1. Укажите определения, соответствующие следующим понятиям:
а) девиантное поведение; б) политические нормы; в) предписание; г) позитивное девиантное поведение; д) норма; е) правовые нормы; | ж) инклюзив; з) акцентуации характера; и) социальный контроль; к) пенитенциарная социология; л) неформальный контроль. |
1. Отрасль социологии, изучающая проблемы функционирования в обществе институтов и механизмов уголовного наказания.
2. Поведение людей в обществе, которое нарушает сложившиеся нормы и не соответствует ожиданиям.
3. Социальные группы, участвующие в престижном потреблении.
4. Совокупность средств и методов воздействия общества на отклоняющееся поведение с целью его предупреждения и минимизации.
5. Фиксация требуемого в определенной ситуации поведения.
6. Правила поведения, являющиеся обязательными и охраняемые от нарушений силой государства.
7. Критерий оценки поведения как девиантного.
8. Правила поведения, регулирующие взаимоотношения между социальными группами в борьбе за завоевание, удержание и обладание властью.
9. Поведение, нарушающее установленные нормы, способствующее положительным переменам в жизни общества и ведущее к обновлению нормативной системы.
10. Особенности характера, выходящие за пределы нормы психического здоровья, но не достигающие стадии болезни.
11. Контроль в первичных группах,где осуществляется неофициальное социальное давление, выражается неодобрение или поощрение поведения членов группы, где группа убеждает своих членов поступать должным образом.
2. Укажите, какие из нижеописанных проблем следует отнести к проблематике пенитенциарной социологии:
а) эффективность социального контроля и борьбы с преступностью;
б) гуманизм в отношении к заключенным;
в) гуманизм в отношении к жертвам преступлений;
г) исследование криминальной субкультуры;
е) все вышеперечисленное.
Обоснуйте ответ.
3. Укажите в классификации, предложенной Р. Мертоном, тип нормального поведения:
а) ретритизм; | г) конформизм; |
б) мятеж; | д) инновация. |
в) ритуализм; |
4. Определите, что характерно для отклоняющегося поведения по типу инновации:
а) отвергать цели и средства;
б) отвергать цели и принимать средства;
в) принимать цели и отвергать средства;
г) принимать цели и средства.
5. Укажите, с чем связаны трудности в определении того, какое поведение можно считать девиантным:
а) с изменением нормы в разные исторические периоды в рамках одной страны;
б) с разницей в нормативных системах различных стран;
в) с наличием многообразных оговорок, допущений в трактовке самой нормы;
г) с наличием противоречий в оценке одного и того же поступка с точки зрения различных норм, входящих в нормативную систему;
д) с наличием субкультур в общей культуре;
е) все вышеперечисленное.
6. Укажите, какие из перечисленных форм отклоняющегося поведения могут быть отнесены к ретритистскому типу:
а) алкоголизм; | г) бродяжничество; |
б) терроризм; | д) коррупция; |
в) наркомания; | е) самоубийство. |
7. Дайте определение стигматизации:
а) наклеивание ярлыка «девианта» на представителей менее влиятельных групп;
б) «клеймо», которое накладывается на человека окружающими, когда им становятся известны факты его девиантного поведения;
в) вторичная девиация;
г) процесс давления окружающих на человека, нарушающего значимую норму с целью заставить его признать и принять статус девианта;
д) все из перечисленного;
е) ничего из перечисленного.
8. Укажите, кто призван осуществлять формальный контроль в обществе:
а) полиция; | г) телеведущие; |
б) суд; | д) семья; |
в) соседи по лестничной площадке; | е) психиатрические лечебницы. |
9. Ответьте, можно ли считать девиацией:
а) трудоголию; | г) игроманию (игра в казино, на игровых аппаратах); |
б) токсикоманию; | д) шоппинг; |
в) Internet-зависимость; | е) все из вышеперечисленного. |
10. В последнее время высказано мнение, что право на самоубийство – неотъемлемое право человека, поэтому создание препятствий лицам, которые собираются его осуществить, есть покушение на права личности. Как подобные взгляды соотносятся с существующими правовыми, религиозными, моральными нормами?
11. Данные социологического опроса свидетельствуют о том, что 34 % молодежи однозначно настроены на выполнение закона (при любых обстоятельствах, даже если он, по их мнению, устарел, несправедлив, мотивируя это следующим образом: «закон нужно исполнять всегда, мы же живем в цивилизованном обществе»). Установку на неисполнение закона имеют 52 % молодых людей, из них: нетвердую – 36 % (в зависимости от обстоятельств закон можно обойти; исполнять необязательно, если он приносит вред, несправедлив; его исполнение зависит от меры ответственности); твердую на закононепослушание – 16 %; затруднились дать ответ – 12 %.
С чем связана, на Ваш взгляд, выявленная установка на несоблюдение правовых норм?