Избирательные системы и их особенности в современных условиях

В каждом государстве сложилась избирательная система. Избира­тельная система – это совокупность установленных законов, правил, принципов и приемов, с помощью которых определяются результаты голосования и распределяются депутатские мандаты при формировании органов законодательной и исполнительной власти.

Главное назначение избирательной системы – обеспечить пред­ставительство воли народа, а также сформировать жизнеспособные и эффективные органы власти.

И хотя существует множество различных вариантов избиратель­ных систем, все они могут быть сведены к трем типам: мажоритарная, пропорциональная, смешанная.

Мажоритарная система (в переводе с французского –большинство) характеризуется тем, что победившим считается кандидат или партия, набравшие большинство голосов. Собравшие же меньшинство никаких мандатов не получают. Большинство бывает тоже разным: абсолютное и относительное.

При абсолютном большинстве избранным считается кандидат, со­бравший большинство голосов – 50%+ один голос. Некоторые политологи называют такую форму избирательной системы – плюральной.

При мажоритарной системе относительного большинства канди­дату или партии для победы достаточно набрать больше голосов, чем конкуренты, и не обязательно больше половины. Если ни один из кандидатов в первом туре не набрал абсолютного большинства, то во втором туре участвуют два кандидата, набравшие большинство в первом туре.

Мажоритарная система, с двумя ее разновидностями, имеет свои достоинства и недостатки.

Положительная сторона: формирование устойчивых связей между избирателями и кандидатами. Поскольку, голосование в округах прохо­дит за конкретного человека, партию, они заинтересованы в установле­нии непосредственных связей с избирателями. И с другой стороны, вы­боры по мажоритарной системе предопределяют доминирование не­сколько крупных партий, отсеивание мелких партий, которые обычно не в состоянии даже закрыть своими кандидатами все избирательные округа. Наличие нескольких крупных партий позволяет быстрее сфор­мировать работающий парламент, правительство.

Но из этих достоинств вытекают и недостатки.

Данная система не полностью выражает политическую власть на­селения. Может не учитываться практически 49% голосов избирателей, если нет подавляющего перевеса одного из кандидатов или партии.

А с другой стороны, при ней возможна ситуация, когда партия, пользующаяся меньшей поддержкой избирателей, одержит победу над партией, получившей в целом по стране большинство голосов. Или нао­борот, партия, имеющая большинство в нескольких избирательных округах получили мандаты, а крупная партия, участвующая на выборах по всем округам, набирает больше голосов, но мандатов не получает. Мажоритарная система в настоящее время используется в Великобритании, США, Канаде.

Другая избирательная система – пропорциональная и она строится не на принципе большинства, а на принципе пропорциональности ме­жду полученными голосами и количеством мандатов. По данной сис­теме избираются только представители партий, поскольку голосование проводится по партийным спискам. Партийные списки могут быть раз­личными. Например, в Италии, Греции, Португалии, Израиле существуют закрытые или жесткие списки. Избиратели голосуют за весь пар­тийный список. Если партия получает 10 мандатов, а в списке 25 кан­дидатов, то депутатами станут 10 первых кандидатов списка.

В Бельгии, Италии существует система открытых списков. Изби­ратели голосуют за весь список, но в нём они могут изменить места кандидатов, выразить свое предпочтение отдельным кандидатам.

Но, в любом случае, если партия получает на выборах, скажем, 10% голосов избирателей, то и в парламенте она должна получить 10% мандатов.

Во многих странах, где применяется пропорциональная система выборов утверждается избирательный порог. Но если устанавливается определенный необходимый минимум голосов, который необходимо набрать, чтобы получить мандаты. Если партия не набирает минимума, она не будет представлена в органах власти. В Дании данный барьер равен – 2%, в Венгрии, Болгарии – 4%, в Германии и Италии – 5%, в России (с 2007 г.) – 7%, в Турции – 10%.

Пропорциональная система выборов хотя и является очень рас­пространенной, но не лишена недостатков.

Прежде всего, в условиях многопартийности, когда в парламенте будут представлены несколько партий, затруднено формирование пра­вительства и образование коалиций. Данная система не дает возможно­сти избирателю оценить личные достоинства кандидата, поскольку он голосует за партию. И если избиратель и может выделять личности из списков, в большей степени он ориентирован на всю партию. В любом случае списки кандидатов составляются в узком партийном кругу из числа определенных лиц. Тем самым усиливается зависимость канди­датов от партийного аппарата и ослабляется зависимость от населения.

В связи с этим, многие страны, стремясь максимально использо­вать достоинства мажоритарной и пропорциональной системы и смяг­чить их недостатки, применяют смешанные системы. Ее суть заключа­ется в том, что часть, скажем, парламента, избирается по мажоритар­ной, а другая часть по пропорциональной системе. По такой системе избирается Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации. 225 депутатов избираются по мажоритарной системе, 225 – по партийным спискам, по пропорциональной системе.

Само по себе соединение двух избирательных систем не ведет к исправлению недостатков каждой системы, поскольку часто эти недос­татки не являются симметричными.

Существует еще система единственного передаваемого и непере­даваемого голоса. Система единственного непередаваемого голоса су­ществовала в Японии до 1993 года. При этой системе партия в многомандатном избирательном округе выдвигает не списки, а отдельных кандидатов. Избиратель же голосует только за одного из кандидатов. А при системе единственного передаваемого голоса, избиратель против фамилии наиболее желательной кандидатуры отмечает первую префе­ренцию, затем против фамилии следующего – вторую и т.д. После про­ведения выборов определяется избирательная квота. Затем бюллетени раскладываются по пачкам с учетом первых предпочтений, выражае­мых определенным кандидатам. Кандидаты, получившие квоту, счита­ются избранными. Голоса сверх квоты передаются кандидатам в соот­ветствии со вторыми предпочтениями. По такой системе избирается верхняя палата индийского Парламента – Совет штатов. Эта система в теории считается самой справедливой, но очень сложно определить ре­зультаты выборов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: