Основным источником, который регламентирует основные способы и средства обеспечения международного мира является Устав ООН (гл. 1,6,7). Так статья 1 Устава гласит: «поддержание международного мира и безопасности и принятие для этого эффективных коллективных мер – главные из целей ООН».
В рамках ООН, Генеральная Ассамблея (ГА) приняла ряд резолюций, конкретизирующие положения Устава, носящие нормативный характер. Их можно отнести к категории источников права международной безопасности. (например, Определение агрессии (1974г). О неприменении силы в международных отношениях и запрещении навечно ядерного оружия» 1972 г).
В комплексе источников права по этому вопросу можно отнести многосторонние и двусторонние договоры:
а). Договоры, запрещающие производство определенных видов оружия и предписывающие их уничтожение:
- договор между СССР и США о ликвидации их ракет средней дальности и меньшей дальности (1987 г.)
- Конвенция о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсичного оружия и об их уничтожении (1972 г.)
- Конвенция о запрещении разработки производства и применения химического оружия и его уничтожения (1993 г.)
б). Договоры, ограничивающие наращивание вооружения в количественном и качественном отношениях:
- договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой (1963 г.)
- договор между РФ и США о дальнейшем сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений (1993 г.)
- договор о всеобъемлющем запрещении испытаний ядерного оружия (1996 г.)
- Конвенция о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду (1977 г.) и др.
в). Договоры, сдерживающие гонку ядерных вооружений в пространственном отношении:
- договор о деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и др. небесные тела. (1967 г.)
- договор о запрещении размещения на дне морей и океанов и в его недрах ядерного оружия массового уничтожения (1971 г.)
- договор о нераспространении ядерного оружия (1968 г.)
- договор о запрещении ядерного оружия в Латинской Америке (1967 г. договор Тлателолко); договор о безъядерной зоне в южной части Тихого океана (договор Раратонга 1985г.)
г). Договоры, рассчитанные на предотвращения случайного (несанкционированного) возникновения войны: (и главным здесь должно бать уверенность в технической невозможности другой стороны нанести внезапный удар):
- соглашения 1994 г. между РФ и США о ненацеливании их ракет друг на друга. (обязательство даёт выигрыш в несколько секунд (от 1 до 2мин.) однако ядерные риски сохраняются в готовности в любой момент уничтожить друг друга).
- соглашение о линиях прямой связи между СССР (РФ) и США (1963, 1971) (подобные заключены с Великобританией, 1967 г., с Францией, 1966 г., ФРГ, 1986 г.).
- соглашение между СССР (РФ) и США об уведомлении о пуске межконтинентальных ракет подводных лодок (1988 г.)
- обмен письмами (СССР и Франция) о предупреждении случайного или несанкционированного применения ядерного оружия (1976 г.)
Здесь приведен не полный перечень международных документов составляющих источники права международной безопасности:
Кроме того сюда можно отнести Кодекс поведения (принятого в Будапеште 1994 г. 5 и 6 декабря на высшем уровне государств СБСЕ) касающегося военно-политических аспектов безопасности.
Таким образом, право международной безопасности представляет систему принципов и норм, регулирующих военно-политические отношения между субъектами международного права в целях предотвращения применения военной силы, ограничения и сокращения вооружений.
Международному праву известны обширный арсенал конкретных средств обеспечения международной безопасности. К таким методам относятся:
- мирные средства разрешения споров; разоружение; коллективная безопасность; неприсоединение и нейтралитет; меры пресечения агрессии; самооборона; нейтрализация и демилитаризация отдельных территорий; ликвидация иностранных баз; открытость и сотрудничество;
- меры по предотвращению ядерной войны и внезапного нападения в т.ч. случайного и др.
Все они являются международно-правовыми средствами, носят нормативный, обязательный характер, так как регламентированы договорами и проводятся в жизнь на основе норм и принципов международного права.
(Например, Соглашение между СССР и США о предотвращении ядерной войны; организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) стран СНГ – 2003г. и т.д.)
Здесь просматривается обеспечение безопасности на коллективных и региональных основах и носит универсальный характер, т.е. обеспечивают равную безопасность для всех государств и баланс интересов.
Коллективная безопасность – система совместных действий государств, установленная Уставом ООН с целью поддержания мира и безопасности, предотвращения или подавления актов агрессии.
Она включает такие элементы как:
(1) общепризнанные принципы современного международного права (неприменение силы или угрозы силой, нерушимость границ, невмешательство во внутренние дела и др.);
(2) коллективные меры по ограничению и сокращению вооружений, вплоть до разоружения;
(3) меры для предотвращения и устранения угрозы миру и актов агрессии.
В основу КБ положен принцип «неделимость мира», содержанием которого является опасность военных конфликтов для всех государств и требует от государств реагирование на такие нарушения мира.
Виды коллективной безопасности:
Универсальная: (основана на нормах Устав ООН)
- меры по запрещению угрозы силой, или её применения в отношениях между государствами (ст. 2 и 4);
- меры мирного разрешения международных споров (гл.6);
- меры по разоружению (ст. 11, 26, 47);
- меры по использованию региональных организаций безопасности (гл. 8);
- временные меры по пресечению нарушений мир (ст. 40);
- принудительные меры безопасности без использования вооруженных сил (ст.41) и с их использованием (ст.42)..
Данные меры применяют Генеральная Ассамблея ООН и Совет Безопасности ООН, компетенция которых так же ограничена ст.12 Устава(смотри тему право международных организаций).
Операции ООН заслуживают особого внимания и их задачи сводятся к:
- расследованию инцидентов и проведению переговоров для примирения сторон;
- проверка соблюдению договоренности о прекращении огня;
- содействие поддержанию законности и правопорядка;
- гуманитарная помощь населению;
- наблюдение за ситуацией.
Во всех случаях, операции ООН должны выдерживаться следующие принципы:
(1) Принятие решения (резолюция) СБ о проведении операций; определение её мандата и осуществление общего руководства при согласии сторон в конфликте на проведение операции.
(2) Добровольность предоставления воинских контингентов государствами-членами приемлемые для сторон.
(3) Финансирование международным сообществом.
(4) Командование Генерального секретаря с предоставлением полномочий в соответствии мандата предоставленного СБ.
(5) Беспристрастность и сведение к минимуму применения военной силы (только для самообороны).
Региональные системы коллективной безопасности – представлены Соглашениями и организациями на отдельных континентах и регионах.
Задача: (1) На основе ст.52 и 1 Устава ООН предотвращение любого локального конфликта, который может перерасти в полномасштабную войну.
Эти системы требуют участие (Устав ООН) всех государств региона независимо от их общественного и государственного строя. Однако, эти государства и организации не вправе принимать какие-либо меры затрагивающие всех государств мира и других регионов.
К компетенции региональных организаций входит прежде всего обеспечение мирного разрешения споров между их членами (ст.52 24 Устава ООН- приложить все усилия для передачи споров в Совет Безопасности).
Региональные организации не вправе применить принудительные меры без разрешения СБ, кроме как для отражения уже совершившегося нападения на одного из участников соглашения.
(2) Задача (РСКБ) – содействие сокращению и ликвидации вооружения и прежде всего ОМП.
Справка: - Усилие СССР создать систему коллективной безопасности до II Мировой войны не удалось. Отношения в Европе строились на противоборстве двух мировых систем. Западные страны в мае 1949г. заключили Североатлантический договор (НАТО – 15 государств). Необходимо отметить, что данный договор нарушил гл.7 Устава ООН «Региональные соглашения», т.к. в него вошли страны, которые расположены в других районах.
В ответ социалистические страны подписали (1955г.) Варшавский Договор.
Принятие новых государств в НАТО свидетельствует о нарушении ст.7 Договора, где сказано о приглашении государств, а не принятие по их личному заявлению. Здесь не согласуются меры по созданию мощной военной структуры и усилие её членов для коллективной безопасности.
Расширение НАТО на восток и «трансформация», о которой заявляют её руководители, не соответствует её целям и не способствует европейской безопасности. Проведение миротворческих операций и реализация программы «партнерство во имя мира» не предусмотрена Договором 1949г. и не соответствует её компетенции. То есть, НАТО сохраняется как военный альянс с наступательной военной доктриной В качестве примера можно привести такие факты как подготовку и развертывание РЛС в Западной Европе; разведывательные полеты вдоль границы РФ; создание военных баз и перебазирование авиации на аэродромы к границе РФ; сокращение контингента сухопутных войск в Европе и переброска более мелких соединений с охватом большего пространства; под видом «борьбы с международным терроризмом» устанавливается в шахтном варианте ракета на Аляске; Кавказ и Каспий объявляются зоной стратегических интересов США; в отношении более четырёх тысяч объектов в мире ведется разведывательная деятельность спецслужбами и т.д. И так далее означает,что это не только голые факты, но и реальные дела.
США готовы развязать пять войн ежегодно- основу этой доктрине составляет -сеть из более чем семисот «мобильных» баз по всей планете (736- из них крупные в Армии-381, ВМС-44, ВВС-275, корпус морской пехоты-2+2 средние базы (из НВО №15, 2004г) и обозначается, как концепция «10-30-30» (нормативы). 10 дней войска приводятся в боевую готовность и перебрасываются в любую точку Земного шара; за 30 дней разбивают противника и ещё 30- на перегруппировку и готовность к новому броску т.е. за два месяца – одна война.
Варшавский Договор был заключен в соответствии Устава ООН как оборонительная организация коллективной безопасности в Европе с целью создания и заключения Общеевропейского Договора о коллективной безопасности. Процессы прошедшие в странах Центральной и Юго-Восточной Европы (середина 1980г.), повлекшие ликвидацию мировой системы социализма, предопределили судьбу ОВД, который перестал существовать с 1991г.
Однако, система коллективной безопасности в Европе была заложена Совещанием по безопасности и сотрудничестве в Европе (СБСЕ), подписанного в Хельсинки в Заключительном акте (1975г.). (отличительная черта –в нем нет применение принудительных мер).
В последующем заслуживают внимание пакеты решений принятых на встрече глав государств и правительств-участников ОБСЕ (Хельсинки, 9-10.7.92г. и в Будапеште 5-6.11.94г.). В числе актов Будапештской встречи – Кодекс поведения, касающийся военно-политических аспектов безопасности. (В Кодексе, как незаменимом элементом стабильности и безопасности является демократический политический контроль над военными и военизированными силами, силами внутренней безопасности, разведывательными службами и полицией).
Итогом в этом процессе явилось подписание в 1995г. в Париже Пакта о стабильности в Европе, который передан Европейским Союзом (ЕС) в ОБСЕ для претворения в жизнь в сотрудничестве с Советом Европы (СЕ). Созданы и в других районах мира РСКБ.
В рамках СНГ, в соответствии с Уставом СНГ, государства-участники взяли на себя обязательство проводить согласованную политику в области международной безопасности (конституции, координация позиций, миротворческие операции, использование на основании Решения Совета глав государств Содружества вооруженных сил на индивидуальную и коллективную самооборону (ст.51 Устава ООН).
15 мая 1992г. в Ташкенте (Узбекистан) был подписан Договор о коллективной безопасности (коллективная самооборона), а в 2003г. -создана Организация Договора о коллективной безопасности.
Решение о проведении операций в рамках СНГ принимаются Советом глав государств с согласия всех конфликтующих сторон (группы по поддержанию мира в каждом конкретном случае на добровольной основе государствами-участниками). Совет глав (Соглашение от 20.3.92г.) должен незамедлительно информировать СБ ООН и Совет ОБСЕ о решении проводить миротворческую операцию.
Разоружение и ограничение вооружений - является одним из наиболее эффективных международно-правовых средств сохранения мира и предотвращения войны.
Устав ООН определяет порядок и решение этой задачи, и целый комплекс норм, способов решения этой проблемы.
Основными органами по разоружению в рамках ООН являются: Комиссия ООН по разоружению (рекомендует, разрабатывает общие принципы переговоров, следит за специальными сессиями ГА ООН), Генеральная Ассамблея ООН по разоружению, Конференция ООН по разоружению.
5 августа 1963г. в Москве (СССР, США, Великобритания) был подписан «Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой». Договор не распространялся на подземные испытания; а касался трех сред: (1) в атмосфере; (2) за пределами атмосферы, включая космическое пространство; (3) под водой, включая территориальные воды и открытое море; в «любой другой среде», если радиоактивные осадки выпадают за пределами границ государства.
Он был открыт для подписания всеми государствами; -либо присоединится к нему. В 1996г принят и открыт для подписания Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний. Государства-участники обязуются: (1) не производить любых испытательных взрывов ядерного оружия и любых других ядерных взрывов, а также запретить и предотвратить любой такой ядерный взрыв в любом месте, находящиеся под его юрисдикцией или контролем; (2) обязуется воздерживаться от побуждения поощрения или какого-либо участия в проведении подобных ядерных взрывов.
Для достижения объекта и цели Договора учреждается Организация по Договору о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (ст.11). Местопребывание – г. Вена (Австрия).
Органы организации: (1) конференция государств-участников, (2) исполнительный совет, (3) технический секретариат, включает Международный центр данных.
Конференция государств-участников – главный орган Организации (1 представитель от государства) – проводит очередные (ежегодно) и специальные (по решению конференции) сессии, исполнительного совета или запросу любого государства-участника).
Конференция - рассматривает и принимает Доклад Организации об осуществлении Договора,
- ежегодную программу и годовой бюджет,
- избирает членов Исполнительного совета,
- назначает Генерального директора технического секретариата (на 4 года).
Решение конференции принимается большинством. Исполнительный совет является исполнительным органом организации (51 член)
Технический секретариат и Международный центр данных – содействует государствам-участникам в реализации Договора. Весь персонал Организации пользуется привилегиями и иммунитетами определяемые соглашениями между государствами и Организацией.
Договор о нераспространении ядерного оружия.
ХХII сессия ГА ООН одобрила проект Договора, который открыт для подписания с 1.7.69г. (в столицах: Москва, Вашингтон и Лондон).
В нем есть универсальная норма. Государство, обладающее ядерным оружием, «обязуется не передавать кому бы то ни было ядерное оружие или другие ядерные взрывные устройства, а так же контроль над таким оружием или взрывным устройством, ни прямо, ни косвенно».
Договоры о демилитаризации отдельных территориальных пространств.
Институт демилитаризации содержит блок договоров запрещающий размещение и использование всякого оружия на определенной территории. Сюда входят:
- Договор о космосе 1967г.;
- Договор о запрещении размещения на дне морей и океанов и в его недрах ядерного оружия и других видов оружия массового уничтожения 1971г.;
- Договор об Антарктике 1959г.;
- Договоры о безъядерных зонах в Латинской Америке и южной части Тихого океана (Договор ранее названный Тлателолко 1967г., Договор Раратонга 1985г.).
Договоры об ограничении стратегических вооружений.
С точки зрения решения вопросов разоружения наиболее важными являются двусторонние договоры: - Договор об ограничении систем ПРО от 26 мая 1972г. и дополнительный Протокол к нему от 3.7.74г.;
- Временное соглашение о некоторых мерах в области ограничения СНВ (ОСВ-1);
- Договор об ограничении стратегических наступательных вооружений (ОСВ-2);
- Договор о ликвидации ракет средней дальности и меньшей дальности от 8.12.87г.;
- Договор между РФ и США о дальнейшем сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений от 3.1.93г.
Так, Договор 1987г. предусмотрел ликвидацию всех ракет средней и меньшей дальности, ПУ к ним, вспомогательных сооружений и вспомогательного оборудования; сроки ликвидации для ракет средней дальности – 3года; меньшей дальности – 18 месяцев, - после вступления Договора в силу. В дальнейшем ни одна из сторон не производит никаких ракет указанных двух классов ПУ для них.
В связи с Договором, согласно Протоколу об инспекциях предусмотрен жесткий контроль за выполнение норм Договора.
Объекты контроля – ракетные операционные базы; вспомогательные объекты; места ликвидации ракет; предприятия по их производству. Каждая из сторон может проводить инспекции в течении 13 лет после вступления в силу Договора (1.6.88г.)
Конвенция о запрещении бактериологического и токсичного оружия. Женевский протокол 1925г. – запрещает применение на войне удушливых, ядовитых или других подобных газов и бактериологического оружия.
Однако совершенствование и накопление химического и бактериологического оружия диктовали необходимость создания международно-правовых норм, запрещающих его производство и хранение.
В 1972 г. (10 апреля) была открыта для подписания Конвенция о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсичного оружия и об их уничтожения. Первые подписали СССР, США, Великобритания. Конвенция бессрочная и имеет универсальный характер:
(1) – Запрещена передача кому бы то ни было средств бактериологического и токсичного оружия.
(2) –Государства взяли обязательство – ни при каких обстоятельствах не разрабатывать, не производить, не накапливать, не приобретать каким-либо путем и не сохранять микробиологические агенты или токсины, которые не имеют назначение для профилактических, защитных и других мирных целей.
Конвенция о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении. – Конвенция открыта для подписания с января 1993г.
Каждое государство-участник Конвенции обязуется:
- ни при каких обстоятельствах не разрабатывать, не производить, не приобретать, не накапливать и не сохранять химическое оружие;
- не применять ХО и не проводить любых военных приготовлений к применению химического оружия.
- государство-участник обязано уничтожить химическое оружие и любые объекты по производству химического оружия.
РФ в числе первых подписала Конвенцию, а в 5.11.97г. ратифицировала Федеральным законом. (Шиханы, Саратовская обл. – место уничтожения химического оружия).
Меры укрепления доверия и международный контроль – составляют институт права международной безопасности, который регламентирует военную деятельность государств посредством информационного и контрольного характера.
Начало (60-70 годы) было положено принятием ряд соглашений по установлению прямой линии связи; об уведомлении о пусках ракет; проведению военных учений; предоставлении информации; контрольная деятельность. Доминирующее положение занимает Соглашение между СССР и США об уведомлении о пусках межконтинентальных баллистических ракет и баллистических ракет подводных лодок 1988 г.; так же Соглашение между Правительством СССР и Правительством США о взаимных заблаговременных уведомлениях о крупных стратегических учениях 1989 г. Нормы данных актов можно охарактеризовать как сопутствующие безопасности и разоружения (контроль, информация, наблюдение, уведомление).
Самостоятельную группу мер укрепления доверия составляют региональные документы СБСЕ. Так, ранее упомянутый Заключительный акт СБСЕ 1975 г. включает Документ по мерам укрепления доверия и некоторым аспектам безопасности и разоружения: о предварительных уведомлениях - о крупных военных учениях сухопутных войск с участием больше 25 тысяч человек; - о взаимном обмене наблюдателями для присутствия на военных учениях; - о визитах военных делегаций.
Кроме вышеуказанных документов наиболее конкретную форму получили: Документ Стокгольмской Конференции по мерам укрепления доверия и безопасности, и разоружению в Европе (1986 г.) и Венском документе переговоров по мерам укрепления доверия и безопасности (1990 г.). Так, военная деятельность подлежит уведомлению, когда в ней участвует в любое время 13 тыс. человек – в письменном виде всем членам ОБСЕ по дипканалам за 42 дня или более до начала военной деятельности.
Так же эти документы предусматривают:
- договоренности о неприменении силы или угрозы силой;
- ежегодный обмен информацией о военных силах;
- ежегодно, не позднее 15 ноября, обмен планами военной деятельности государств;
- посещение авиабаз, обмен и визиты между представителями военного руководства, посещение учебных занятий;
- обмен между командирами и офицерами командного состава до бригадного (полкового) звена.
Введены ограничения, запрещающие проведение военной деятельности с участием больше 40 тыс. человек, если эта деятельность не была включена в ежегодный план до 15 ноября.
В качестве примера можно привести: Соглашение между Правительством СССР и Правительством КНР о руководящих принципах взаимного сокращения вооруженных сил и укрепления доверия в военной области в районе советско-китайской границы, 24.4.90 г. Затем был принят Меморандум о взаимопонимании 18.12.1992 г.
Институт укрепления д оверия неразрывно связан с Институтом международного контроля. Механизмы контроля изложены в договорах и сводятся к созданию контрольных органов в рамках международных организаций, специальных контрольных органов и к использованию национальных технических средств контроля (например, согласованные правила подсчета систем вооружений, обмен количественными данными о вооружениях и др.). Широко используются инспекции, предусмотренные соглашениями, пользующиеся правом специальных миссий.