преодолеть «безбрежную» многопартийность, когда к выборам до­пускались сотни партий, в выборах участвовали десятки партий, а в Го­сударственную Думу проходили единицы.

С другой стороны, если на начальном этапе становления партийной системы в Российской Федерации большинству вновь созданных партий были присущи такие особенности, как аморфность организационных структур, многочисленность, элитарный характер членства и поиск своей социальной базы, то начало XX века характеризуется большей идеологической оформленностью партийного поля, активной коалиционной политикой в период избирательных кампаний. Ряд партий сумели за этот период сформировать свои ряды организационно и имеют уже свой электорат. Однако в развитии партийной системы в России имеются и свои проблемы. Изначально и в Конституции, в дру­гих законодательных актах, да и в законе «О политических партиях» роль самих партий в управлении государством сведена к функциям представительства. Партии могут только опосредовано влиять на формирование правительства (на уровне центра), и на формирование ис­полнительной власти (на уровни регионов). Не меняют ситуации и принятые Государственной Думой поправки в Закон «Об общих принципах организации законодательных, исполнительных органов власти субъектов РФ» и в Закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ». Выборы Государственной Думы по пропорциональной системе и назначение глав исполнительной власти субъектов Федерации законодательными собраниями не по представлению президента повышают роли партий в самой возможно­сти формировать эффективное правительство в центре и на местах, опирающееся на парламентское партийное большинство.

Поэтому, если оценивать происходящее не сточки зрения внешней формы, которая действительно изменилась весьма значительно, а стре­мясь проникать в самую суть событий политической жизни, приходится констатировать, что партийная система в России еще находится в эм­бриональном состоянии. Избранных по спискам различных политиче­ских «партий» депутатов Государственной Думы и прежних советских депутатов роднит то, что те и другие, хотя и по-разному, служат лишь внешним прикрытием (ширмой) власти, которая организована на пар­тийной системе. Видимо, значительный импульс в дальнейшем разви­тии партийной системы может дать всемерное развитие институтов и структур гражданского общества. Укрепляя вертикаль власти, через свертывание системы выборов глав субъектов всенародным голосова­нием, представляется принципиально важным, чтобы президент был, тем не менее, дистанцирован от стихии борьбы экономических, соци­альных, партийных, корпоративных и иных интересов, выступал в ка­честве верховного арбитра. Целесообразно избрание президента страны только на непартийной основе. Тогда чаша административного ресурса не может быть использована, ибо на непартийной основе будут согла­совываться и главы неисполнительной власти сверху донизу. Прерога­тивой партийной деятельности останется Государственная Дума и за­конодательные структуры власти субъектов Федерации и представи­тельная власть местного самоуправления.

В последнее время проявляются симптомы формирования полити­ческих партий на базе чиновников государственного аппарата и муни­ципальных служащих. В большей степени это относится к партии «Единая Россия». Если учесть количество таких чиновников (более 2-х миллионов), то можно оценить ресурс такой партии.

Многочисленность государственного аппарата для данной модели государства, которая складывается в РФ, - явление не новое. Во многих странах Европы это можно было наблюдать уже в конце XIX в. Причем наиболее многочисленным и высокооплачиваемым он был в среднем звене. Это были клерки управленческого, полицейского, су­дебного аппарата, всякого рода контролирующих структур, склонные, как правило, к коррупции. Об этом свидетельствует не только наш оте­чественный, но и зарубежный опыт. Среднее звено государственного аппарата играло большую роль в повседневной жизни человека.

Однако, со временем, именно на Западе аппарат власти среднего звена дистанцировался от партийной деятельности.

«Партии власти» - это чисто российское явление, означающее поддержку властных структур одной конкретной партии. В 1993 году такой партией была «Выбор России» Е. Гайдара, в 1995 г. – «Наш дом – Россия» во главе с В. Черномырдиным, 1999 года – «Единство», став­шее затем «Единой Россией».

С точки зрения С.Н. Пшизовой современные партии России мало похожи на западные образцы партий. «Они не являются массовыми. В большинстве их численность ограничивается количеством, необходи­мым по закону для регистрации. Да и это число нередко является бу­мажной мистификацией. И нет никаких признаков нарастания их чис­ленности с течением времени» (5, 32).

Ожидать быстрого формирования так называемого «среднего класса» не приходится. А вот постепенная самоорганизация средних и мелких предпринимателей пока что на уровне конференций, совеща­ний, собраний, может сыграть роль протопартийных объединений, тем более что среднее и мелкое предпринимательство поддерживается го­сударством, в результате этот слой населения может создать достаточно многочисленную социальную базу для образования политической пар­тии, выражающей его интересы.

Самым слабым социальным звеном с точки зрения политической самоорганизации остаются низшие слои общества, которым труднее всего осознать свой новый социальный статус, четко определиться со своими социальными интересами и способами борьбы за их реализа­цию. Причем «низам» труднее всего будет с решением организацион­ных проблем, так как в соответствии с Законом «О политических пар­тиях» структурные подразделения политических партий создаются и действуют только по территориальному признаку и не допускается их создание в органах государственной власти, местного самоуправления, в вооруженных силах, правоохранительных и иных государственных органах, государственных и негосударственных организациях, то есть теряется эффект организующей роли производственного коллектива. «Низы» являются, как правило, питательной средой для партий левой ориентации, однако, похоже, что с точки зрения организационной, развития и деятельности они столкнутся с наибольшими трудностями.

Видимо, потребуется еще какой-то период, когда сформируется эффективная, сбалансированная партийная система, с устойчивыми механизмами сдержек и противовесов, с развитой оппозицией, которая станет мощным гарантом и одновременно стимулятором устойчивого прогресса.

Решающее значение для становления политических партий и формирования партийной системы имеет опыт участия в выборах. Современная партийная система выдержала четыре избирательные кампании, трансформируясь каждый раз в определенный формат, демонстрирующий место и статус каждой партии и соотношение партийно-политических сил. Итак, после периодов зарождения про-топартий (1987-1989), распада КПСС и формирования политических партий (1990-1991), становления партийной системы (1991-1993) партийная система современной России в 1993 г. вступила в период функционирования, который ознаменовался участием партий в выборах и естественной (то есть в зависимости от воли избирателей) реструктуризацией партийной системы. На этом этапе российские политические партии пять раз проходили испытания выборами в Думу (1993, 1995, 1999, 2003) и четырежды (1996, 2000, 2004, 2008) вы6орами президента. Выборы 2002 г. проходили в обстановке высокой активности избирателей и жесткого противостояния трех партийных коалиций.

1. Пропрезидентского блока в составе партий: «Яблоко», ПРЕС (Партия российского единства и согласия), «Выбор России», РДДР (Российское движение демократических реформ), поддерживавшего курс реформ Президента Б. Ельцина.

2. Блока конструктивной оппозиции, состоявшего из Гражданско­го союза и ДПР (Демократической партии России), служившего опорой вице-президенту А. Руцкому.

3. Контрпрезидентского блока, состоявшего из КПРФ и АПР, находившегося в непримиримой оппозиции правительственной политике.

Среди политических партий победительницей оказалась ЛДПР, занимавшая позицию вне блоков и набравшая 22,92 % голосов избирателей. Кроме ЛДПР в Думу, преодолев 5%-й барьер, прошли следующие партии - «Выбор России» (15,51 %), КПРФ (12,4%), «Женщины России» (8,13 %), АПР (7,99 %), «Яблоко» (7,86 %), ПРЕС (6,73 %), ДПР (5,52%).

Эти партии и силы и составили первый формат партийной системы России в 1993-1995 гг.

Выборы в декабре 1995 г. проходили в обстановке продолжавшего­ся жесткого противостояния центристских и левых сил. Партии и из­бирательные объединения, избравшие промежуточную политическую позицию между сторонниками и противниками рыночных и либеральных реформ, такие как «Держава» (лидер А. Руцкой), Партия Святослава Федорова, Блок Ивана Рыбкина, «Женщины России» не смогли пройти 5%-й барьер.

Партии реформаторской ориентации набрали в общей сложности 21,63 % голосов («Наш дом Россия» - 10,13 %, «Яблоко» - 6,89 %).

Не прошли в Думу партии ПРЕС и «Выбор России», которые взяли на себя ответственность за все неудачи реформ.

Коммунисты пожали плоды выгодности своего положения критики трудных и непопулярных реформ: КПРФ получила 22,3 % голосов и заняла первое место в борьбе по партийным спискам, но другая антиреформаторская партия - АПР не прошла в Думу, набрав всего 3,78% голосов.

Из правых партий 5%-й барьер преодолела лишь ЛДПР (11,18 % голосов). Кроме того, уже в Думе были организованы несколько депутатских групп.

Новый, второй формат системы парламентских партий, как видим, приобрел следующую структуру:

- левые силы: фракция КПРФ (138 депутатских мест), депутатская группа «Народовластие» (38), Аграрная депутатская группа (35). Итого: 211 мест;

- Центристские силы: фракция НДР (65 мест), фракция «Яблоко» (46), депутатская группа «Российские регионы» (43). Итого: 154 места;

- правые силы: фракция ЛДПР - 51 место;

- независимые депутаты - 34 места.

Следующий, третий формат партийной системы современной России образовался после очередных думских выборов 1999 г. Выборы по партийным спискам дали следующие результаты: КПРФ - 24,29 % голосов, «Единство» - 23,32 %, «Отечество вся Россия» (ОВР) - 13,33 %, «Союз правых сил» (СПС) - 8,52 %, Блок Жириновского (ЛДПР) - 5,98..%, «Яблоко» - 5,93 %.

Система парламентских партий приобрела следующий вид:

- левые силы: фракция КПРФ (лидер Г. Зюганов) - 85 депутатов, Агропромышленная депутатская группа (Н. Харитонов) - 42;

- центристские силы: фракция «Единство» (В. Пехтин) - 83 депутата, фракция ОВР (Е. Примаков) - 46, фракция СПС (Б. Немцов) -.33, фракция «Яблоко» (Г. Явлинский) - 19, депутатская группа «Регионы России» (Союз независимых депутатов), (Q. Морозов) - 45, депутатская группа «Народный депутат» (Г. Райков) - 60;

- правые силы: фракция ЛДПР (В. Жириновский) - 14 депутатов.

Четвертый формат второй партийной системы России оформился после думских выборов 2003 г., которые дали, следующие результаты: партия «Единая Россия» - 37,57 % голосов, КПРФ - 12,61 %,

ЛДПР - 11,45 %, «Родина» - 9,02 %. Система парламентских партий после этого приобрела следующий вид:

- левые силы: фракция КПРФ (Г.Зюганов) - 47 мест; фракция «Родина» претерпела раскол на фракцию «Родина» Д. Рогоз на - 33 места и фракций «Родина» С. Бабурина - 9 мест;

- центристские силы, наоборот, объединились в одну фракцию «Единство» (Б. Грызлов, В. Володин, О. Морозов), насчитывающую 303 депутата;

- правые силы: фракция ЛДПР (Жириновский) - 35 мест.

Итоги выборов 2007 года представлены в таблице 3. Следует отметить, что выборы проводились только по пропорциональной системе.

Таблица 3


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: