ББК 51.9 я 73
ISBN 978-985-462-859-2 Ó Оформление. Белорусский государственный
медицинский университет, 2008
Мотивационная характеристика темы
Изучение студентами основных эпидемиологических понятий позволит им в будущем целенаправленно вести поиск источника инфекции, факторов передачи, определять границы эпидемического очага и время его существования, ориентироваться в активности эпидемического процесса. Усвоение научных, методических и организационных основ противоэпидемических мероприятий и средств, определение их потенциальной и фактической эффективности, освоение системы противоэпидемического обеспечения населения позволит планировать противоэпидемические мероприятия в конкретной эпидемической ситуации (с учетом активности механизма передачи и восприимчивости контингентов, бывших в общении с выявленным источником инфекции, и направленности мероприятий), а также планировать и проводить профилактическую и противоэпидемическую работу в амбулаторно-поликлиническом учреждении или стационаре.
|
|
Цель занятия: изучение основных эпидемиологических понятий, освоение содержания основных групп противоэпидемических мероприятий и системы противоэпидемического обеспечения населения для назначения и проведения конкретных противоэпидемических мероприятий, адекватных эпидемической ситуации.
Задачи занятия:
I. Изучить основные эпидемиологические понятия:
1) эпидемический процесс;
2) источник инфекции (человек как источник инфекции):
- больной (период заразительности, эпидемическая значимость тяжести клинических проявлений болезни);
- бактерионоситель (острый, хронический, транзиторный);
3) механизм передачи:
- фазность механизмов передачи;
- факторы передачи;
- пути передачи;
- виды механизмов передачи возбудителей антропонозных инфекционных болезней (аэрозольный, фекально-оральный, трансмиссивный, контактный);
- специфичность механизмов передачи;
- артифициальный механизм заражения;
- механизмы заражения возбудителями зоонозных инфекционных болезней;
4) эпидемический очаг:
- размеры эпидемических очагов;
- время существования эпидемических очагов;
5) восприимчивость индивидуальная и коллективная (неоднородность популяции людей по восприимчивости);
6) группировки противоэпидемических мероприятий;
7) критерии выбора противоэпидемических мероприятий;
8) система противоэпидемического обеспечения населения;
9) критерии качества и эффективности противоэпидемических мероприятий.
II. Ознакомиться:
1) с теоретическими основами эпидемиологии как науки;
2) основными положениями теории саморегуляции эпидемического процесса;
|
|
3) основными группами противоэпидемических средств;
4) функциями каждого элемента системы противоэпидемического обеспечения населения;
5) нормативно-правовой базой организации противоэпидемического обеспечения населения;
6) системой санитарной охраны территории Республики Беларусь.
III. Научиться:
1) определять границы и время существования эпидемического очага;
2) применять различные профилактические и противоэпидемические мероприятия для предупреждения инфекционных болезней, снижения инфекционной заболеваемости и ликвидации отдельных инфекций;
3) составлять план противоэпидемических мероприятий в очаге инфекции;
4) оценивать качество и эффективность противоэпидемических мероприятий.