Культура Рима. 1. Общая характеристика

1. Общая характеристика.

2. Понятие античности.

3. Античность в истории.

1. Рим – священная территория, на которой правят боги и справедливость (по словам римлян).

Римляне считали, что варвары живут за пределами римской земли.

Понтифики обращались к богам, гадали на внутренностях животных, птиц, они являлись государственными служителями; принятые ими решения исполнялись в точности.

Рим подарил миру собственное право («юрист»). Римляне жили в соответствии с римским

правом.

Вода для римлян – священная (после походов воины обязательно обмывались). Воду никогда

не перекрывали.

Термы имели три залы: с холодной водой, горячей, средней. При термах был гимнастический зал, библиотека.

Для триумфов строили триумфальные арки (арка Тита), колонны (колонна Траяна), храмы (пантеон – храм всех богов).

Характерное для римской культуры – почитание предков.

Впервые в Риме была создана конная статуя.

В Риме появились коллегии – форма объединения людей и землячество.

В Древнем Риме утверждена традиция почитания предков (чем больше масок хранили, тем древнее род и уважаем).

Рим подарил миру великолепные дороги, которые сохранились до наших веков.

Фамилия – семья – ядро, состоящее из кровных родственников и клиентов.

Очень значима абсолютная власть патрона – отца. Он мог продать своего сына в рабство, владел всеми средствами семьи.

Именно в Древнем Риме наблюдалось жестокое владычество мужчин.

2. История.

Феномен античности: занимает следующий период III в. д.н.э.- III в. н.э.

Античность характеризует полис («цивитас») – основание античной культуры.

В античной общине не было сокральной власти царя; у граждан сложилось понятие свободы как отсутствие подчинения чьей-либо власти, сочетавшейся с чувством долга перед общиной, гарантирующей эту свободу.

Во II в. д.н.э. появляется храм свободы.

Полис – общественная форма, наиболее полно соответствующая уровню развития производительных сил.

Основа производства – земля.

Гражданин полиса – владелец земли.

У семьи есть 2 покровителя – Лары и Пенаты.

Семейный культ делает семью самостоятельной.

Отличительные черты античной культуры:

1) Понятие высокой гражданской нормы – всякое действие человека оценивается с точки зрения общины. Идеалом счастья являлось сочетание семейного благополучия и государственного почитания.

2) Классика – характеристика античной культуры. Термин «классика» мы рассматриваем с точки зрения Гегеля: «Такое общественное состояние, при котором цели и ценности коллектива находятся в равновесии с целями и ценностями индивида, т.е. как некое гармоническое состояние, которое уравновешивают друг друга».

Луцилий (I в. д.н.э.): «надо сначала о благе Отчизны подумать, а после – о благе семьи, а потом только о нас».

3) Все, что существует, должно иметь эстетическую форму.

Формы выражения (лирические, спонтанно выраженные) не имели никакой цены, потому что это выражало внутреннюю мысль создателя. Любое творчество признается значимым, если оно оценено общиной.

История красноречия – история превращения делового выказывания в художественное произведение.

Речи было необходимо придать совершенную форму. Любое изделие, с каким совершенством оно не было создано, представлялось полуфабрикатом до того, пока на него был нанесен декоративный покров.

Весь домашний инвентарь состоял из предметов, украшенных различными узорами и изображениями.

Латинский язык – романский язык – основание для всех европейских языков.

3. В истории были периоды, когда античность становилась актуальной.

Во-первых, это романизация европейской культуры (Х в.). Короли германцев объявляют себя римскими императорами и создают на территории Германии, Италии и Австрии Священную Римскую Империю, которая просуществовала до XIX века.

Во-вторых, эпоха возрождения в Италии.

3 формы освоения античного духовного опыта:

1) внешнее подражание;

2) проникновение в самый дух культуры;

3) историческое воздействие (классицизм – Корнель, Рассин).

Очень широко читался Плутарх, была переведена «Илиада», в гимназии было введено обязательное изучение 2 языков – греческого и латинского.

Внешнее подражание:

Александр I – триумфальные арки (в Москве), Александрийский столб (в Питере).

Христианство гонимо.

При императоре Константине христианство становится государственной религией (11 мая 3300г.).

В 4010 г. Рим захватили вестготы. В 395 г. Произошло разделение на Восток и Запад. В 4076 г. Римская империя пала, а восточная просуществовала еще 1 тысячелетие.

. I. понимание мира строилось на очеловечивании природы.

II. полис основан на коллективной собственности,

цель:служить общине.

Период утверждения рабовладельческой эпохи, конец античной культуры.

III.Живой, универсальный космос. Рим отражение тени солнца. Город - это проекция космоса.

IV. Телеснозримая красота на основе меры и гармонии, ритма, симметрии. В основе лежало мастерство.

Время Платона и Аристотеля - процесс становления познания мира. У Гомера "жизнь-есть творчество, но творчество не идей, не форм, а именно самой жизни". Становление и развитие рационализации привело к разрыву. Мы различаем вещь и идею вещи. У Гомера нет этого различия. Он воспринимает единство, внешнее равно внутреннему. Тождество внутреннего и внешнего приводит к чему-то нечеловеческому, но в целом это античная гармония высокой классики.

Средневековая культура.

-----------------------

1. Средневековая культура - что это?

2. Периоды средневековой культуры.

1) До ХХ столетия средневековая культура воспринималась, как

что-то темное, жестокое, варворское (Хейзинг, "Осень Средневековья").

5-11 века раннее средневековье

11-14 века собственно средневековье

14-17 века позднее средневековье

Периодизация позволяет увидеть различия в развитии средневековой культуры. В целом средневековая культура - это развитие языков, образование государств. Для средневековой Европы развитие языков характеризовалось развитием двуязычия. Христианство возникает в древней империи. Римлянин должен помогать, но не унижаться, а христианство - человеколюбие, равенство людей. Христос происходит от женщины. Женщина - мать становится ценностью. В средневековье жизнь разграничивается на внешнюю и внутреннюю стороны.

Ле Гофф "Воображение"

Швейцер:"Смерть и воскресение Христа - это есть победа духовного над физическим".

Величие Европейской культуры состоит в том, что человек своей мыслью превосходит самого себя, изменяет самого себя.

Ле Гофф "Средневековая цивилизация".

Гуревич "Категории средневековой культуры".

1. Духовные ориентиры культуры средневековья.

2. Картина мира.

3. Культурные типы в средневековье.

1) Духовные ориентиры определяются христианством. Оно было религией и идеологией. Все делалось в соответствии с тем, как говорилось в библии, по канону. Основой средневековой культуры были рецептурные знания. Период V-X в. это был период борьбы варварского с хрис- тианским.

2) Картина мира. Пространство воспринималось иначе чем в античности. Пространство воспринималось, как пространство усадьбы. За пределами усадьбы - незащищенное пространство. Все это ограничивало мировоззрение человека. В средневековье человек не мог заявить о своей созидательной способности. Развитие человека, всегда связано с развитием общества. Восприятие пространства относительно библии.

Отсутствие перспективы в средневековом сознании. Это представлено в иконе (обратная перспектива). Обратная перспектива в иконе осмысливается еще и следующим образом: не я смотрю на икону, а икона на меня.

Раушенбах:

Картина мира - это модель мира, та сетка координат, при посредствии которых люди воспринимают действительность и строят образ мира.

В средневековье картина мира была религиозная, и пространство и время воспринимаются в соответствии с этим. Иерархическая структура в религии.

Античность была патриархальна, а в средневековье женщина – мать почитается и изменяется вообще отношение к женщине. Рыцарская любовь - женщине нужно поклоняться, совершать в честь ее подвиги, но ничего не требовать взамен. Телесное и духовное разграничивается. Образ рыцаря возникает из права собственности, т.к. был майорат. Если наследство оставалось старшему сыну, то младшие становились рыцарями. "Вассал моего вассала - мой вассал"

Происходит разграничение внешнего и внутреннего во всех смыслах. Посредством общения с богом формируется внутренняя жизнь человека. Для общения с богом нужно внутреннее сосредоточение. Молиться душа, и душа теперь то, что истинно существует, когда остается без мира. Христианство открывает одиночество. ХХ век оказался перед проблемой одинокого сознания. Путь приближения к человеку - любовь. "Возлюби ближнего, как себя". Христианство дает исповедь. Человек дает

внутренний обет такого не совершать более.

Средневековье накапливает материал для развития самосознания.

3) Ценился труд: труд монаха, крестьянина. Дворянин должен был заботиться о своих подданных.

Крестовые походы необходимы церкви для поддержания своего влияния, а с другой стороны они нужны были тем, кто хотел обогатиться. Рыцарь должен быть знатным, красивым (если не на лицо, так на одежду), сильным, искать славу и добыть ее, верность слову, щедрость, обязан быть влюбленным. Развитие рыцарства представляет универсальные требования. В университетах учились рыцари.

С XV века развиваются города и появляются купцы. Учитывается время. Крестьянин не следил за ходом времени. Открытие рулевого управления на кораблях позволило выйти за пределы Атлантического океана.

4) Ученая культура начинается в монастырях. Монастыри создаются в VI веке. Собирают все, что является античной культурой. Каждый монастырь имеет библиотеку и скрипторий. Все монастыри собирали книги двух типов: религиозные и еретические.

Короли были неграмотные. Университет - подобие кафедры церковной. Все население было неграмотное. Народная культура развивалось на основе устного слова. Поэтому ценились проповедники. Саги, баллады характерная форма передачи текста. Говорили на латыни.

Ментальность - это естественное, само собою разумеющееся, часто даже импульсивное, поведение или реагирование. Непроизвольный, мало подвергающийся воздействию сознания образ мышления. Менталитет -логика сознания.

Средневековье существовало на основе устного слова. Храм был местом, где человек мог узнать все библейские истины по рисунку. Пространство близь пола олицетворяло землю. Алтарь - рай.

Западная половина - ад (здесь распятие). К земле ближе святые, мученики и.т. Большинство икон соответствовали библейским сюжетам. Писали иконы на дереве. Самые ранние иконы (V-VI век) статичны. Троица, молчаливая беседа возможна в средневековье, т.к. была культуражеста. Более значимо появление святого, чем появление книги.

В культуре все пласты сохранены. Особенно в языке. Иконы с изображением святых были связаны для крестьянина с его проблемами. Поэзия иконы сливалась на традиции. Новшества и изменения

были редки.

Культура Возрождения.

---------------------

1. Определение Возрождения.

2. Характеристика итальянского Возрождения.

3. Ренессанские типы личности.

4. Гуманизм и культура.

5. Картина мира.

Л.М. Боткин "Леонардо да Винчи".

Дмитриева"Краткая история искусства".

Л.М. Боткин "Итальянское Возрождение".

1) Возрождение - возрождение античных идеалов.

Сложная проблема периодизации.

Данте "Божественная комедия" на границе двух культур.

1300г. - самый ранний период.

XII в. - проторенессанс (творчество Бокаччо, Джотто)

Конец XIV в. - ранний Ренессанс

Возрождение фиксируется по художникам. Для Возрождения характерен зрительный образ. Первоначально гуманизм означал только

светскую культуру.

1. XIII в. - проторенессанс (творчество Бокаччо, Джото).

2. конец XIV в. - ранний Ренессанс показывает изображение объемно.(Мозаччо) Видна телесность

Пико дель Мирандола:

"не небесное, но и не земное, не смертным, но и не бессмертным, чтобы сам себе сделался творцом и сам выковал окончательный свой образ. Исключительно благодаря своей внутренней воле ты можешь возвысится".

В Италии возникают городские коммуны.

2) Картина мира меняется. Уже не бог, а человек. Нарушается иерархия сословий. Изменяется восприятие времени. Диалог с античной культурой. Осваивается пространство. Географические открытия. Меняется отношение человека к человеку. Век титанов. Кризис католической церкви.

3) Возрождение - это диалог средневековой и античной культуры. Из этого диалога рождается новый тип человека культуры. Идеалом становится всесторонне развитый человек. Но наравне с этим и самое плохое: кондотьеры - наемные солдаты. Любая эпоха всегда противоречива.

А.Лосев "Культура Возрождения".

Для ренессансного типа личности характерно сознание особого отношения к жизни. Появляется новое понятие "труды в досуге". Фигурой, которая воплотила эти особенности, стал Николо Николи. Он штудировал античных авторов "Нет ничего более пригодного чем чтение античных авторов". Создаются группы людей, которые изучают этих авторов. Гуманисты - это те книжники, которые усвоили особый стиль общения. Они изучали рукописи и обсуждали их. Смысл этих занятий – совершенствовать человека. Ничего для тебя нет почтеннее, чем посредством учености подняться над другими и над собой. Появление ренессансной фигуры было вызвано потребностями культуры. Социальная жизнь усложняясь выдвигала требования универсальной личности. Человек, который сам создавал себя в труде - это ренессансный тип. В средневековье художники объединялись в цеха.

"Джаконда" - гармония природного человека и человека мыслящего.

Рафаель "Сикстинская мадонна".

В Венеции: Джорджони, Тициан.

Человек это единство физического и духовного.

Сегодня гуманизм - развитие совершенствуещегося человека.

Культура нового времени.

------------------------

1.Коперниканская научная революция.

2.Научная кортина мира Рене Декара.

3.Прсвещение и просветительство.

4.Наука как феномен культуры.

1.

1543 год - книга Коперника: сформулировал гелиоцентрическую систему мира.

1633 год - Галилео Галилей предается перед судом за распространение идей Коперника.

1637 год материалы про маятник и т.д.

Захарий Ясин - открыл микроскоп.

Ливенгук - обнаружил эритроциты.

XVII век научные интересы устремляются на естествознание. 1600 год - публичное рассечение трупа (зарождение анатомии, снятие божественного ореола с человека).

Галилео Галилей: "Бог описал природу посредствам математики".

Человек становится познающим субъектом.

2.

Рене Декарт принадлежал к ордену иезуитов. Определил правило для познающего человека: определяющее понятие метода. Декарат посчитал, что если человек способен познать мир, то он может определить и как устроен человек.

Механистическая картина мира:

Человек уподоблен машине. Блез Паскаль сказал, что Декарт безразличен к человеку, потому что слишком увлечен в науку. Спиноза написал этику в геометрическом стиле. Блез Паскаль предостерегал математиков не превращать человека в теорему. Расслоение северной культуры на гуманитарную и естественную - научную является результатом развития рационального познания мира, сформулированная Декартом. Появляется первый журнал для ученых (Париж 1665). Создается академии наук, общества естествоиспытания - любителей (1666). Это свидетельствует о развитии науки в XVII веке.

3.

XVIII век - век просвещения. Издается энциклопедия - цель распространение знаний среди большого числа любителей. Э.Кант ввел термин "просвещение" - это выход человека из несовершенности. Несовершенность по собственной воле - это когда недостает решимости пользоваться разумом без руководства со стороны. Иметь мужество пользоваться своим умом, для реализации этого требуется свобода. Относительно государства требуется искусственное единодушие. Главное в обществе не разделение противоречия, а понимание противоречия. Просвещение поставило задачу чтобы все люди получали знание.

Результатом французского просвещения была революция (1789). Она предложила "демократизацию прав свободы и независимости человека".

Массовое сознание существует как политически иллюзорное сознание.

Просвещение начинается с Англии: Локк считал что человек подобен чистой доске.

В Англии издаются (1707) первые журналы "Опекун", "Болтун"

Появляются (1688) "Робинзон Крузо "."Путешествия Гулливера " - критика всех социальных слоев.

Просвещение поставило проблему социального равенства. Руссо "Исповедь" - первый человек который поставил проблему: развитие разума отдаляет человека от природы. Человек может с помощью разума победить свои страсти. Маркиз де Сад ("Жюстина или философия в будуаре") "Разум ничего не стоит,страсти более сильны ".

Екатерина II состояла в переписке с Вольтером. Она первая создает институт благородных девиц. Первая женщина-профессор Ковалевская. Появившиеся литературные герои оказывают влияние на мировосприятие.

4.

XIX век - промышленная революция.

в начале XX новая научная революция.

Открытие радиоактивности: Хиросима,Чернобыль.

Человек углубляется в познание природы. 50-е годы научно техническая революция. Период 60-х миф о всемогуществе науки: появляются полимеры, биотехнологии, автоматизация ЭВМ. 70-80-е началоинформационной революции. Развивается представления направленные

против науки -> антисциентизм.

Роуз: "Познание многоваринтно, т.к. опирается на воображение, а оно всегда плюралистично, поэтому существует не только научная картина мира, но и философская, религиозная и т.д."

Культура XIX века.

--------------------

1.Общая характеристика культуры.

2.Искство и жизнь.

3.Бытовая культура.

4.Творцы культуры.

Культура XIX века началась с Наполеона. Конец века Империя Королевы Виктории в Англии (отпечаток консерватизма).

XIX век России и Франции.

Война 1812 года утверждение национальной целостности для всех живущих в России. На культуре также отразилась промышленная революция. Изменилось представление о пространстве. К концу века построена транссибирская магистраль.

1851 год - первая промышленная выставка.

Россия опередила развитие в несколько ином направлении чем Франция. Меняется мир женщины. Они становятся сильнее. Первой в Сибирь поехала графиня Трубецкая. Жизнь аристократки 20-30-х годов строится по законам искусства. Но подвиг этих людей придает искусству подлинность.

Чернышевский "Что делать" формирует принцип разумного эгоизма. Понятие интеллигента возникает в России. Интеллигент - это человек, который готов служить интересам родины. Искусство с одной стороны возникает в реальной жизни, с другой стороны влияет на жизнь.

3.

Салоны - это часть повседневной жизни дворянства России. Это подражательство, без интереса к искусству.

Переплетение русской и французской культур многое дало (романы пришли из Франции). Проблемы взаимоотношений русских и французов: когда русские пришли в Париж они были приняты хорошо, т.к. говорили по-французски. Билигвинизм - владение двумя языками.

Смольный институт изменил бытовую культуру. Бытовая культура отражена в поэме "Евгений Онегин".

4.

Пушкин считал что врагов уничтожать нужно, но уничтожал он их эпиграммами. Он гармонизировал свою жизнь.

Л.Н.Толстой продемонстрировал правильно прожитую жизнь. Он считал, что жить в богатстве и роскоши преступление, когда другие бедствуют. Человек создает себя трудом. Смысл жизни - развитие и совершенствование самого себя. Если вы на зло отвечаете злом то количество зла увеличивается. П.М.Достоевский показал, что каждый из нас может совершить преступление. Он описывает не преступление, а чувства человека, свершившего его.

Культура рубежа веков.

-----------------------

1.Массовое производство и мещанство.

2.Поиск новой духовности.

1.

Для культуры смысл массового производства - это путь к стандартизации жизни на всех уровнях.

Резкое увеличение населения народов => большее количество людей вне традиционной культуры. Здесь начинает развиваться массовая культура. Массовая культура ставит своей задачей научить человека, как вести себя в обществе. Массовая культура появляется тогда, когда есть рынок на котором она покупается. Массовая культура всегда точно знает где есть добро где есть зло.

Англия первая увидела, что ручное производстве не нужно. Поэтому в Англии появляется стиль модерн. В противоположность производственной монополии модерн вносит природные линии в одежду.

Петербург основан Петром I. Фальконе приглашают из Франции чтобы поставить ему памятник. Для постамента привозят огромную глыбу. Памятник становится символом Петербурга. Культурный код: выполнена Фальконом; изображен Петр I. Новый культурный код дан Пушкиным в поэме "Медный всадник". Декабристы - еще один код. Вслед за культурным кодом ядро - это наши ценностные ориентациии. Они устанавливаются с опытом переживаний.

Идеал - это герой. Получается из нашей индивидуальной целостной системы. Культурный человек, это тот, кто никогда не критикует пристрастия другого.

Культура ХХ века.

-----------------

На примере Сальвадора Дали.

1929г. представляет картину связанную со своей семьей. Картина "Я плюю на свою мать". Сюрреализм одно из направлений модернизма. Художник должен создавать другую реальность, отражающую его мировосприятие. Дали собственную жизнь созидал, как совершенно иную реальность.

Проблема человека ХХ века:"Я встаю, надеваю мундир Дали, (т.е. человек живет в своем мундире) и спускаюсь к молодому человеку. Цель в Америке: найти богатых женщин и пить побольше вина". Цель поступить не так, как от него ожидают. Феминизм - явление вовсе не новое. Пять-десять лет тому назад оно носило другое имя, другую этикетку, но, как стремление женщины освободиться от опеки мужчины и заставить его считаться со своими личными, индивидуальными качествами - оно существовало всегда.

Но прежде женщина стремилась развить свою собственную личность только в той области, которая связана с ее чисто женскими свойствами.

Она стремилась прельстить мужчину при помощи своего кокетства, своей грации и нежности, старалась приобрести в семье авторитет, значение и власть.

Но женщина не позаботилась о развитии некоторых других ценных способностей, данных ей природой: способностей к искусству, музыке, живописи, литературе; у нее не было стремления проявить свой характер, свою личную энергию и самостоятельность в других сферах: в путешествии, в наблюдении и в опыте, в распоряжении своим имущество и т.д.

Это было не только недостатком, это было настоящим злом, и феминизм, возникший пятьдесят лет назад под своим теперешним именем, начал свою деятельность в высшей степени мудро, призывая женщин развивать свои индивидуальные способности не только в чисто домашней сфере, но и вне ее, приглашая их заняться своей духовной культурой и отстаиванием своих интересов на поприще социально-политическом.

Этот призыв имел вначале своим последствием довольно заметный успех, т.к. женщина приложила все старания к тому, чтобы сделаться (и это удалось ей) более развитой, более чуткой, независимой, образованной, словом, более совершенной. Но с течением времени эти реальные выгоды феминизма не замедлили выродиться в явления глубоко отрицательного характера, женщины начали стремиться к развитию своего интеллекта и своих индивидуальных способностей вовсе не для

того, чтобы расширить, облагородить и накопить свою женскую миссию. Литературная деятельность, живопись, музыкальная карьера, адвокатура и медицина, право избираться в органы местного самоуправления и в парламент стали для них конечной целью, единственной задачей всего их существования, и они отвернулись от всего того, что является их настоящим и твердо определенным долгом.

Таким образом получился громадный контингент женщин, отказывающихся от брака и избегающих его и гордящихся своим отвращением к браку, как добродетелью, т.к. по их мнению, брак ограничивает свободу и стесняет их независимость. Таким образом появилась масса женщин, которые не желают иметь детей, или предпочитают сдавать их в разного рода колледжи и ясли, наконец, очень многие женщины предпочитают жить в пансионах, чтобы не обременять себя заботой и ответственностью по управлению домом и по воспитанию детей. И все это только для того, чтобы отдаться целиком выполнению необыкновенно важной задачи написания статей для газет, занятий химией или медициной, устройства собраний и митингов. Женщина, несомненно, должна стараться повысить свою культуру, стать более благородной и более сознательной. Но для того, чтобы лучше выполнять свои функции женщины, к которым предназначила ее природа, она должна из женщины, способной только рожать, превратиться в женщину, способную воспитывать. Она не должна обманывать себя, полагая, что умение написать книгу может сравниться с ее чуткой привилегией создания живого человеческого существа.

Общее понятие о культуре и об объекте культурологии

Культура в современном понимании и как объект культурологии – совокупность достижений, творчества, характерных особенностей жизни и деятельности народа, формации, группы людей; «способ существования человека», его отличие от прочего мира в частности благодаря способности сознательного преодоления инстинктов.

Сущность культуры – в материи и духе, причем индивидуальный дух личности – основное отличие человека: «некультурный – значит несвоеобразный» (Леонтьев).

История (периодизация) культуры: исторически некорректно говорить о формациях (первобыт., рабовл., феод., кап.) как об этапах развития культуры (слишком много разнотипного – в одной формации, слишком многое – «перетекает» из одной формации в другую). Существует идея периодизации истории культуры на каменный, медный, бронзовый, железный века, античную культуру, средневековье (5-17вв., включая отдельно выделяемое Возрождение), Новая история (от Фр.Рев.).

История важна для культуры в плане преемственности (одно из необходимых условий прогресса).

Изучаемые аспекты культуры (деятельности человека и людей): 1) результат, 2) процесс, 3) способ, 4) отношения, 5) норма, 7) система.

Т.е., наряду с прочим, изучаются:

1) причины такого поведения людей и расстановка приоритетов этих причин (а отсюда какие индивиды или условия дают толчок развитию культуры),

2) приоритеты разных проявлений культуры при оценке уровня развития общества,

3) что такое развитие культуры: в какую сторону развиваться «хорошо», в какую сторону (к чему именно) реально развивается культура,

4) составляющие культуры, их приоритетность и факторы, от которых зависит их развитие,

5) взаимоотношение культуры и религии,

6) взаимоотношение культуры и социологии, почему люди объединяются и какое объединение оптимально, соотношение человека и общества, что из них – основная цель и что имеет смысл изменять в первую очередь, что разделяет людей (в отличие от животного мира: классы, церковь, идеи, развитие поколениями)

Формы развития культуры – репродуктивная (тиражирование культурных достижений) деятельность и творческая деятельность (создание нового).

Структура культуры

Формы культуры:

1) материальная: материально-производственная деятельность человека и ее результаты (предметы обихода, искусственно созданная «обстановка»),

2) духовная: духовная деятельность и ее результаты (наука, нравственность, искусство, философия, право, воспитание, взаимоотношения между людьми, отношение к внешнему миру…).

Духовные имеют более долгий срок жизни ввиду сложности уничтожения, а также менее ограниченны в смысле более высокого, если достижимого, порога «насыщения».

Классификация духовной деятельности:

1) научные достижения (цель: «понять окружающее», «Истина») – наиболее проверяемы на практике и независимы от общественного мнения, устойчивы во времени, лишены национальной или классовой специфики («что национально – то не наука»), возможно их использование как на пользу, так и во вред отдельным людям и человечеству в целом,

2) нравственные понятия и рассуждения (цель: «изменить в лучшую сторону отношение человека к людям и внешнему миру», «Добро») – исторически переменчивы (людоедство племен, уничтожение слабых в Древнем Риме), полностью субъективны, подкрепляются либо религией, либо социальным устройством общества,

3) ценности искусства (цель: «выражение внутреннего мира и своего восприятия внешнего мира», «Красота») – огромная зависимость от национальных и исторически-культурных факторов, явное отражение в них личности автора, иррациональность (иногда – почти полное отсутствие логики).

Естественно, имеет место пересечение этих форм (шедевры архитектуры, культура труда и т.п.)

Чем дальше, тем меньше стычек между наукой и религией, меньше выделена «элитарность» «духовной элиты» в смысле отделенности от «прочей массы», однако есть проблема по вытеснению материальной культурой духовной культуры.

Виды культурообразующей деятельности:1) творческая, 2) репродуктивная (сохраняющая и тиражирующая) – отсюда не «единомоментность» культуры, а сильное влияние прежних творческих взрывов на нынешний уровень культуры (Древне-Римские идеи права – в основе многих систем права на сегодняшний день).

Понятие духовной ценности – результаты духовной деятельности (наука, нравственность, искусство), получившие высокое общественное признание и существенно повлиявшие на дальнейшее развитие культуры.

Классификация духовных ценностей:

1) общечеловеческие (признание наибольшим количеством людей во времени и в пространстве: нравственные заповеди (уважение, любовь, дружба, честность и т.п.) шедевры мирового искусства, стремление к красоте – с такой позиции выступают ООН, ЮНЕСКО, Комитет по Нобелевским премиям),

2) национальные (более конкретные и материализованные, признание в основном одним народом в силу особенностей его истории: национальные памятники культуры и истории (былины, рукописи и т.п.), национальные авторы (литература, музыка, искусство) и государственные деятели),

3) сословно-классовые (интересы и мироощущение классов и слоев: пролеткульт),

4) локально-групповые (по возрастному или локально-территориальному мироощущению: рокеры, панки, стиль одежды, город-деревня, местные памятники, семейная религия, фамильные традиции)

5) индивидуально-личностные (индивидуальное творчество, связанное с личной историей, личное отношение ко всем вышеперечисленным ценностям).

Черты духовных ценностей: относительность (ограниченность во времени и пространстве) и подвижность (перетекание из одного уровня в другой). Эти черты проявляются все более тускло от 5 уровня к 1.

Анти-культура: стремление к подражательству и количеству за счет потери оригинальности и качества с фактическим лишением культуры неповторимости, отрицание ценности иных мировоззрений и противопоставление им своего единственно-верного взгляда на жизнь.

Социальные функции культуры

Задача культуры – в том числе связывание людей в общество во времени и пространстве.

Исходя из этой задачи выделяются следующие социальные функции культуры (способы воздействия на общество):

1) функция приспособления к среде (способность совместной организации быта в древности – как защита от природы, создания государств и законов, оружия в наши дни – как защита от других групп, в т.ч. «антикультурных»),

2) познавательная функция (способность к систематизации фактических знаний о природе, обществе, самом человеке, их взаимодействии, о неизвестных источниках влияния на человека, - здесь возникает вопрос о естественной ограниченности фактического познания внешнего мира и о роли подсознания в «познании человека» через искусство),

3) информативная функция (способность передачи следующим поколениям или другим группам и развития каждым следующим поколением или другой группой социального, научного и духовного опыта при отсутствии механизма биологического наследования культурных ценностей – фактически функция «накопления идей» как через духовную так и через материальную культуру),

4) коммуникативная функция (способность быстрого распространения культурной информации между людьми, группами, поколениями через язык, технические достижения в области хранения информации),

5) регулятивная функция (способность поддержания равновесия между группами людей, т.е. социального равновесия через устоявшиеся нормы морали, обычаи-обряды, общие идеи разных церквей, нормы права, нормы поведения в конкретной обстановке),

6) оценочная функция (способность всегда анализировать «что хорошо, а что плохо», происходит естественный отбор ценностей исходя из данного вопроса и движение вперед, пусть лишь к тому, что в данный момент считается «благом»),

7) функция разграничения и объединения групп (способность создания различными группами людей различных подходов независимо от их фактической объединенности в более общую группу, способность объединения в группы исходя из культурной близости, взаимный обмен информацией между группами),

8) функция «социализации» (самая общая функция, объединяющая все вышеуказанные: способность человека поддерживать свое принципиальное отличие от иных природных объектов: способность человека усваивать системы знаний, норм, ценностей, создавать социальные формы сосуществования, и, наряду с развитием под действием окружающей природной и социальной среды, самостоятельно развиваться и оставаться неповторимым).

Подходы к происхождению и сущности культуры (школы культурологии 19-20вв.)

Отличие школ – по выделению главного определяющего момента в развитии и отличиях разных типов культуры.

1) общественно-историческая (Шпенглер, Тойнби, Данилевский: разные культуры у разных обществ на разных этапах их организации)

2) натуралистическая (Фрейд, Юнг, Лоренц, Малиновский: биологическая обусловленность культуры)

3) социологическая (Элиот, Парето, Сорокин, Вебер, Парсонс: причины разниц культур – в разной общественной организации, все ценное в человеке вымуштровано в нем обществом)

4) символическая (Кассирер, Леви-Строс: основы культуры – в способности отражать символами окружающую реальность и таким образом создавать свою собственную реальность)

Шпенглер

Единица – культурный «организм».

Существовало 8 «организмов» культур (египетская, индийская, вавилонская, китайская, греко-римская, византийско-исламская, западноевропейская, майя).

«Организмы» обособленны друг от друга, глубинное и плодотворное взаимодействие невозможны.

Общечеловеческая преемственность отсутствует.

Культурный «организм» существует порядка 1000 лет.

Смерть «организма» - это смена творческого порыва, героических деяний, заботы о душе – на чистый интеллект, спорт, культ работы.

Тойнби

Единица – «цивилизация»

Цивилизаций – около 30.

Все мировые цивилизации – ветви от одного «древа истории человечества», а отсюда – тенденция к единству, каждая цивилизация – частица общечеловеческой цивилизации, сотрудничество возможно и необходимо.

Все религии в перспективе сольются в одну общечеловеческую религию.

Движущие силы каждой цивилизации – провидение (бог), выдающиеся личности, творческое меньшинство (подпитываемое из остальной части населения).

Творческое меньшинство, которому не удалось воплотить в жизнь свои «порывы», превращается в господствующую силой элиту, изолируется от остального населения, противопоставляется ему. В этом – причина гибели цивилизаций.

---------------------------------

Фрейд

Культура – знания и умения, позволяющие удовлетворить человеческие чисто биологические потребности и упорядочить дележ результатов; способ подавления принуждением природных страстей отдельного индивида. Т.е. культура – компромисс между лучшим выживанием и природными страстями индивида (основа культуры – инстинкты).

Основные природные движущие силы – либидо (в том числе преобразовавшееся (сублимировавшееся) в творчество и общественную деятельность) и инстинкт разрушения.

Культура строится на отказе от инстинктивных влечений (сублимации либидо и «природных» удовольствий в искусство, спорт, революции, развитие общественного устройства).

Одновременно с сублимацией – защитная реакция психики на ограничения – вытеснение природных инстинктов в подсознание -> психические проблемы у наиболее культурных, выдержанных людей. Разрядка через сублимацию у творческих личностей их спасает.

Исключительно экономические мотивы не могут быть базой развития общества, т.к. это подтверждено существованием разных культур в примерно равных экономических условиях.

Юнг (последователь Фрейда с нововведениями)

Либидо заменено на «психическую энергию», кроме того, идея о том, что в структуре мозга опыт прошлых поколений запечатлен как «коллективное бессознательное» (единая жизненная установка). Эти мозговые записи провоцируют творчество, фантазию.

Доказательства существования «коллективного» - сплоченность рассеянных по миру евреев, врожденная религиозность русских.

Лоренц

Подход через энтологию – изучение поведение животных в естественных условиях – и перенос результатов наблюдений на человека.

Основная идея – объяснение поведения человека животной предысторией (инстинктивные свадебные пляски, строительство гнезд, взаимный обмен сигналами, коллективный быт муравьев, относительный разум домашних животных).

Войны, революции, насилие – от животного инстинкта самосохранения, стадной агрессивности, борьбы за самку, инстинкта «своей» территории.

Культура понималась как способ изживания «звериного» через воспитание, науку, спорт, доброжелательные контакты.

Малиновский

Идея функциональности компонентов культуры: ненужное должно забываться, все (включая якобы бессмысленные) явления культуры обязательно функциональны.

Истоки культуры – в удовлетворении потребностей.

Культура – самоорганизующийся организм.

Зарождение культуры – на основе биологической выживаемости (продолжение рода, еда, защита от природы).

Существуют как первичные (биологические, общие для всех), так и вторичные (духовные, по-разному удовлетворяемые в разных культурах) потребности людей.

Развитие культуры – развитие вторичных потребностей и передача их потомкам.

-------------------------------

Элиот

Развитие творчества невозможно без общественной стимуляции культурной элиты.

Есть духовная элита и непросвещенная масса.

Культурная элита обязательно принадлежит к обеспеченному классу.

Развитие культуры – результат пополнения элиты из низов, вливание свежей энергии.

Сорокин

Историческое развитие – циклическая флуктуация: смена социокультурных систем при долгосрочном сохранении периодически меняющихся систем ценностей.

Три типа культуры (один из них – общественно-главенствующий), основанные на биологии и психологии: 1) верховенство чувственного восприятия, наслаждения, 2) истина веры, бога (сверхчувственное), 3) равновесие чувства и интеллекта, веры и науки. Смена обществом одного типа культуры на другой порождает кризисы, войны.

Показатель уровня культуры – вертикальная (между слоями общества) и горизонтальная (смена места жительства, деятельности) мобильность индивидуумов (теория социальной мобильности).

Вебер

История состоит из трех параллельных процессов развития: 1) социальное развитие, 2) научно-техническое развитие, 3) культурное (творчество, религия, философия) развитие.

Па взлете – всегда только один из этих процессов (например, Россия 19 в. – «золотой век» культуры при социальном консерватизме и научно-технической отсталости).

Творец культуры – духовно-интеллектуальная элита.

Показатель уровня развития общества – степень развития именно культурного аспекта, а не социального или научно-технического.

Парсонс

Поведение людей обусловлено взаимодействием двух систем:

1) социальной системы (адаптация и выживание в среде – через экономику; достижение своих целей – через политику; объединение с другими индивидами – через право и обычаи; воспроизведение уже известных социальных структур – через веру, мораль, социальное устройство; снятие постоянно возникающего нервного и физического напряжения – через индустрию отдыха),

2) культурной системы (которая не обусловлена биологически, по отношению к социальной системе является направляющей и регулирующей, имеющей основные черты: символичность – язык, картины, нормативность (зависимость от общего мнения), иррациональность – независимость от диктата окружающей среды).

Т.е. основа общества – «культура» в смысле нормативности и символичности.

Истоки культуры – в социальной организации.

-------------------------

Кассирер

Основа культуры – способность человека к постоянной массовой систематической символизации, именно от этого идет отличие его от животного (воображение, внутренний мир).

Накопление опыта не столь существенно, сколько усложнение выдуманных связей (между языками, мифами, искусством, религией и прочими духовными проявлениями).

«Символическая» активность отодвигает физическую реальность на второй план.

«Цивилизованный» человек взаимодействует в своем уме не с реальным миром, а с его символами – в основе различий культур лежат различные способы символизации (языки, мифы, искусство, религия и т.п.) и степень стандартной для данной части человечества символизации.

Леви-Строс

Есть «коллективное бессознательное», отграничивающее людей от животных и лежащее в основе культуры.

Идеализировал нравственные устои первобытного общества: способность первобытного народа к изобретательству гораздо выше, чем у «цивилизованных» народов.

Технический прогресс разрушает гармонию чувственного и рационального начал первобытного общества: сначала человек отделяет себя от реального мира, затем технический прогресс становится разделителем между самими людьми. Как идея превосходства и права на использование человеком живого мира, так и идея господства среди людей порочны.

Человек живет мифами, выдумками, отдаляющими его от реального мира. Раньше они назывались мифами (например, бог), теперь – идеологией (например, коммунизм или идеал арийца).

Дикарь и современник, готовые ради мифа уничтожить реальный мир – очень похожи друг на друга.

Культура и природа

Определяющий признак культуры – стремление преодолеть стихийное в себе и во внешнем мире, отсюда в культурологии необходимо рассмотрение взаимоотношений человека и природы.

Подходы к взаимоотношениям человека и природы:

Фрейд рассматривал в качестве основной задачи человека и его культуры защиту человека от природы в целях самосохранения.

Шарден ввел понятие ноосферы – новую мыслящую оболочку, окружающую Землю с момента появления человека разумного (близко к религии и мировому разуму, религия и наука – две стороны одного и того же феномена, для истинного изучения которого необходимо их слияние).

Вернадский рассматривал вместо новой оболочки новый этап развития биосферы под влиянием деятельности человека.

Воздействие культуры и природы – взаимное:

1) покорение и постановка природы на службу человеку,

2) влияние неподконтрольных природных явлений (в том числе возникших благодаря деятельности человека: озоновые дыры, парниковый эффект, загрязнение океана, исчезновение видов) и исчерпаемости природных ресурсов на деятельность человека).

Основная проблема – оценить текущее состояние дел по плодотворности и перспективам такого взаимодействия.

Два современных взгляда на отношения человека и природы:

1) «научно-технический оптимизм» (НТР автоматически позволит не допустить экологической катастрофы именно в силу развития НТР),

2) «экологический пессимизм» (необходимость прямых и отдельно выделенных природозащитных действий для избежания экологической катастрофы и разрастания отрицательного влияния измененной окружающей среды на здоровье и генофонд, развитие НТР по экономическим и политическим причинам не способно самостоятельно обеспечить предотвращение экологической катастрофы, если такую задачу не поставить особо и не заниматься ею уже сегодня – ЮНЕСКО, Гринпис, Римский клуб).

Задача Римского клуба – углубление понимания особенностей развития человечества в эпоху НТР привлечением внимания и исследованиями «глобальных» проблем, затрагивающих человечество в целом и выходящих за рамки идеологии и политики, существующих только во взаимоотношениях между группами людей.

Фактически от вопроса о выживании и избежании экологической катастрофы осуществляется переход к так называемому «глобалистическому» подходу к анализу культуры (гуманистическая направленность культурологии).

Постулаты «глобалистики»:

1) чувство принадлежности каждого человека к человечеству в целом,

2) отказ от суверенных (т.е. эгоистических) интересов групп ради выживания всего человечества,

3) отказ от насилия при разрешении любых конфликтов ввиду абсурдности подобных действий исходя из постулата №1 и из необходимости совместного выживания.

Основные варианты причин глобальных проблем:

1) огромное воздействие человека на окружающий мир (Римский клуб: виноват неконтролируемый научно-технический прогресс),

2) отсутствие общечеловеческих ценностей в современном капиталистическом мире (марксизм: виновато изначально порочное устройство капитализма).

Основные опасности для человечества в рамках глобалистики (акценты зависят от выбора одной из вышеуказанных причин в качестве основной):

1) ядерная война как следствие раскола мира,

2) демографический взрыв в одних районах и вымирание в других,

3) истощение запасов энергии,

4) отчуждение человека от себе подобных,

5) направленность массовой культуры на удовлетворение сиюминутных потребностей без необходимого акцента на мысли о будущем человечества и природы.

Новое направление «экологии» как науки об отношениях между людьми и природой (исходно – биологическая и физиологическая экология) – культурная экология: упор на роль памяти, истории, преемственности – сохранение лучшего из существующей культурной среды (лучшего – с позиций нравственности и оптимального совместного выживания).

Варианты взаимоотношений человека и природы:

1) абсолютное превосходство природных стихий (древность, в районах с буйной природой),

2) человек как «венец творения» имеет право пользоваться внешним миром,

3) человек – лишь одно из созданий природы, неидеальное порождение «живой материи», так же достойное существования, как и прочая живая природа (над всем этим обычно стоит абсолютный надчеловеческий «божественный» смысл).

Сравнение религий: христианство гораздо более «потребительское» («создание человека, чтобы он владычествовал над всем на земле») и «авторитарное» («страшный суд», «всемирный потоп»), чем, например, буддизм (идея «обладание вещами не ведет к счастью», будда – лишь просвещенный мудрец, а не Создатель или Всесильный).

«Культура» и «цивилизация»

Шпенглер, Тойнби, Сорокин, Бердяев под «цивилизацией» понимали некий завершающий этап развития определенной культуры, когда творческая сила исчерпана, умирает искусство и литература, нет места «героическим» поступкам во благо человека, первую роль начинает играть материальное благополучие, возделывание материальной среды обитания становится основной целью, возникает идея мирового могущества, духовный застой ведет к смерти данной культуры.

Понятие «культура», безусловно, шире, чем «цивилизация», т.к.:

1) применяется как к небольшим группам людей (племенам), так и к целым континентам (Европейская), тогда как понятие «цивилизация» имеет более глобальный общечеловеческий масштаб,

2) понятие «цивилизация» в основном связано с НТР и обычно не включает в себя духовно-гуманистические вопросы и приоритеты, религиозное начало, проблемы «возделывания души» (хотя на западе понятия культуры и цивилизации обычно отождествляются, происходит подмена духа - телом, «высокого» - выгодным).

«Массовая культура»

Один из признаков подлинной культуры – неоднородность, проявление во множестве вариантов.

С этой точки зрения можно говорить о «массовой культуре» как о мировоззрении, отрицающем ценность какого-либо иного мировоззрения, признающем необходимым создание условий для полной унификации стиля мышления, стилей в искусстве и т.п.

Концепция «массового» общества была развита Ортегой-и-Гассетом в эссе «Восстание масс» (1930).

Под «массовой культурой» подразумевается культура в обществе, состоящем в большей степени из людей, утративших собственную индивидуальность и неспособных или не желающих не только выдвигать новые идеи, но и выработать собственную критическую оценку различных суждений в результате таких моментов в развитии человечества (во многом для компенсации его численного роста) как технологизация, усложнение бюрократической системы, высокий уровень развития СМИ, «конвейерный» тип многих установившихся в обществе взаимоотношений и процессов, существование для большинства людей некоторого среднего уровня существования-выживания.

Масса, вместо того, чтобы оценивать идеи своего элитарного меньшинства, поднимается против него и вытесняет его из традиционных областей (политики и культуры), что приводит к отсутствию продвижения вперед и выдвижения идей.

Представитель «массы», не чувствуя и не желая чувствовать себя индивидуальностью, пассивно плывя по жизни без отягощения себя ответственностью перед обществом в целом, довольствуясь достигнутым уровнем материального благополучия и не имея никакого желания меняться и развиваться, автоматически насаждает своему окружению те идеи, которые случайным образом оказались у него в мозгах и не были не только критически осмыслены, но и до конца поняты, но которые удобны для оправдания данного способа существования и идеи незаурядности каждого человека.

Данный вариант культуры удобен тем, кто хочет достигнуть таким образом своих целей (господства, обогащения и т.п.), т.е. фактически является неотъемлемой частью и целью любого тоталитарного режима, навязывающего массам удобную ему идею и отрицающего ценность всего наработанного ранее. В «массовом» обществе есть все предпосылки перехода к тоталитаризму, нейтрализуемые лишь принципами демократии.

«Массовая культура» становится предметом коммерции во всех проявлениях духовной культуры: «индустрия развлечений», «индустрия досуга» (в случае отсутствия проблем с «выживанием», наличия свободного времени или даже необходимости «убивать время») либо порождают «массовое общество», либо поддерживают его существование, давая желанное психологическое расслабление. Для массового рынка свойственна простота, граничащая с примитивностью, развлекательная направленность, обращение к инстинктам.

В культурологии выделяются два взгляда на массовую культуру, обсуждение которых широко используется в политических целях всеми существующими силами, независимо от того, насколько эти силы «хорошие», т.к. существование «массовой культуры» - это факт, с которым нужно считаться:

1) «массовая культура» порабощает и унифицирует творца культуры – личность, пренебрегает классическим наследством, способствует уходу личности от реальной жизни, отвлекает людей от познания самих себя и своего места в мире (Шпенглер, Ортега-и-Гассет, Фромм, Бердяев),

2) «массовая культура» - это лишь закономерное следствие развития научно-технического прогресса, способствует сплочению людей в устойчивую социальную систему, пропагандирует культурные достижения прошлого через широкое тиражирование.

Ортега-и-Гассет, Бердяев высказывали идею о том, что демократия, политически почти идеальная, отрицательно сказывается на развитии культуры, т.к. человек становится культурно зависим от непросветленной массы, где всегда большую роль играют инстинкты, человек вынужден ориентироваться на усредненные и стандартизированные понятия. Массовая культура становится социальным наркотиком, отвлекающим людей от более глубокого духовного осознания мира.

«Контр-культура»

Контркультура (панки и т.п.) – реакция на «массовую культуру» отдельных, часто вполне обеспеченных, слоев общества, большей частью молодежи, состоящая в желании выделиться на общем фоне через объединение в группы большей частью на основе и ради удовлетворения животных инстинктов, возможности легкого расслабления и снятия стресса.

Контркультура критикует бездуховность наиболее богатой части людей, существующих социальных структур, общества потребления в целом, культ мещанского счастья и жизненного успеха. Но одновременно она отрицает также все или большинство духовных ценностей прошлого как в плане нравственности (пропагандируется почти полное снятие «нравственной закомплексованности» в смысле следования общим нормам морали и нравственности), так и в плане искусства, достижений научно-технического прогресса.

В культурологии существует мнение, что контркультура – это результат задержки гражданского и личностного становления современной молодежи и его несинхронности с физиологическим созреванием.

Термин анти-культура в культурологии – вероятно, в смысле «не на благо человека».

Элитарная культура, культура и личность

Идея существования элиты в культуре противопоставляется идее массовой культуры: ориентация на усредненный стандарты, социальную бездуховность неизбежно должны были вызвать акцент на той мысли, что движущей силой общественного и духовного развития всегда являются отдельные личности, «элита», «герои» (Шпенглер, Тойнби, Элиот, Сорокин, Бердяев, Ортега-и-Гассет).

Одним из «духовных отцов» элитарной идеи в развитии культуры является Ницше с его концепцией «сверхчеловека» и нападками на демократическую идеологию, якобы закрепляющую стадные инстинкты толпы. Еще до Ницше об идее «культа героев», «духовных отцов исторического процесса, возвышающихся над анонимной массой» говорил Карлейль, считавший, что если самому способному человеку в стране дать власть и почет, то он будет лучшим, совершенным правительством, до которого далеко любому парламентскому, конституционному государству, т.к. любые «механические изобретения» такого типа никогда не могут быть действительно лучшими.

Общая идея элитарного подхода к истории в том и состоит, что любая духовно не связанная группа людей, толпа, по сути своей пассивна. Прогресс зависит от того, есть ли среди этой толпы личность, способная взять на себя верховенство власти и при этом быть общепризнанным авторитетом («пассионарность» Льва Гумилева).

Бердяев делал акцент на изначально (природно) иерархической структуре человечества: одни рождаются умными и талантливыми, другие – изначально без этих прирожденных качеств. И эта иерархия человеческих способностей и даров, будучи общепризнанной, безусловно даст человечеству несоизмеримо больше, чем иерархия происхождения, иерархия физической силы и должностей. В условиях демократии важная задача – сохранение и поддержание социальной дифференциации на основе реальных заслуг и талантов человека. Демократия, низвергающая любой и всякий иерархизм – это анархия.

Естественно, в условиях политизации общества, идея элитарной культуры широко используется в политических целях для достижения удобного положения для обычно узкого круга лиц. Кроме того, «власть всегда боится не тех, кто против нее, а только тех, кто выше нее» (Солженицын), а история и духовные достижения прошлого – всегда опасные конкуренты, о которых нужно говорить чем меньше, тем лучше, а если говорить, то только в выгодном ракурсе.

Причем индивидуальность духовной направленности личности – основное отличие человека от окружающего мира: «некультурный – значит несвоеобразный» (Леонтьев). Забивание индивидуальности ведет к упадку культуры.

Гуманизм в самом широком понимании – стремление к общечеловеческим ценностям: истине, добру, красоте. Личность – не только главный фундамент культуры, но еще и верховная ценность культуры, цель.

Бердяев: «личность не может быть частью чего-либо, не только общества, но и мира, она есть целое».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: