Культура первобытного общества

Вопрос о культуре первобытного общества – это вопрос о начале. Современная наука раннюю его границу проводит в эпоху верхнего палеолита – около 40 тысяч лет назад. Ему предшествовал длительный период антропосоциогенеза, период формирования нового биологического вида homo sapiens, новой формы коллективной жизни – жизни общественной. Главное содержание этого процесса – переход от биологической формы бытия к культурной. Первобытная эпоха – самая протяженная в истории, она занимает более 90% всего времени существования человечества.

Первобытная культура обладает рядом черт, отличающих ее от других и позволяющих сделать вывод о том, что это самостоятельный тип культуры. Ее отличают: синкретический характер культуры, традиционность, единообразие, невыделенность человека из природного мира, мифологический характер мышления, бесписьменный характер.

Синкретизм первобытной культуры (от греч. συνκρητισμος – соединение) – слитность, недифференцированность ее форм. Это было целостное образование, в котором невозможно провести границу между магией и искусством, мифом и ритуалом, магией и позитивным знанием.

Первобытная культура носит почти исключительно черты постфигуративного типа. Конечно, изменения в ней происходили, но чрезвычайно медленно и не приводили к радикальным преобразованиям. Тысячелетиями люди занимались одним и тем же видом производственной деятельности, исполняли одни и те же обряды и ритуалы, вели один и тот же образ жизни. Традиционализм исповедует логику: «делай как я», поэтому поколение детей абсолютно точно воспроизводило поведение поколения отцов.

Отличительной чертой культуры первобытной эпохи являлось ощущение слитности человека с окружающей природой. Человек не отделял себя принципиально от мира природы, ощущал себя ее частью. Многообразные природные явления воспринимались как живые существа, исполненные внутренней духовной жизни. Можно сказать, что доминантной чертой культуры этого времени был анимизм. Латинское слово anime означает «душа», анимизм – всеобщая одухотворенность природы.

Выражением родства с природой был и тотемизм – представление о кровнородственной связи определенного человеческого коллектива и определенного вида животных, реже растений. Тотем (на языке североамериканских индейцев оджибве от-отем, буквально – его род) – мифологический первопредок, прародитель рода. С тотемом связаны многие ритуалы и табу (запреты, санкционированные первопредками, т. е. имеющие сакральное значение), прежде всего табу на убийство тотемного животного. Тотем был важнейшим средством консолидации первобытного коллектива, осознававшего себя происходящим от общего первопредка и в этом смысле родственной группой. Принадлежность к одной тотемной группе обусловила и второе по значимости табу – на убийство сородича. Тотем и табу выступали исторически первыми формами социальной регуляции поведения людей. В первобытной культуре существовало много запретов, связанных с различными сферами жизни и деятельности людей: пищевые и сексуальные запреты, табу на некоторые слова, например, название животного перед охотой. Одним из важнейших был также запрет на брачные отношения внутри родового коллектива – обычай экзогамии. Происхождение его не совсем понятно, многие исследователи связывают его с необходимостью консолидации коллектива, вынесения брачных отношений за его пределы – ведь это вечный источник конфликтов между людьми. Брачно-семейные отношения первобытного общества – весьма сложная система дуально-фратриальных союзов. Но и она также явилась продуктом исторического развития первобытного брака. Многие мифы, да и более поздний эпос свидетельствуют о многообразных его формах и сложной структуре. Первобытная культура далеко не так примитивна, как представлялось исследователям XVIII-XIX веков, когда она и начинает изучаться. Это особый тип культуры, которому присущи многие уникальные черты и свои шедевры. К ним можно отнести богатую мифопоэтическую картину мира, наскальную живопись, каменные сооружения – мегалиты.

В сферу практической и духовной жизни человека той эпохи входили сложные отношения с миром вещей. Первобытный человек не отделял предмет и слово, которое его обозначает, наделял вещи жизнью и душой. Вещи обладали особой силой, иными словами, выступали в качестве фетишей. Фетиш – предмет, имеющий внутреннюю духовную силу, которая способна оказывать то или иное влияние на жизнь человека. Фетиши были коллективными, индивидуальными, женскими, мужскими, детскими и т. д. в позднейшие времена на основе фетишизма появились обереги, талисманы, коллекции антикварных предметов, поклонение сакральным предметам.

Важное место в системе жизни первобытного общества играют обряды перехода. Какие три важнейших события мы можем назвать? Родился, женился, умер. Вот они и обозначают переходы из одного состояния в другое. Будучи важнейшими в жизни человека на протяжении тысячелетий, они требовали особых ритуалов, часть которых дошла до наших дней. Среди обрядов перехода особое место занимают инициации – обряды и ритуалы, связанные с моментом перехода индивида из мира детства в мир взрослого. Как правило, дети, достигшие половой зрелости, под руководством старейшин уходили в священные места, где им передавались мифы, предания данного коллектива, их обучали основам производственной деятельности, подвергали физическим испытаниям и т. п. Волшебные сказки – по меткому замечанию поэта Е. Баратынского – «обломки древней правды» – донесли до нас некоторые детали этих обрядов.

Духовная жизнь людей первобытной эпохи включала в себя почти все известные сегодня виды художественной деятельности. Конечно, нам трудно сегодня судить о танцевальном и певческом искусстве того времени, но сохранились памятники изобразительной деятельности – знаменитые наскальные изображения, «палеолитические Венеры», мегалиты. Изобразительное искусство той далекой поры поражает жизнеподобием, высокой степенью мастерства, колоритом. Животные, представшие на стенах пещер, полны жизни, энергии, динамики. Две доминирующие темы этого искусства – крупные животные и женщина – не случайны. Крупные животные – основной объект охоты первобытного человека, и уже в силу этого первобытный художник не мог не обратить на них свое внимание. Женщина была центром первобытной общины, с ней связывали продолжение рода, она была прародительницей рода, она также была хранительницей огня – все это подчеркивало ценность женщины в системе социальных отношений того времени[246].

Ядром первобытной культуры является миф. Мифы – это основные «тексты» первобытной культуры, они касаются всех сфер жизни человека. Это особый тип мышления, обладающий своеобразной логикой, в которой прецедент заменяет причинно-следственные связи, которая безразлична к противоречиям, не различает предмета и его имени, оперирует конкретным и персональным. Особую роль в мифе играют бинарные оппозиции – пары противоположных понятий, маркирующих положительные и отрицательные смыслы. Примеры: мы – они, безопасное – опасное, жизнь – смерть, левое – правое, верх – низ, мужское – женское, свет – тьма, космос – хаос, сакральное – профанное и т. п.

В VII–IV тыс. до н. э. в ряде регионов произошли важнейшие события, связанные с неолитической революцией. Термин «неолитическая революция» был введен Гордоном Чайлдом в 30-х годах XX века. Он означает переход от присваивающего типа хозяйства к производящему, переход, который привел к радикальному изменению всего образа жизни. Производящее хозяйство уменьшило степень зависимости человека от природы. Неолитическая революция обусловила появление иного знания, иных типов орудий труда, керамики, гончарного круга. Изменилась вся система отношений человека к человеку и человека к природе. Человечество прошло три пути выхода из первобытности – земледелие, скотоводство и ремесло. Эти занятия стали основой различных типов культуры. Началась диверсификация культуры, ее разветвление, расхождение путей развития.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: