Основное содержание ответа. Подготавливая ответ на первый вопрос необходимо остановиться на рассмотрении специфики подвижной игры

Подготавливая ответ на первый вопрос необходимо остановиться на рассмотрении специфики подвижной игры.

Подвижная игра с правилами — это сознательная, активная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами.

Подвижные игры как предмет исследования изучался в разных областях науки: философии (Ильясов, М.С.Каган, И.Куликова, Л.Т.Ретюнских, В.И.Устиненко, Й.Хейзинга, Э.Финк и др.); истории (В.Е.Игнатьев, В.О.Ключевский, Н.Костомаров и др.); фольклористике (Е.А.Покровский, Г.С.Виноградов, О.И.Капица, В.Н.Всеволодский - Гернгросс и др.); психологии (Ф.Боттендайк, К.Бюлер, Л.С.Выготский, К.Гросс, Э.Клапаред, Ж.Пиаже, А.В.Черная, Д.Б.Эльконин и др.), педагогике (А.И.Быкова, Е.А.Тимофеева, А.П.Усова, Н.С.Филитис, Л.И.Чулицкая, и др.);

Анализ исследований позволил выявить следующие направления изучения подвижной игры. Она рассматривалась как форма определенного и многообразного опыта, своего рода мудрость народа, обобщенная теоретическим и практическим знанием о мире, о природе и о человеке. В ней не просто фиксировались знания, они становились красивыми, добрыми, истинными (М.А.Александрова, В.В.Гориневский, В.В.Зеньковский, П.Ф.Каптерев, П.Ф.Лесгафт, И.А.Сикорский, К.Д.Ушинский и др.). В историческом и культурном пространстве игра изучалась с точки зрения ее ценностного потенциала в развитии личности. Определялись ее универсальные составляющие: добровольность или свобода участия, замкнутость в границах места и времени, наличие правил, имманентность цели, чувство напряженности и радости, «инобытийность», открытость миру возможностей, превосходящих возможности повседневности (В.Т.Кудрявцев, Х.Реттер, Б.Сеттон-Смит, А.В.Чёрная и др.).

На современном этапе игра изучается как способ самообъективации субъекта через искусственно конструируемую реальность, как способ самосознания и самоопределения субъектом самого себя через игру и в процесс игры.. В игре ребенок сочетает социальную неигровую функцию с игровой ролью и личностной позицией, осваивает свое Я, опредмечивает и распредмечивает его в опоре на знак, на заданный культурой образ. Он «учится в игре своему Я», расщепляясь в ней на множество я, посредством которых он творит свои миры, одновременно создавая и свой культурный базис и прорисовывая свой личностный горизонт. (В.В.Бибихин. О.А.Карабанова, В.Т.Кудрявцев и др.).

Значение игры для развития, как культуры, так и индивида, его морального, интеллектуального и физического становления, несомненно, с точки зрения различных наук. Она отражает свободную, добровольную форму отношения человека к миру и сообщения с ним. Философы и педагоги сходятся во мнениях по вопросу того, что она выступает своеобразным способом познания реального мира и осознания человеком своей человеческой сущности и места в нем. В игре человек как бы переступает границы своей пространственно-временной определенности, освобождается от жесткой природной и социальной детерминированности, открывает себя миру и даже способен создавать свой собственный игровой мир (Р.Р.Ильясов, И.В.Куликова, Л.Т.Ретюнских, В.И.Устиненко, Й.Хейзинга, Э.Финк и др.).

Проблеме влияния национальных игр на становление личности ребенка посвящены исследования Л.В.Пеговой, С.А.Газиевой, Д.Раджепова, З.– Б.Ф.Контатуне и др. Авторы изучали структуру данных игр, их особенности, повторяемость и вариативность составляющих ее компонентов в различных культурах. Авторы утверждали положение о том, что именно структурность делает её культурной ценностью, передаваемой в качестве традиции.

Ценность подвижной игры состоит в развитии самостоятельной игровой деятельности дошкольников, где они приобретают умения уступать друг другу в определенных ситуациях, договариваться между собой, самостоятельно организовывать свою деятельность, овладевать элементарными формами организации небольших коллективов. В подвижной игре правила, являясь внешним требованием, создают для ребенка известные формы действия, нормы поведения в коллективе играющих детей, поэтому они большое значение для самого механизма управления своим поведением. В играх, где дети игровую задачу решают согласованно, совместными усилиями, повышается активность и самостоятельность (Т.С.Блощицына, Л.Карташова, С.И.Хусанходжаева, и др.).

Деятельностный контекст в изучении игры позволил выявить ее направленность в развитии способностей ребенка телесного и психического выражения чувств, благодаря сплетению реального и воображаемого в ней (Е.А.Аркин, В.В.Зеньковский, В.Е.Игнатьев, Б.Сеттон-Смит, Н.С.Филитис, Т.П.Хризман и др.). Живая, эмоциональная, чувственная канва игры активизирует игровую активность ребенка, актуализирует собственный и социальный суверенитет, воспитывает эмоциональную стабильность и уверенность в себе, что, в целом, определяет социально-культурный опыт жизни детей.

В исследованиях игра определялась и как средство формирования творческой деятельности дошкольников (Е.А.Аркин, В.В.Зеньковский, А.П.Усова, А.В.Кенеман, Э.Я.Степаненкова, Н.С.Филитис и др.). В игре творческие действия обеспечивали автономное развитие личности, провоцировали играющих на творческие эксперименты, пробуждали богатство фантазии, побуждали к принятию нестандартных, новаторским решениям, способствовали проявлению изобретательности. На наш взгляд, процесс игры как культурное творческое пространство обеспечивало развитие и культурного образа ребенка, изменял его отношение к своему телу как отражению образа физической культуры человека. Игра выступала, по мнению Б.Сеттон-Смита, процессом самоиспытания, самопроверки, обуславливающая моменты автономного развития личности и предоставляла все возможности, которые необходимо использовать.

Традиционно в дошкольной педагогике игра рассматривалась как средство формирования моторных навыков, определённых операциональных структур, представляющих собой основу умения решать тот или иной вид двигательных задач (А.В.Быкова, А.В.Кенеман, Э.Я.Степоненкова, Е.А.Тимофеева и др.). Подвижная игра содержит «программу» овладения пространственной ориентировкой и сенсомоторной координацией предметно - пространственных действий. Она обеспечивают ту специфическую форму обратной связи от окружающей среды, которая даёт ребёнку мгновенные знания о результатах своего действия. Развивающая возможность игры заключена в том, они отвечают динамике развития двигательной сферы ребёнка на протяжении детства. Параллельно с процессом освоения пространства в ней происходит построение его образа. Ребёнок осваивает в игре образ мира на основе развёрнутого в нём действия. Он строит свою гипотезу восприятия и освоения пространства, приобретает активный характер управления системой произвольных движений, обеспечивающих решения задач деятельности

Подготавливая ответ на второй вопрос необходимо рассмотреть классификацию подвижных игр по разным параметрам: по возрасту, по степени подвижности ребенка в игре (игры с малой, средней, большой подвижностью), по видам движений (игры сбегом, метанием и т.д.), по содержанию (подвижные игры с правилами и спортивные игры).

Первая попытка классифицировать игры была предпринята Е.А.Покровским. Он подразделял их по формальным, а иногда и случайным признакам (домашние, зимние, символические, игры с игрушками, игры с движениями и т.п.). Он их делит так же по видам движений (прыжки, вращательные движения), по используемым предметам (с мячом, палками, шарами, камешками, жгутом, костяшками, деревяшками), по месту разыгрывания, по сезону (зимние, летние).

В ответе можно остановиться на классификации игр данных в работах В.Н. Всеволодского – Гернгросса.

В теории и методике физического воспитания принята следующая классификация игр. К подвижным играм с правилами относятся сюжетные и несюжетные игры. К спортивным играм — баскетбол, городки, настольный теннис, хоккей, футбол и др.

Сюжетные подвижные игры отражают в условной форме жизненный или сказочный эпизод. Ребенка увлекают игровые образы. Он творчески воплощается в них, изображая кошку, воробышка, автомобиль, волка, гуся, обезьяну и т.д.

Несюжетные подвижные игры содержат интересные детям двигательные игровые задания, ведущие к достижению цели. Эти игры делятся на игры типа: перебежек, ловишек; игры с элементами соревнования («Кто скорее добежит к своему флажку?» и т.п.); игры-эстафеты («Кто скорее передаст мяч?»); игры с предметами (мячи, обручи, серсо, кегли и т.п.).

Для маленьких детей используют игры-забавы («Ладушки», «Коза
рогатая» и др.). Спортивные игры, по данным М. П. Голощекиной, Э.И.Адашкявичене и др., целесообразно использовать в старшей и подготовительной к школе группах дошкольного учреждения.

Рассматривая методику проведения подвижных игр в разных возрастных группах необходимо остановиться на работах ученых: Е.А.Аркина, В.В.Гориневского, Н.А. Метлова, А.В.Кенеман, М.М.Конторович, Л.И.Михайловой, Т.И.Осокиной, Е. А.Тимофеевой и др., которые существенно пополнили и обогатили методику проведения подвижных игр в дошкольном учреждении. Раскрыть от чего зависит подбор и планирование подвижных игр (от условий работы каждой возрастной группы, общего уровня физического и умственного развития детей, их двигательных умений, состояния здоровья каждого ребенка, его индивидуальных типологических особенностей, времени года, особенностей режима, места проведения, интересов детей). Как подбираются сюжетные игры, готовятся атрибуты. Остановиться на особенностях организации игры в разных возрастных группах, четко следуя структуре игры: сбор детей на игру, объяснение игры, распределение ролей, руководство игрой, подведение итогов игры.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: