Международное воздушное пространство ─ охватывает два направления:
· правовое регулирование международных полетов над территорией того или иного государства;
· правовое регулирование полетов в международном воздушном пространстве.
Это закреплено в международных и внутригосударственных документах, что каждое государство обладает полным и исключительным суверенитетом над воздушным пространством в пределах его сухопутной и водной территории, т.е. является неотъемлемой территорией государства.
Правовой режим воздушного пространства государства определяется его законодательством. При этом государство должно учитывать и международные воздушные связи. Кроме того, использовать воздушное пространство, с учетом интересов других государств исходя из международных обязательств (принципов) невмешательства, равенства и сотрудничества.
Основными источниками международного воздушного права как и других отраслей (космическое, морское и др.) являются международные договоры и обычаи.
К числу первых данной отрасли относится Парижская Конвенция 1919 г., которая установила право “мирного полета” воздушных иностранных судов в пространстве других государств.
· В 1929 г. подписана Конвенция для унификации некоторых правил, касающихся международной воздушной перевозки (Варшава, Польша).
· Чикагская Конвенция 1944 г. о международной гражданской авиации (условия и правила полетов). Этой же Конвенцией утверждается Международная организация гражданской авиации (ИКАО). В 1984 г. в Конвенцию внесены положения “стороны воздерживаются от применения оружия против гражданских судов в полете; что в случае перехвата не должны ставится под угрозу жизни находившихся на борту людей и безопасность судна”. Однако в силу суверенитета государство имеет право требовать посадки гражданского судна, если оно совершает полет над его территорией или если имеется разумное основание полагать, что оно используется в целях несовместимых с целями Конвенции.
Россия является ее участницей, (выполняет обязательства в силу правопреемства, CCСР вступил в 1970 г.).
Страны СНГ в 1991 г. подписали «Соглашение о гражданской авиации и использовании воздушного пространства», а 24 марта 1992 г. заключили «Договор по открытому небу», устанавливающий «режим открытого неба», т.е. право наблюдательных полетов над территориями друг друга для получения информации о военной деятельности (договор подписан в рамках ОБСЕ). Он устанавливает также требования к самолетам наблюдения, аппаратуре, обработке информации, в том числе и окружающей среды и др.
Вопросам обеспечения безопасности, борьба с актами незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации:
· Россия подписала Соглашения с рядом государств (например, Новая Зеландия 1993 г.; 1996 г. Королевство Таиланд; с Монголией в 1997 г.; 2001 г. с Р. Индия; Белоруссия, Армения, Узбекистан 1993-1997 гг. и другими). С США РФ подписала ряд актов:
Соглашение о воздушном сообщении (14.01.1994);
Соглашение о повышении безопасности (02.09.1998);
Меморандум о взаимопонимании по сотрудничеству в области расследовании и предотвращении авиационных происшествий и инцидентов, связанных с гражданскими судами (02.09.1998).
Существует ряд региональных организаций по обеспечению безопасности аэронавигации:
· Европейская организация по обеспечению безопасности аэронавигации;
· Центральноамериканская корпорация по обслуживанию аэронавигации с Агентствами по обеспечению безопасности в Африке и на Мадагаскаре (однако, все они должны руководствоваться стандартами ИКАО).
За пределами территории государства сохраняется его юрисдикция в отношении того судна, которое занесено в реестр данного государства или судно может нарушить границу (воздушное пространство) с целью аварийной посадки.
К источникам права можно отнести нормы, регулирующие полет гражданских судов в РФ:
· Конституция РФ 1993 г. (определяет статус воздушного пространства как составной части территории РФ);
· Закон о государственной границе;
· Воздушный Кодекс (принят 19.03.1997);
· Постановление Правительства РФ от 02.02.1998 №147 (утверждает Положение о Комиссии РФ по делам Международной организации гражданской авиации (ИКАО) и ее состава ).
Комиссия: осуществляет координацию сотрудничества федеральных органов исполнительной власти с международными и межправительственными организациями, в соответствии с Чикагской конвенцией 1944 г.
Постановлением Правительства РФ утверждено Положение о Федеральном агентстве воздушного транспорта в составе Минтранспорта РФ.
Предназначение: разрешительные, контрольные, исполнительные функции; использование воздушного пространства, стандарты, нормы, правила, обслуживание и др.
Таким образом, международное воздушное право ─ это совокупность норм, регулирующие межгосударственные отношения в сфере использования воздушного пространства, организации сообщений, коммерческой деятельности и обеспечение безопасности гражданской авиации.