Эволюция материальной культуры в соответствии с археологической периодизацией

 

Хронология (время – до н.э.) Периодизация по эпохам Стадия антропогенеза Орудие труда, оружие Жилище и поселения Транспорт Хозяйственная деятельность Стадия общественного развития
               
  4-1 млн. лет       Прямоходящие обезьяны   Случайное использование камней и палок   Природные укрытия     Собирательство и случайная охота   Стадо
  2-1,5 млн. лет   Эолит   «Человек умелый» (Homo habilis)     Примитивные каменные рубила   Примитивные заслоны и укрытия     Охота и собирательство   Первобытное человеческое стадо
  1,5 млн. лет – 200 тыс. лет Ранний палеолит   «Человек прямоходящий» (синантроп и др.)   Каменные рубила и др. примитивные каменные орудия     Примитивные шалаши, хижины и пещеры       Охота и собирательство; использование огня; систематическая охота на крупных животных – шерстистого носорога и мамонтов
  300-30 тыс. лет   Средний палеолит Верхний палеолит   «Человек разумный» (неандерталец) Разнообразные орудия из камня, копья с кремниевыми или роговыми наконечниками   Пещеры, хижины, шалаши   Перемещение на бревнах Экзогамный род (брачные отношения складываются внутри коллектива)

 

 

               
  100 тыс. лет В Европе – 30-40 тыс. лет   Верхний палеолит   «Человек разумный» (Homo sapiens) - кроманьонец и др. антропологические разновидности ископаемого человека современного типа   Многообразие каменной индустрии. Изделия из рога, кости и дерева. Копьеметалка, бумеранг, лук и стрелы   Дома из дерева, глины и камня   Появление водного транспорта (сшитые и на-дутые шкуры животных, долбленки, челноки из коры деревьев)   Охота на крупных стадных и мелких зверей и птиц. Искусственное добывание огня     Племя как объединение фратрий и родов. Парная семья
  20-10 тыс. лет   Мезолит
  10-5 тыс. лет       Неолит   Расселение человечества по всем обитаемым частям суши   Шлифованные каменные орудия. Гончарное производство   Укрепленные поселения (племенные центры)     Переход от земледелия к скотоводству. Одомашнивание животных (собаки, овцы, козы, рогатый скот)   Союз племен. Патриархальная семья
  5 тысячелетие 4-2 тыс. лет до н.э.     Энеолит Бронзовый век     Бронзовое оружие и орудия труда   Появление городов; крепостные сооружения Изобретение колеса и колесного транспорта, появление парусного и гребного судов   Приручение лошади; коневодство   Возникновение народностей. Выделение классов и сословий. Возникновение первых государств

Медленное усовершенствование технологии собирательства и охоты в течение тысячелетий привело в итоге к качественному скачку в материальном базисе культуры: переходу от собирательства к земледелию, от охоты – к скотоводству, позднее человечеством был «нащупан» третий путь – от рукоремесла (М.С. Каган) – к профессиональному ремеслу, который стал доминирующим. Помимо трех основных видов деятельности существовало еще и множество других, в различных пропорциях соединявших основные.

Большое значение для становления человека и развития его культуры имел огонь. Ученые предполагают, что огонь был получен гоминидами очень рано из природы.Его применение способствовало развитию интеллекта, сплочению людей, становлению человеческого хозяйства. Огонь позволил человеку статьв некоторой степени независимым от климата и осваивать новые районы, которые раньше были для него недоступны.

Важнейшим фактором человеческой культуры стало открытие литья металлов, которое обладало преимуществом перед трудоемким изготовлением орудий из камня. Первые полученные металлы – медь, бронза, золото, серебро – были мягкими и не имели тех функциональных качеств, которые были присущи каменным рубилам, ножам, топорам и пр. Эти металлы стали использоваться в изобразительном, декоративно-прикладном искусстве.

Радикальные изменения в ремесленном производстве произошли, когда была освоена выплавка железа, а в дальнейшем получена сталь и были найдены способы их обработки. Это был технологический прорыв, имевший для культуры переломное, поистине революционное значение. Культура сделала значительный рывок вперед во всех сферах производства, строительства, изготовления средств передвижения, военной техники, сельского хозяйства. Благодаря использованию инвентаря, изготовленного из железа, стали получать более высокие и стабильные урожаи, что позволило человеку стать менее зависимым от власти над ним природы и случая, существенно повышало меру его свободы от внешних сил и нашло отражение в его самосознании. «Понятным становится в этом свете, – пишет авторитетный российский ученый М.С. Каган, ­– что в странах, более или менее активно освоивших производство орудий труда из меди и бронзы, достигших высокого уровня мастерства в обработке золота и серебра, но не освоивших техники изготовления орудий и оружия из железа – и на Ближнем Востоке, и в Древней Индии, и в древнем Китае, и в доколумбовой Америке – развитие надолго остановилось, «застряло», грубо говоря, на том уровне, который характерен для ранних форм земледельческого хозяйства, тогда как грандиозный рывок в истории мировой культуры, который был сделан греками и заслужил у изумленных историков, со времен Э. Ренана, название «греческого чуда», имел, в отличие от действительных чудес,

вполне прозаическое объяснение ­ – переход от «века бронзы» к «веку железа»[4].

Духовная культура  

Становление материальной культуры говорит о возникновении специфически человеческого характера жизнедеятельности людей. Однако культура не сводится только к сфере материального, и главное отличие человека от животного состоит не в материальном бытии, а в духовной культуре, которая у животных полностью отсутствует. Культура, вырастая на материальной основе и неуклонно расширяя ее, свою подлинно человеческую сущность проявляет именно в области духа, а не в окружающем материальном богатстве, хотя, надо помнить, что одно не может существовать без другого. Выдающийся немецкий философ Людвиг Фейербах (1804-1872)говорил о том, что «не плоть, а дух делает человека человеком»… Только духовная культура порождает человека в полном смысле слова. Духовность выше простой способности делать что-либо по определенному шаблону. Благодаря духовной культуре у первобытного человека зарождается речь и углубляется мышление, появляются чувства идеального, нравственного, эстетического, формируются новые стимулы творческого начала. Она становится средством общения, обмена чувствами, мыслям, представлениями.

Мистика (от греч. mystikos – таинственный) – признание сверхъестественной сущности явлений природы и общества, объяснение различных событий в жизни людей предначертаниями судьбы.

Между духовной и материальной культурой существует тесная связь, ведущая к ускорению исторического процесса. Духовная культура незримо оказывает влияние на материальную, та – на преобразование среды, а она, в свою очередь – на человека, и получается «контур обратной связи», ускоряющий эволюцию человеческой культуры. Таким образом, духовная культура является главным фактором человеческого прогресса, а его движущей силой становится творец духовной культуры [5].

Из всех самых разрушительных и критических ситуаций, с которыми сталкивается человек на протяжении тысячелетий, самой потрясающей и опустошающей является смерть. По мнению ученых, осознание смертности и захоронение трупов является той «отправной точкой», с которой начинается духовная культура. Здесь проходит грань, которую животные перейти не могут. Ее зачатки появились 350-200 тыс. лет назад с возникновением у питекантропов и синантропов «культа черепов» и церемониальных погребений у неандертальцев. Еще через 150 тыс. лет появляются разум, речь, чувства, и человекообразное существо, отделяясь все дальше от животного, приобретает сущностные черты, присущие современному человеку.

Таким образом, духовная культура складывается на несколько миллионов лет позднее материальной. Она обусловлена двумя уровнями работы человеческого сознания:

– мистическим и

– реалистическим.

Слово «миф» имеет греческое происхождение. Мифы (от греч. mythos – предание, сказание) архаическое повествование о деяниях богов и героев, за которыми стояли фантастические представления о мире, об управляющих им богах и духах. В первобытной мифологии обычно рассказывалось о картине мира, о происхождении его элементов. Генетически и структурно мифы тесно связаны с обрядами.

1. Мистика стала первой отраслью духовной культуры. Она возникла до появления разума и речи. Ее источником являются эмоции, поэтому мистика не нуждается в понятийном мышлении и слове. В мистическом опыте человек, отвлекаясь от чувственного мира, пытается проникнуть в «мир иной», который становится для него миром духовной культуры. Суть мистики первобытного мышления и всей духовной первобытной культуры состоит в том, что древние люди не разделяли себя с миром и считали, что «все вещи имеют невидимое существование в такой же мере, как и видимое». То есть, на ранних этапах развития культуры главным орудием суждения являлась аналогия. Выдающийся исследователь первобытной культуры Э. Тайлор пишет: «Объяснение процессов природы и ее изменений жизненными явлениями, похожими на жизнь созерцающего ее мыслящего человека, составляет только часть гораздо более обширного умственного процесса. Объяснение это принадлежит к той великой теории аналогии, которой мы обязаны столь значительной частью нашего понимания окружающего мира»[6].

Наличие мистических представлений у первобытного человека говорит о «тонкости» его сознания и умении мыслить абстрактно. Одним из достижений мистики являются представления о существовании высших совершенных существ, к которым должен восходить человек.

А) Мистическое представление о том, что сверхъестественное является общим для природы и человека привело к появлению мифов, в которых события, происходившие в действительности, с определенной долей логики, связывались с миром сверхъестественных сил. На явления природы переносятся специфические человеческие способности, такие как умение чувствовать, думать, говорить, складываются представления о кровнородственных отношениях человека и природы. Фантазия первобытного человека населяет мир богами, героями-первопредками, драконами, чудовищами, рождаются представления о взаимных превращениях богов, людей в животных и наоборот. Непонятный, хаотичный в сознании первобытного человека окружающий мир благодаря мифам упорядочивается в связанную простую и доступную для его понимания картину.

Мифы являлись продуктом коллективного творчества. Содержанием архаического мифа является судьба племени, рода, тотемной группы, а не жизнь отдельного человека. Они повествуют о происхождении общественной организации и одновременно сакрализуют ее. В мифах закреплялись и освящались практические сведения и навыки хозяйственной деятельности. Мифы позволяли сохранять опыт поколений в социальной памяти и образовывали первичный уровень знаний и способов мышления. Так, например, в мифологических представлениях времен архаики прилетающие после зимовки ласточки приносят с собой весну. Мифы окутывали все формы жизнедеятельности людей и выступали как основные «тексты культуры». Они устанавливали гармонию между миром и человеком, природой и обществом, обществом и индивидом и таким образом обеспечивали внутреннее согласие человеческой жизни.

Известный английский этнограф Б. Малиновский сказал о сущности мифа, что это не история, которую рассказывают, а реальность, которой живут. Это не интеллектуальное упражнение или художественное творчество, а практическое руководство к действиям первобытного коллектива. Задача мифа состоит не в том, чтобы просто дать человеку какое-то знание или объяснение. Миф служит для оправдания определенных общественных установок, для санкционирования определенного типа верований и поведения.

Мифы являются самостоятельной внерелигиозной формой сознания, возникшей раньше религии и оказавшейся более живучей, чем она. Российский ученый В.Д. Шинкаренко отмечает: «Мифы принадлежат не только далекому прошлому или бесписьменным культурам, они продолжают оставаться актуальными и в настоящее время, так как мифическое мышление свойственно не только архаическому человеку, но также присуще и современному человеку, является фундаментальным свойством его природы. Природа мифического мышления и в настоящее время, так же, как и тысячи лет тому назад, загадочна, как и само происхождение человека…» [7].

В архаических мифах переплетались элементы религии, философии, науки, искусства, морали. В культуре первобытного общества они еще не обособились в самостоятельные формы общественного сознания и существовали в слитном, нерасчлененном виде.

Б) Эволюция хозяйственной деятельности первобытного человека способствовала дифференциации целостной мифологической картины мира. Бессилие человека перед природой, страх перед ее могущественными силами привели его к поклонению тем природным явлениям, с которыми он был связан в свой повседневной практической жизни и которые имели для него жизненно важное значение. Поскольку, несмотря на все старания и умения, первобытные люди часто не могли реальными средствами обеспечить себе постоянный успех в охоте или в иных трудовых действиях, они прибегали к использованию иллюзорных средств практического воздействия. Так происходило зарождение первых доисторических верований: тотемизма, анимизма, аниматизма, магии, фетишизма, а также культовой практики.

Выдающийся советский ученый-религиовед Д.М. Угринович (1923-1990) писал: «…Первобытную магию (и религию вообще) рождало не просто незнание подлинных причин тех или иных явлений природы, как думали этнографы-эволюционисты (Эд. Тэйлор и другие), ее рождала неудовлетворенная практическая потребность воздействия на силы природы. …».

Ученые утверждают, что трудовая, производственная деятельность первобытных людей тесно переплетаются с магическими верованиями и обрядами. «Магия как бы восполняет с помощью иллюзий трудовую деятельность первобытных людей там, где последняя слаба, ограничена в средствах, не может постоянно обеспечить требуемый результат»[8].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: