Понятие нравственной культуры. Служебный этикет как ее проявление

Термин «нравственная культура» образовался из двух понятий «нравственность» и «культура». Что такое нравственность было уже рассмотрено выше. Остановимся на понятии «культура».

Слово «культура» происходит от латинского «cultura”, что в переводе на русский означает возделывание, обработка, совершенствование, образование, воспитание. Носителем являются как общество в целом, так и его структурные образования: нации, классы, социальные слои, профессиональные общности и каждый человек в отдельности.

Культура – это духовный потенциал личности в действии. Культуру личности можно представить как единство внутренней и внешней культуры. Под внутренней культурой понимается духовное богатство личности, ее знания и чувства, убеждения и взгляды, ее мировоззрение и жизненные идеалы, принципы, целенаправленность и т.п.; под внешней – степень и форма их реализации в повседневной деятельности, внешний облик, культура общения, определенные умения, навыки, и приемы деятельности и поведения.

Культура представляет собой проявление сущности человека во всех сферах жизни: материальном производстве, социально-политической, духовной и других областях. Культура человека в определенном смысле выступает как своеобразное единство культур: политической, правовой, нравственной, эстетической, профессиональной.

Неотъемлемым элементом общей и профессиональной культуры является культура нравственная.

Нравственная культура личности – это характеристика ее целостного нравственного развития, а также совокупность нравственных качеств (черт), присущих определенному обществу, классу, профессии.

Она включает в себя нравственные знания, чувства и убеждения, потребности, нравственные качества и навыки поведения, этикетные нормы.

Нравственная культура личности реализуется в ее отношении к другим людям, в повседневном общении с ними, базируясь на таких нравственных ценностях, как добро, долг, честь, совесть, справедливость и т.д.

Уровень нравственного развития общества и личности может быть разным: высоким или низким, поскольку степень усвоения нравственных ценностей, выработанных обществом, и в особенности их реализации на практике в разное время различна. Когда эта степень, этот уровень высоки, мы говорим о высокой нравственной культуре общества и наоборот. В переходные периоды нравственная культура (нравственное здоровье) общества и отдельных людей, как правило, резко снижается.

Нравственная культура занимает одно из центральный мест в общей культуре юриста, является показателем его нравственной зрелости, уровня развития нравственного сознания и поведения, в которых реализуются нравственные требования общества.

Остановимся более подробно на структуре и содержании нравственной культуры личности: культуре нравственного сознания, культуре нравственных отношений и культуре общения.

НРАВСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА
Культура нравственного сознания Культура нравственных отношений Культура общения

В нравственном сознании личности можно вычленить два уровня: теоретический (рациональный) и психологический (чувственный). Оба они тесно связаны между собой, воздействуют друг на друга и позволяют наиболее полно и глубоко, умом и сердцем оценивать социальные явления с позиций добра и зла и воздействовать на поступки и дела человека с этих же позиций. Тем не менее было бы ошибкой не замечать различий между ними.

Содержанием теоретического или рационального уровня нравственного сознания являются этические знания, взгляды и идеалы, принципы и нормы, нравственные потребности. Содержание этого уровня нравственного сознания формируется целеустремленно как соответствующими общественными государственными институтами (детсад, школа, вуз, служебный коллектив), так и усилиями самой личности. Элементы данного уровня более устойчивы, они теснее связаны с политическим и правовым сознанием. Они более глубоки и основательны, ибо отражают наиболее существенные связи, закономерности, тенденции моральной жизни общества. Именно в силу этого они могут контролировать и ориентировать, сдерживать нравственные чувства и эмоции личности.

Второй уровень нравственного сознания - психологический, или чувственный, иногда называют уровнем обыденного морального сознания. Он включает в себя богатый спектр моральных чувств, эмоций, симпатий и антипатий, представлений о нравственном и безнравственном, моральных правил, нравов, обычаев и т.д., выработанных и закрепленных личностью в процессе жизненного опыта.

Нравственные чувства непосредственно отражают те или иные стороны реальной действительности и порой оказывают существенное влияние на дела и поступки человека. Культура нравственных чувств говорит о глубине нравственной воспитанности человека, его нравственной культуре.

УРОВНИ НРАВСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ
теоретический (рациональный) психологический (чувственный) (или уровень обыденного морального сознания)
- этические знания, взгляды и идеалы, - принципы и нормы, - нравственные потребности - моральные чувства (эмоции, симпатии и антипатии), - представления о нравственном и безнравственном, моральных правилах, нравах, обычаях, выработанных и закрепленных личностью в процессе жизненного опыта.
формируется общественными государственными институтами (детсад, школа, вуз, служебный коллектив) и усилиями самой личности это первоэлементы морального сознания, формируются стихийно в процессе повседневной жизни, являются основой нравственной позиции личности.

Данные уровни нравственного сознания тесно связаны между собой, воздействуют друг на друга.

Моральные знания и чувства, многократно реализуясь в поступках, в конце концов закрепляются в человеке как его нравственные качества (честность, правдивость, скромность, чувство собственного достоинства, смелость, мужество, выдержка, бдительность, дисциплинированность, самообладание, готовность к самопожертвованию и противоположные им – лживость, нескромность, амбициозность и др.).

Важным структурным элементом нравственной культуры личности является культура нравственных отношений. Нравственные отношения есть особый вид общественных отношений, которые практически не существуют в чистом виде, но являются составной частью любых человеческих отношений, поддающихся нравственной оценке. Нравственные отношения – это своеобразная связь между моральным сознанием и нравственным поведением.

Нормы служебного этикета той или иной профессии предписывают образцы поведения в определенных ситуациях взаимоотношений.

Так, профессиональное общение юристов может происходить в следующих основных формах повседневного служебного общения:

1. Беседы, встречи, переговоры, суды.

2. Прием посетителей.

3. Совещания, собрания, заседания.

4. Посещение организаций, учреждений.

5. Общение в служебном коллективе (субординированные формы общения; общение между коллегами).

6. Телефон, факс.

7. Деловая переписка.

В отношении каждого из этих элементов существует свод определенных правил, которых следует тщательно придерживаться.

Чем выше нравственная культура юриста, чем совершеннее навыки служебного этикета, тем эффективней его профессиональная деятельность.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: