Предмет и основные понятия этики как науки

Сегодня мы являемся свидетелями по-своему уникальной ситуации. Многие из конкретных наук, изучающих “проблему человека”, добились выдающихся результатов по частным аспектам и вопросам. Сейчас мы знаем (или примерно знаем) как протекают сложнейшие биохимические процессы в коре головного мозга человека; значительно лучше представляем себе взаимодействие человека и природы. Но вряд ли мы можем также точно ответить на основной гуманитарный вопрос: “Ради чего живет человек?”. Отсюда делается вывод: с точки зрения естественно-научного, математического критерия, этика быть наукой не может и не должна. “Этика не является в строгом смысле слова ни наукой, ни даже областью теоретического знания...” – пишет один из ведущих отечественных философов Гусейнов А.А.

Однако это не означает, что этика вовсе не связана с наукой. Она опирается и тесно взаимодействует с конкретными обществоведческими и человековедческими дисциплинами: историей, культурологией, этнографией и многими др. При этом образуются своеобразные междисциплинарные соединения. Так, на сегодняшний день этика включает в себя такие разделы как:

– история нравов;

– социология морали;

– психология морали;

– теория нравственного воспитания;

– история этических учений;

– профессиональная этика.

Этика – это учение о морали, законах ее возникновения и развития. Предметом исследования этики является – мораль, нравственность.

Существует несколько определений данного понятия. Мораль – это особая форма общественного сознания, представляющая совокупность определенных взглядов и чувств, принципов и норм, обычаев и традиций, регулирующих поведение людей в обществе.

Другое определение в наибольшей степени отражает сущность данного понятия. Мораль – это предъявляемая обществом система исторически сложившихся требований, норм и правил поведения человека, верность которым носит добровольный характер.

Отношения между людьми в обществе регулируются моралью. Мораль включена во все сферы общественной жизни: экономическую, политическую, правовую, религиозную, научную, эстетическую и др. Она присутствует везде.

Существуют разные уровни этического знания о природе морали: описательный (описывается «что такое хорошо и что такое плохо»), нормативно-критический («как жить нельзя», как надо жить, чтобы быть добродетельным), теоретический (зачем быть нравственным, зачем быть добрым?) и нормативно-педагогический (как сделать так, чтобы нравственных людей было больше?).

На разных уровнях развития этических знаний решаются разные задачи:

а) на описательном уровне – описывать мораль: нравы, обычаи в обществе;

б) на нормативно-критическом – предписывать, ориентировать, как быть нравственным, какие нормы следует соблюдать;

в) на теоретическом уровне – объяснять мораль, ее происхождение и тенденции развития, необходимость и специфику;

г) на нормативно-педагогическом – учить морали, т.е. способствовать нравственному совершенствованию людей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: