Правила служебного поведения государственного служащего Республики Башкортостан (далее - Правила) устанавливают нормы, обязательные для соблюдения всеми государственными служащими Республики Башкортостан.
Руководители государственных органов, в которых осуществляется государственная служба Республики Башкортостан, обязаны разъяснять положения настоящих Правил государственным служащим.
1. Государственный служащий должен быть честным, беспристрастным, исполнять должностные (служебные) обязанности добросовестно, на высоком профессиональном уровне в целях обеспечения эффективной работы государственного органа.
2. Государственный служащий обязан:
соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина;
осуществлять свою деятельность в рамках установленной законами и иными нормативными правовыми актами компетенции государственного органа;
не оказывать предпочтения каким-либо профессиональным или социальным группам и организациям, быть независимым от влияния со стороны отдельных граждан, профессиональных или социальных групп и организаций;
соблюдать установленные законами ограничения для государственных служащих;
соблюдать политическую нейтральность, не допускать какого-либо влияния на свою служебную деятельность решений политических партий или иных общественных объединений;
проявлять терпимость и уважение к обычаям и традициям народов, учитывать культурные и иные особенности различных этнических, социальных групп и конфессий, способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию;
воздерживаться от поступков, которые могли бы вызвать сомнение в объективном исполнении должностных (служебных) обязанностей, а также избегать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб репутации и авторитету государственного служащего и государственного органа;
соблюдать необходимую конфиденциальность, соответственно обращаться с информацией и документами, полученными при исполнении или в связи с исполнением своих служебных обязанностей;
быть вежливым, корректным и внимательным в обращении с гражданами и представителями организаций, а также в своих отношениях с коллегами и подчиненными;
уважительно относиться к деятельности представителей средств массовой информации по информированию общества о работе государственного органа, а также оказывать им в установленных законами случаях и порядке содействие в получении достоверной информации.
3. При угрозе возникновения конфликта интересов - ситуации, когда личная заинтересованность влияет или может повлиять на объективное исполнение должностных (служебных) обязанностей, государственный служащий должен сообщать об этом непосредственному руководителю и выполнять его решение, направленное на предотвращение или урегулирование данного конфликта интересов.
Государственный служащий, наделенный организационно-распорядительными полномочиями по отношению к другим государственным служащим, обязан принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов.
4. Государственный служащий не вправе:
допускать, чтобы его частные интересы сталкивались с его служебными обязанностями, либо препятствовали добросовестному исполнению должностных (служебных) обязанностей;
использовать свое служебное положение для оказания влияния на деятельность государственных органов, организаций, должностных лиц, государственных служащих и граждан при решении вопросов, лично его касающихся;
принимать подарки, услуги, приглашения, любые другие выгоды, предназначенные для него или его семьи, родственников, близких друзей, а также для лиц или организаций, с которыми государственный служащий имеет служебные отношения, способные повлиять или создать видимость влияния на беспристрастность исполнения своих служебных обязанностей.
[1] Философский словарь под ред. И.Т. Фролова. – М.: Издательство «Республика», 2001. – С. 342.
[2] Гражданская служба: нравственная основа, профессиональная этика. Учебное пособие / Под общ. ред. В.М. Соколова и А.И. Турчинова. – М., Изд. РАГС: Статут, 2006. – С. 16.
[3] Гражданская служба: нравственная основа, профессиональная этика. Учебное пособие / Под общ. ред. В.М. Соколова и А.И. Турчинова. – М., Изд. РАГС: Статут, 2006. – С. 18.
[4] Цицерон М. Т. Избранные сочинения. – М., 1975. – С. 252.
[5] Великие мысли великих людей. – Омск, 2000. – С. 371.
[6] Тайлор Э. Б. Первобытная культура. – М., 1989. – С. 21.
[7] Бучило Н.Ф., Чумаков А.Н. Философия: учеб. пособие. – М., 2001. – С. 336.
[8] Букреев В.И., Римская И.Н. Этика права: от истоков этики права до мировоззрения. – М., 2000. – С. 185.
[9] Подробнее о подходах к разделению понятий «мораль» и «нравственность» см.: Новая философская энциклопедия: в 4 т. – М., 2001. Т. 3. – С. 110; Этика: энциклопедический словарь / под ред. Р.Г. Апресяна и А.А. Гусейнова. – М., 2001. – С. 320–321; Карлин А.С. Культурология. – СПб., 2001. – С. 501–503; Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика: учебник. – М., 2000. – С. 10–11 и др.
[10] Гражданская служба: нравственная основа, профессиональная этика. Учебное пособие / Под общ. ред. В.М. Соколова и А.И. Турчинова. – М., Изд. РАГС: Статут, 2006. – С. 20.
[11] Белолипецкий В.К., Павлова Л.К. Этика и культура управления. Учеб. пособие. – М., Издательский центр «Март», 2004. – С. 11, 12.
[12] См.: Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. – М.; СПб., 1882. Т. 4. – С. 224–225.
[13] Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» № 79 – ФЗ от 27 июля 2004 года. – Ст. 2, 3.
[14] Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» № 79 – ФЗ от 27 июля 2004 года. – Ст. 18, 19.
[15] См.: Какую Россию мы строим: Выступление В.В. Путина при представлении ежегодного Послания Президента РФ Федеральному Собранию РФ 8 июля 2000 г. // Российская газета. 2000. 11 июля.
[16] Путин В.В. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию. Документы и материалы. – М., 2007, 26 апреля.
[17] Новая философская энциклопедия. – М., 2000. – С. 381.
[18] Социологический энциклопедический словарь / Ред. Г.В. Осипов. – М., 1996. – С. 162–163.
[19] Указ Президента РФ от 12 августа 2002 г. № 885 «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих» (с изменениями от 20 марта 2007 г.).
[20] Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» № 79 – ФЗ от 27 июля 2004 года. – Ст. 17.
[21] Вебер М.Избранные произведения. – М., 1990. – С. 690.
[22] Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» № 79 – ФЗ от 27 июля 2004 года. П.1. ст. 18.
[23] Материалисты Древней Греции. – М.,1955. – С. 158.
[24] Указ Президента Российской Федерации от 12 августа 2002 г. «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих», п. 2 (с изменениями от 20 марта 2007 г.).
[25] 106 философов: жизнь, судьба, учение. – Симферополь, 1995. – С. 159.
[26]Кант И.Критика практического разума //Соч. Т. 4. Ч. 1. – М., 1965. – С. 270.
[27] Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» № 79 – ФЗ от 27 июля 2004 года. – Ст. 18.
[28] Там же. П. 13, 14.
[29] Там же. Ст. 18. п. 6.
[30] См.: Овсяненко Д.М. Государственная служба Российской Федерации. – М., 2003. – С. 86–88.
[31] Бастрыгин С. Изменить отношение к чиновнику // Государственная служба. 2004. № 1. – С. 53.
[32] Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» № 79 от 27 июля 2004 г., ст. 14.
[33] Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» № 79 – ФЗ от 27 июля 2004 года. – Ст. 17. п. 1 (б).
[34] Ильичева Л. Лоббизм в структурах законодательной и исполнительной власти // Государственная служба. 2002. № 2. – С. 102–103 и др.
[35] Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» № 79 – ФЗ от 27 июля 2004 года. – Ст. 17. п. 3.
[36] Там же. Ст. 17. п. 4.
[37] Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» № 79 – ФЗ от 27 июля 2004 года. – Ст. 17. п. 5.
[38] Там же. Ст. 17. п. 8.
[39] Там же. Ст. 17. п. 9..
[40] Там же. Ст. 17. п. 6.
[41] Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» № 79 – ФЗ от 27 июля 2004 года. – Ст. 17. п. 6.
[42] Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» № 79 – ФЗ от 27 июля 2004 года. – Ст. 17. п. 7.
[43] Там же. Ст. 17. п. 11.
[44] Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» № 79 – ФЗ от 27 июля 2004 года. – Ст. 17. п. 10.
[45] Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» № 79 – ФЗ от 27 июля 2004 года. Ст. 17. п. 13.
[46] Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» № 79 – ФЗ от 27 июля 2004 года. Ст. 17. п. 14.
[47] Путин В.В. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию. Документы и материалы. – М., 2007 г. 26 апреля. – С. 1.
[48] См. Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. – 7-е изд., переработанное и дополненное. – М.,: Республика, 2001. – С. 700.
[49] Белолипецкий Р.К., Л.Г. Павлова. Этика и культура управления: Учебно-практическое пособие. – М., ИКЦ «МарТ», 2004. – 384 с. 3. Зарайченко В.Е. Этикет государственного служащего: Учебное пособие. – М.: ИКЦ «МарТ», 2006. – 320 с. 3. Ионова А.И. Этика и культура государственного управления: Учебное пособие. – М.: Изд-во РАГС, 2004. – 176 с. Кибанов А.Я., Захаров Д.К., Коновалова В.Г. Этика деловых отношений: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2005. – 368 с. Гражданская служба: нравственные основы, профессиональная этика: Учебное пособие / Под общей редакцией В.М. Соколова и А.И. Турчинова. – М.: Издательство РАГС, Статут, 2006. – 333 с.
[50] Кодекс (от лат. codex) – единый систематизированный нормативный акт, совокупность правил, норм, предписываемых к исполнению.
[51] См. Словарь по этике. – М., 1989. – С.278.
[52] Терминологический словарь «Социология государственной службы». – Ростов Н/Д, 1995.
[53] См.: Дж. Ягер. Деловой этикет. Как выжить и преуспеть в мире бизнеса. – М., 1994.