Будучи важнейшей общечеловеческой категорией, труд представляет собой многоплановое, многоаспектное понятие, требующее всестороннего рассмотрения в качестве предмета исследования и совершенствования. Объективная потребность в расширении знаний о труде как основы жизнедеятельности человека и общества служит постоянным источником раскрытия новых граней и возможностей в определении предмета экономики и социологии труда как науки. С одной стороны, это обусловлено развитием экономической теории в целом, а с другой, - развитием всего арсенала средств научно-технического прогресса, повышающих эффективность труда и улучшающих условия жизни людей. В этой связи необходимо раскрыть сущность труда с точки зрения экономики и социологии и показать связь экономики и социологии труда с другими научными дисциплинами.
Переход к рыночной экономике, естественно, выдвигает на первый план такую основополагающую категорию, как эффективность труда, т.е. соотношение между его результатами и затратами. Под этим углом зрения определяется роль экономики и социологии труда как отрасли науки, изучающей закономерности и способы наилучшего использования, воспроизводства и обогащения главной производительной силы общества - человеческого ресурса и стимулирования эффективной трудовой деятельности людей по достижению максимального удовлетворения их материальных и духовных потребностей.
|
|
Среди задач, решаемых экономикой и социологией труда, важное место занимают методы измерения результатов труда по количеству и качеству произведенной продукции, выполненных работ и оказанных услуг, а также методы измерения и оценки затрат труда, их нормирования и регулирования. На этой основе создается экономический механизм, обеспечивающий заинтересованность трудовых коллективов и каждого работника в постоянном снижении издержек производства, гарантированной оплате в зависимости от доли личного и коллективного вклада в полученную предприятием выручку за произведенную продукцию. Вместе с тем экономика и социология труда сосредоточивает внимание на вопросах эффективизации труда (т.е. увеличения полезного результата на единицу затрат используемых ресурсов), развития и использования трудового потенциала в условиях функционирования рынков труда, формирования доходов и уровня оплаты труда, а также на тех социально-трудовых вопросах, которые непосредственно связаны с ценообразованием, налоговой политикой и другими общеэкономическими проблемами на микро- и макроуровнях.
Изучением социальных проблем труда и выработкой соответствующих рекомендаций занимается специальная отрасль социологической науки - социология труда. Помимо проблем, непосредственно касающихся трудовой деятельности, социальный аспект находит отражение при решении вопросов уровня жизни и социального развития, складывающегося в результате труда. Социальная сущность труда характеризуется, прежде всего, степенью его свободы, что означает необходимость рассмотрения социальных проблем в органической взаимосвязи с трудовым правом как специальной отраслью юридической науки. Вся история развития общества убедительно показывает, что рабский, подневольный труд, не говоря уже о его бесчеловечности, не может быть эффективным. Труд принудительный может быть сохранен разве лишь применительно к определенным категориям преступников, отбывающих наказание. Но степень свободы сама по себе тоже должна быть предметом свободного выбора (в том числе выбора форм собственности), обусловленного складом характера и желанием человека, его предрасположенностью и готовностью к самостоятельным действиям и даже к тому, чтобы идти на риск или быть готовым лишь к выполнению полученных указаний, т.е. речь идет о склонности к творческой (в том числе предпринимательской) либо, наоборот, рутинной работе.
|
|
Связь экономики и социологии труда с его физиологической сущностью обусловлена тем, что в процессе труда человек расходует мышечную и нервно-психическую энергию, в результате чего в его организме возникают функциональные изменения. Эти изменения в определенных допустимых пределах не только носят обратимый характер, но и являются полезными, даже необходимыми для жизнедеятельности как тренирующий фактор, поскольку неиспользованные способности к труду с течением времени угасают. Но при превышении этих пределов могут возникнуть необратимые изменения, оказывающие вредное влияние на здоровье и работоспособность человека. В этом случае требуется затрачивать определенные средства на улучшение условий труда и обеспечение его безопасности, а также на предоставление разного рода льгот и компенсаций работникам. Изучением функциональных изменений в организме человека в процессе труда занимается специальная отрасль физиологической науки - физиология труда, вырабатывающая рекомендации по рациональному использованию физиологических способностей личности, выявлению и устранению отрицательных факторов производственной среды, влияющих на организм человека, введению физиологически обоснованных режимов труда и отдыха, снижению утомляемости, применению техники и технологии, облегчающих тяжелый физический и напряженный умственный труд.
С точки зрения психологии труд рассматривается как процесс сознательной деятельности, в котором решающее значение имеют психологические качества человека, его поведение сообразно цели, содержанию, предмету, орудию и методам труда, а также в отношении своих коллег по совместному труду. Изучением этих вопросов занимается специальная отрасль психологической науки - психология труда, вырабатывающая рекомендации по двум основным направлениям:
- обеспечение наибольшей привлекательности содержания и условий труда применительно к определенным категориям работников и видам деятельности на основе использования положений инженерной психологии, эргономики и эстетики;
- создание нормального психологического климата во взаимоотношениях членов коллектива на основе использования положений социальной психологии.
В правовом отношении важное значение имеет то, что, принцип свободного труда отражен в конституционном признании права граждан на труд при одновременном отказе от признания труда их обязанностью, поскольку нельзя человека заставить работать. Есть люди, для которых труд составляет смысл жизни, и есть те, кто питает отвращение к труду или, по крайней мере, безразличны к нему, предпочитающие жить на нетрудовые доходы. Между этими крайними категориями - широкий диапазон отношения человека к труду как источнику зарабатывания средств существования, способу самовыражения, повышения своей роли в обществе. Поэтому необходим индивидуальный подход к определению, оценке и усилению мотивов к труду каждого человека, исходя из его предпочтений: интересная по содержанию работа, размер заработка, условия труда, служебное продвижение, пользование социальными услугами. Важный аспект, раскрывающий социальную сущность труда и его правовое обеспечение, касается социальной защищенности работающих. Здесь имеются в виду правовые гарантии обеспечения занятости и компенсации вынужденной незанятости (безработицы), повышение покупательной способности населения, поддержка малообеспеченных групп.
|
|
Главное условие эффективного труда - наличие у каждого работника необходимого уровня теоретической и практической подготовки к выполнению возложенных на него трудовых функций. В этой связи существенная роль принадлежит специальной отрасли педагогической науки - педагогике труда, призванной создавать новые, прогрессивные концепции, организационные формы и методы обучения рабочих, специалистов и руководителей, повышения их квалификации и переподготовки непосредственно на предприятиях, в специальных средних и высших учебных заведениях, на базе фирм, разрабатывающих и производящих новую технику и средства программного обеспечения.
Затрачиваемые на обучение средства окупаются повышением цены рабочей силы на рынке труда, улучшением деятельности предприятий на рынке товаров и услуг.
Экономика и социология труда как прикладная наука не сможет выполнить своих задач, если не будет опираться на современную технологию и организацию трудовой деятельности, составляющие с ней единое целое.
С технологической точки зрения труд представляет собой процесс последовательного осуществления различных операций по преобразования предмета труда, их обслуживанию и обеспечению с использованием технических средств, обусловленных принятой технологией. Недостаточная разработка вопросов технологии применительно к трудовым процессам снижает эффективность использования современных технологий и автоматизированных систем в производстве, поэтому назрела необходимость разработки научных основ технологизации трудовых процессов, т.е. проектирования рациональных методов и приемов труда на базе компьютеризации и использования других технических средств в качестве неотъемлемой части инженерно-технической подготовки производства, процессов обслуживания и управления. Неразрывная связь трудовых процессов с применяемой технологией обусловливает выбор приоритетных направлений ее совершенствования, ориентированный на снижение трудоемкости продукции и повышение ее качества, сокращение количества ручного непривлекательного труда на основе развития автоматизации во всех сферах деятельности.
|
|
Особо следует отметить развитие такого технологического направления, как логистика, которая изучает методы построения процессов движения материальных и информационных потоков в производстве продукции, что способствует улучшению кооперации работников в процессе совместного труда. При этом выделяются два типа логистических систем: первый предназначен для непосредственного регулирования материальных потоков между рабочими местами как внутри одного предприятия или фирмы, так и у поставщиков и потребителей; второй - для регулирования информационных потоков между лицами, принимающими решения в рамках сетевой системы.
С организационной точки зрения труд характеризуется как система обеспечения взаимосвязи человека со средствами производства и окружающей средой и как система разделения функций и координации действий участников совместного труда. Изучением этих вопросов занимается теория организации с ее прикладными отраслями - организацией труда, производства и управления. На этой основе разрабатываются практические рекомендации по организации и обслуживанию рабочих мест, организации трудовых коллективов и управлению персоналом, определению и разграничению функций работников и структурных звеньев в производстве и управлении. Интегрирующая роль организации проявляется в обеспечении комплексного, системного изучения проблем труда по всем рассмотренным аспектам и направлениям. Организационный фактор особенно наглядно проявляется в формировании культуры труда, которая характеризуется, во-первых, культурой внешней среды, т.е. рабочей обстановки, и, во-вторых, культурой поведения человека в процессе трудовой деятельности, т.е. умением работать с полным знанием дела, без штурмовщины, рационально используя рабочее время, соблюдая морально-этические и правовые нормы во взаимоотношениях с коллегами по работе.
В своих исследованиях экономика и социология труда широко использует статистические данные, характеризующие массовые явления и процессы в области общественной организации труда, а также статистические приемы и способы исследования экономических явлений: группировки, средние, индексы и т.д. Понятно, что и сама статистика труда использует выводы экономики труда о закономерностях развития общественной организации труда. Тесная взаимосвязь этих наук особенно наглядно обнаруживается при планировании труда. В этом случае статистические группировки отчетных данных широко используются в планировании производительности труда, численности работающих, заработной платы и т.д. В свою очередь, разработанные экономикой труда показатели плана по труду определяют и круг соответствующих показателей статистической отчетности по труду.
Таким образом, изучение общих закономерностей общественной организации труда и разработка научных рекомендаций по проблемам труда не могут быть успешными на базе одной экономики и социологии труда. Для этого требуются широкие универсальные знания, ибо труд - чрезвычайно сложное многогранное явление, труд неотделим от человека, а проблема человека в обществе - важнейшая и центральная проблема как социальных, так и естественных наук.