Партийные системы


Причины возникновения партий и их природа. Первые партии формировались в условиях весьма ограниченного избирательного права и представляли собой привилегированные группы, пользующиеся гражданскими свободами (например, тори и виги в Англии ХУ11 века). Первые партии были скорее политическим клубами, члены их обладали большой собственностью, они охватывали небольшие группы индивидов (женщины не могли быть их членами). Все члены таких партий были высоко образованы, осознавали свой выбор, свои интересы, цели, гражданское участие. Их можно назвать клубами «джентельменов».

Но на начальных этапах отношение к ним было негативным. Защищая интересы определенных групп общества, они раскалывали его, были источником конфликта. По замечанию А.Токвиля, “партии есть неизбежное зло свободных правительств”. Поэтому еще до появления первых политических партий в Великобритании - тори и вигов - с конца XVII века английские мыслители начали готовить общественное мнение к положительному восприятию партий. Первоначально партиям было предложено выражать национальные интересы. Английский мыслитель Э.Берк отмечал, что “ партия представляет собой организацию людей, объединенных с целью продвижения совместными усилиями национального интереса, руководствующихся некоторым специфическим принципом, относительно которого все они пришли к согласию”.

Нараставшая дифференциация интересов различных групп общества обусловила изменение первоначальной функции представительства общенациональных интересов и способствовала превращению партий в механизм выражения групповых предпочтений.

М. Вебер выделял три этапа формирования партий: партии как аристократические группировки, как политические клубы и современные массовые партии. В действительности, все три стадии прошли лишь английские партии- виги и тори (либералы и консерваторы). Большинство же сегодняшних партий образовались сразу в виде массовых партий. В Англии это произошло в 1832 году в результате избирательной реформы, в Америке в 30 - годах Х1Х века при президенте Джонсоне, во Франции в период революции 1848 года, в России - в 90 годах прошлого столетия (особенно активно процесс многопартийности в России начинается в результате революции 1905 года и манифеста Николая 11 от 17 октября 1905 года - возникают партии монархистов-черносотенцев, либеральные -конституционно-демократическая партия и Союз 17 октября, социал-демократы - большевики и меньшевики, социалисты-революционеры – эсеры и анархисты).

Возникновение партий было обусловлено совокупностью политических и институциональных изменений, произошедших в европейских странах в XIX веке.

Во-первых, возрастание роли парламента, а затем и укрепление парламентских и демократических режимов привели к необходимости формирования органов представительства устойчивых интересов в структурах власти. Таким органом институциализации интересов стали парламентские группы. По мере усиления роли представительных ассамблей возросло стремление депутатов, имеющих одинаковые цели, к объединению для совместных действий.

Во-вторых, универсализация избирательного права и распространение его на новые группы населения расширили возможности граждан влиять на выборы. Теперь политика перестала быть делом только узкого слоя лиц (элиты) и касается каждого человека. Это стимулировало появление избирательных комитетов разных уровней, задачей которых является поддержка кандидата и его избирательной кампании, а после победы на выборах - осуществление постоянной связи депутата с его округом. Координация и установление регулярных связей между парламентскими группами и избирательными комитетами стали основными способами формирования партий. Такие партии (а их большинство) М.Дюверже назвал партиями электорального (электорат - группа лиц, обладающих правом голоса при выборах в органы государственной власти) и парламентского происхождения.

В работе “Политические партии” М.Дюверже отдельно выделил партии “внешнего происхождения”, природа которых не связана ни с избирательным, ни с парламентским механизмами. Эти партии стали преемниками тех организаций и институтов, которые существовали ранее и действовали на политической сцене, но не участвовали в выборах. Так, большинство либеральных партий в Европе произошло из философских обществ; промышленные и финансовые группировки способствовали созданию широкого спектра правых партий; из революционных групп, действовавших в нелегальных условиях, формировались коммунистические партии, а союзы бывших фронтовиков становились основой фашистских партий в Италии, Германии и т.д.

Отличительные признаки партии. Не всякую группу организованных интересов можно назвать партией. Признаки, отличающие партию от других политических сил, сформулировали современные американские политологи Дж.Лапаломбара и М.Вейнер в работе “Политические партии и политическое развитие”.

Первый признак заключается в том, что партия - организация, т.е. достаточно длительное по времени объединение людей. Долговременность действия организации позволяет отличать ее от клиентелы, фракции, клики, которые возникают и исчезают вместе с своими вдохновителями и организаторами.

Второй признак партии - существование устойчивых местных организаций, поддерживающих регулярные связи с национальным руководством.

Третий признак состоит в том, что цель партии - завоевание и осуществление власти. Стремление к осуществлению власти позволяет отличить партии от групп давления. Если партии ставят целью завоевание власти на выборах, осуществление ее посредством работы депутатов в парламенте и правительстве, то группы давления не стремятся к захвату власти, а пытаются воздействовать на нее, оставаясь вне ее сферы. Четвертый признак партии - обеспечение народной поддержки,начиная от голосования и кончая активным членством в ней. По этому признаку партии отличаются от политических клубов, которые не участвуют в выборах и парламентской деятельности. Вероятно, набор конституирующих признаков партии мог бы быть дополнен, например, идеологическим критерием: партия является носителем определенной идеологии, мировосприятия. Однако определение Дж.Лапаломбара и М.Вейнера оказалось достаточно практичным, чтобы объяснить логику политических изменений на основе тех ролей и функций, которые выполняют различные политические силы, прежде всего партии.

Понимание партии (в отличие от других форм политической организации), которое сформулировали Дж.Лапаломбара и М.Вейнер, не привело, однако, к однозначному определению партии в политической науке. Наиболее удачным, на наш взгляд, является определение партии, данное современным французским политологом Р.Шварценбергером: “Политическая партия - это непрерывно действующая организация, существующая как на национальном, так и на местном уровнях, нацеленная на получение и отправление власти и стремящаяся с этой целью к народной поддержке”.

Политические партии существенно изменили мир политики, создав новые возможности для влияния граждан на власть. Дело в том, что прежде права избирателей “заканчивались” вместе с завершением выборов. Избранный кандидат вовсе не был обязан подчиняться воле своих избирателей. После выборов он становился просто представителем общества. С образованием же партий депутат не пользуется никакой инициативой, а передает волю партии, опирается на ее поддержку. Поскольку партии организованы, они оказались многократно эффективнее в вопросах мобилизации общественного мнения, представительства и реализации политических интересов социальных групп.

Роль и значение политических партий в обществах с различным уровнем экономического, социального и культурного развития, конкретными историческими и национальными традициями неодинаковы. Однако можно выделить некоторые общие функции партий.

Наиболее важной является функция согласования и обобщения разнородных интересов и потребностей различных групп и индивидов. Формулирование этих обобщенных интересов в программах, требованиях, лозунгах и, наконец, доведение их до властных структур - таково содержание функции представительства интересов. Кроме того, партии могут выполнять и “правительственные” функции, участвуя в разработке, применении и внедрении правил взаимодействия политических институтов, подчиняя или контролируя органы власти.

Представляя и выражая интересы социальных групп, доводя их до властных органов, партии осуществляют функцию коммуникации, т.е. обеспечивают взаимосвязь власти и общества. Культивируя с помощью средств агитации и пропаганды определенные ценности и стереотипы поведения, политические партии реализуют функцию политической социализации, т.е. функцию передачи политического опыта, традиций, культуры последующим поколениям. Наконец, отбирая лучших кандидатов на руководящие должности, партии способствуют улучшению качественного состава элиты. Так партии осуществляют функцию политического рекрутирования.

Однако в тоталитарных системах политические партии могут непосредственно выполнять функцию реализации власти. Обычно это монопольно властвующие партии, которые концентрируют в своих руках весь объем властных функций (в СССР).

Как же происходит политическая социализация граждан, формирование у них свойств и навыков участия в управлении государством?

Ведя борьбу за избирателя, преодолевая дефицит информированности населения, партии обращают внимание людей на важнейшие конфликты и пути их преодоления, делают ситуацию, сложившуюся в обществе, понятной для рядовых граждан. Наиболее ярко партии реализуют свои функции в предвыборной и избирательной кампаниях. Но выборы - только самая активная фаза деятельности партий. После выборов они стремятся увеличить число сторонников. Для этого партии придерживаются или прагматического, или идеологизированный стиля деятельности.

Прагматический стиль предлагает поиск любых возможностей для достижения конкретных целей. Прагматизм всегда предполагает использование по преимуществу консенсусных технологий борьбы за власть, что повышает политическую стабильность общества.

Идеологизированный стиль партийной деятельности основывается на постоянной защите идеалов и принципов. Он неизбежно приводит к нарастанию конфликтности политического процесса. Как показывает опыт, приверженность правящих партий идеологизированному стилю может привести к монополии в идейной ориентации всего общества.

Какие существуют типы партий? В политологии на основе разных критериев выделяются следующие типы партий:

1. По происхождению партии подразделяются на парламентски е и внепарламентские.

2. В зависимости от положения в политической системе партии подразделяются на правительственные (победившие на выборах и играющие ведущую роль в формировании правительства) и оппозиционные ( представляющие интересы политического большинства).

3. В соответствии с идеологическими ориентациями - либеральные, консервативные,. коммунистические, социалистические, социал-демократические, фашистские, неофашистские.

4. В соответствии с программными установкамикрайне левые (коммунистические), левые (социалистические и социал-демократические), центристские (умеренные партии, стремящиеся к компромиссам), правые (либерально-консервативные), крайне правые (фашистские, неофашистские).

5. По идейному основанию: доктринальные, ориентирующиеся на защиту своей идеологической чистоты (социалистические, национальные, евангелистские и т.п.); прагматические или “ патронажные - ориентирующиеся на практическую целесообразность действий; харизматические, в которых люди объединяются вокруг лидера;

6. С точки зрения их отношения к правящему режиму: правящие и оппозиционные, легальные и нелегальные, партии лидеры и партии-аутсайдеры, партии, правящие монопольно и правящие в составе коалиции и т.д.;

7. С точки зрения организации: кадровые,массовые, строго централизованные.

Кадровые партии возникали тогда, когда избирательное право еще было ограниченным. В замкнутом политическом пространстве кадровые партии были средством выражения политических интересов господствующих классов, прежде всего буржуазии. Их задача - победа на выборах, поэтому они стремились не к увеличению своих рядов, а к объединению элит, которые могли бы влиять на избирателей вокруг кандидата на выборный пост.

Различаются организационно оформленные партии, члены которых получают партийные билеты и платят членские взносы, и организационно неоформленные партии, которые характеризуются отсутствием официального членства. Во втором случае, чтобы примкнуть к той или иной партии, достаточно публичного заявления избирателя о своей приверженности этой партии. Наиболее типичным примером первых являются коммунистические партии, а вторых - республиканская и демократическая партии США, консервативная партия Великобритании.

Различаются также партии с прямым и косвенным членством. В первом случае прием в члены партии осуществляется в индивидуальном порядке, а во втором случае тот или иной человек становится членом определенной партии просто в силу того, что входит в какую-либо организацию, которая связана с этой партией. Так, в лейбористскую партию Великобритании, а также социал-демократические партии Швеции, Норвегии и Ирландии профсоюзы входят на коллективных началах; здесь члены профсоюзов являются коллективными членами данных партий.

Массовые партии возникают с введением всеобщего избирательного права. Это партии нового типа, имеющие массовый характер, ориентированные на политическое воспитание масс и формирование элит из народа. Рекрутируя свою социальную базу в основном из низших слоев населения, массовые партии приняли характер социальных движений. Считается, что массовую партию отличает программность политических установок и высокая степень идеологизированности. Их базовая субстанция - масса членов. Они существуют главным образом благодаря членским взносам, а члены партии активно участвуют в делах партии.

М.Дюверже выделил три типа массовых партий: социалистический, коммунистический и фашистский.

Для строго централизованных партий характерно превращение идеологии в основополагающее, связующее начало этих партий. Они строго дисциплинированы, организованы, с множеством иерархических звеньев, с уважением и почитанием политических вождей (коммунистические и фашистские партии).

Партии также могут различаться по социальному основанию (аграрная партия), по этническому основанию, по демографическому основанию (женская партия), по культурологическому основанию (партия любителей пива). Встречается дифференциация партий с точки зрения их организационной структуры. Выделяются партии парламентские, лейбористские (разновидность парламентских партий, допускающих коллективное членство, в том числе и трудовых коллективов), авангардные (построенные на принципах территориально-производственного объединения своих членов и демократического централизма).

Действующие на политической сцене партии различаются масштабом влияния на общество и власть. Политическое влияние партии складывается из трех переменных: из числа членов партии; из количества избирателей, проголосовавших за нее; из числа депутатских мандатов, полученных партией на выборах. В зависимости от распределения депутатских мест в парламенте партии различаются по степени их влияния на процесс принятия политических решений, т.е. по политическому весу.

По политическому весу выделяют четыре типа партий:

− мажоритарная партия, т.е. получившая абсолютное большинство мандатов и право на проведение собственного политического курса;

− партия с мажоритарным призванием, т.е. в ситуации чередования партий у власти она способна победить на следующих выборах;

− доминирующая партия, т.е. получившая относительное большинство депутатских мест;

− миноритарная партия, т.е. имеющая минимальное число мандатов.

Политические партии, которые имеют реальную возможность участвовать в формировании государственных органов, воздействовать на курс страны, в совокупности составляют партийную систему.

Партийная системамеханизм конкуренции и взаимодействия партий в борьбе за власть.

Партийные системы различаются:

однопартийная система, которая характерна для тоталитарных и авторитарных режимов. Хотя многие исследователи считают, что в тех странах, где действует только одна партия, партийная система отсутствует как таковая. При однопартийности происходит закрепление (фактическое или юридическое) правящего статуса за одной из разрешенных политических партий. Такого рода система существует в настоящее время в странах Африки (Заир, Того, Габон). Предназначение одной-единственной легальной партии заключается в демонстрации “всенародной” поддержки существующему режиму. При этом выделяются однопартийные системы в строгом смысле этого слова и фактически однопартийные системы (“искусственная многопартийность”), замаскированная под многопартийность. В первом случае исключается даже номинальное существование других партий, а официальная партия на деле является частью государственного аппарата. Данная система была характерна для СССР. Во втором случает, при номинальной многопартийности, осуществляется тотальный идеологический и организационный контроль государственной партии. Деятельность других партий жестко регламентируется. Подобная система существовала во многих странах Восточной Европы до 1989-1990 гг. Деятельность партий здесь регламентировалась лояльностью к режиму и государственной партии;

двухпартийная система, состоящая из двух преобладающих крупных партий, каждая из которых имеет шанс завоевать на выборах большинство мест в законодательном собрании или большинство голосов избирателей на выборах исполнительной ветви власти. Двухпартийная система не означает отсутствия других партий. Но в данной системе, даже при наличии большого количества партий, реальными претендентами на власть являются две основные партии, а остальные не мешают этим двум главным партиям управлять попеременно.

Вслед за французским исследователем Ж. Шарло, можно выделить “совершенную” двухпартийную систему (как, например, в США и Великобритании), при которой две основные партии вместе собирают до 90 % голосов, и систему “двух с половиной партий” (как, например, в ФРГ), при которой какая-либо третья партия обладает достаточной электоральной базой, чтобы внести коррективы в привычную игру двух основных партий;

многопартийная система, в которой более двух партий имеют достаточно сильную организацию и влияние, чтобы воздействовать на функционирование правительственных институтов. При этом каждая партия представляет более или менее четко очерченные идейно-политические и идеологические позиции. Спектр этих позиций простирается от крайне правых и до крайне левых. Остальные партии занимают промежуточное положение между этими двумя крайними полюсами. Такая партийная система стремиться к поиску компромиссов, поскольку ни одна из партий не обладает явным политическим доминированием. Примером многопартийности являются партийные системы стран Западной Европы. Так, в Италии насчитывается 14 партий, в Голландии - более 20 и т.д.

При многопартийной системе можно выделить, условно говоря, “совершенную” многопартийность (как в большинстве индустриально развитых стран) и многопартийность с одной доминирующей партией (как в Японии), которую не следует путать с однопартийной системой.

Как показал М. Дюверже, на формирование партийной системы значительное влияние оказывает сформированная в стране избирательная система, например, мажоритарная избирательная система в один тур способствует формированию двухпартийной системы.

Чаще всего в формировании партийных систем наибольшую роль играет характер социальной структуры общества, действующее законодательство, а так же социокультурные традиции.

В обществе с множеством экономических укладов, разнообразием культур и языков, национальных, религиозных и других институтов, больше предпосылок для создания многопартийных систем. Они - условие демократического развития общества. Ученые и практики расходятся в оценках, какая система предпочтительнее: многопартийная или двухпартийная, с доминантной партией или без нее. В настоящее время в мире все эти системы присутствуют.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: