Его виды и функции

Труд является основой жизнедеятельности и развития человека. В самой человеческой природе изначально заложена потребность трудиться как необходимое и естественное условие существования. Столь же необходимым и естественным является труд с точки зрения его роли в обществе, имея в виду труд отдельных работников и коллективов как товаропроизводителей, осуществляемый путем их взаимодействия в рамках той или иной общественной системы.

В условиях рыночных отношений человек - субъект труда - может реализовать свой трудовой потенциал двояко: либо на основе самозанятости, т.е. когда он выступает как самостоятельный товаропроизводитель, реализующий свою продукцию на рынке; либо как наемный работник, предлагающий свои услуги товаропроизводителю-работодателю, субъекту собственности. Определяя цели, способы и результаты труда, товаропроизводитель решает три главных вопроса: какие продукты, в каком количестве и когда должны быть произведены; как эти продукты надо произвести, из каких ресурсов, с помощью какой технологии; для кого эти продукты должны быть произведены. Следовательно, первый вопрос предопределяет труд как сознательную деятельность, второй - как целесообразную, рациональную деятельность, третий - как общественно полезную деятельность.

Следует отметить, что в настоящее время отсутствует единое, общепризнанное определение понятия труда. Различные трактовки этого понятия во многом перекликаются и отражают схожие идеи. Приведем несколько примеров:

труд - это целесообразная деятельность по созданию благ и услуг, которая должна быть эффективна и рациональна;

труд - осознанная, энергозатратная, общепризнанная целесообразной деятельность человека, людей, требующая приложения усилий, осуществления работы;

труд - объективно присущая человеку сфера деятельности по превращению располагаемых им природных, материальных и интеллектуальных ресурсов в необходимый для личного или общественного потребления продукт;

труд - целесообразная деятельность человека, в процессе которой он при помощи орудий труда воздействует на природу и использует ее в целях создания предметов, необходимых для удовлетворения своих потребностей.

Наиболее точно, на наш взгляд, природу труда отражает следующее определение: труд - это целесообразная общественно-полезная деятельность человека, направленная на создание материальных и культурных ценностей, необходимых для удовлетворения его потребностей. При этой трактовке понятия труда не всякая работа, не всякая деятельность может быть названа трудом. Она должна иметь полезность, нужность для общества в целом, она не должна противоречить действующему в стране законодательству. С этой точки зрения нельзя назвать трудом деятельность, например, вора или браконьера.

Воздействуя на окружающую природную среду, изменяя и приспосабливая ее к своим потребностям, люди не только обеспечивают свое существование, но и создают условия для развития и прогресса общества. Любой процесс труда предполагает наличие предмета труда, средств труда, технологии и самого труда как деятельности по приданию предмету труда необходимых человеку свойств.

Предметы труда - это все то, на что направлен труд, что, претерпевает изменения для приобретения полезных свойств и удовлетворения тем самым человеческих потребностей (земля и ее недра, флора и фауна, сырье и материалы, полуфабрикаты и комплектую­щие изделия, энергетические, материальные и информационные потоки и т.д.).

Средства труда - это то, при помощи чего человек воздействует на предметы труда. К ним относятся машины, механизмы, инструменты, приспособления и другие орудия труда, а также здания и сооружения, создающие необходимые условия для эффективного использования этих орудий.

Средства производства - это совокупность средств труда и предметов труда. Технология - это способ воздействия на предметы труда, порядок использования орудий труда.

В результате завершения процесса труда образуются продукты труда - вещество природы, предметы или другие объекты, обладающие необходимыми свойствами и приспособленные к человеческим потребностям.

Процесс труда - явление сложное, многоаспектное. Основными формами проявления труда являются:

1. Затраты человеческой энергии. Это психофизиологическая сторона трудовой деятельности, выражающаяся в расходовании энергии мускулов, мозга, нервов, органов чувств. Затраты энергии человека определяются степенью тяжести труда и уровнем нервно-психологической напряженности, они формируют такие состояния как утомление и усталость. От уровня затрат человеческой энергии зависят работоспособность, здоровье человека и его развитие.

2. Взаимодействие работника со средствами производства - предметами и средствами труда. Это организационно-технологический аспект трудовой деятельности. Он определяется уровнем технической оснащенности труда, степенью его механизации и автоматизации, совершенством технологии, организацией рабочего места, квалификацией работника, его опытом, применяемыми им приемами и методами труда и т.д. Организационно-технологические параметры деятельности предъявляют требования к специальной подготовке работников, к их квалификационному уровню.

3. Производственное взаимодействие работников друг с другом как по горизонтали (отношение соучастия в едином трудовом процессе), так и по вертикали (отношение между руководителем и подчиненным) определяет организационно-экономическую сторону трудовой деятельности. Она зависит от уровня разделения и кооперации труда, от форм организации труда: индивидуальной или коллективной, от численности работающих, организационно-правовой формы предприятия (учреждения).

Сам по себе труд весьма разнообразен, что отражается в его разновидностях. С точки зрения Г.Э. Слезингера [12], можно выделить четыре группы признаков, которые позволяют отличить различные виды трудовой деятельности друг от друга: характер и содержание труда; предмет и продукт труда; средства и способы труда; условия труда.

По характеру и содержанию труд может быть: наемным и частным; индивидуальным и коллективным; по желанию, необходимости и принуждению; физический и умственный и т.д.

По предмету и продукту труд подразделяется: на научный, инженерный, управленческий и производственный; предпринимательский и инновационный; промышленный, сельскохозяйственный, транспортный и т.д.

По средствам и способам труд может быть: ручным, механизированным и автоматизированным; низко, средне- и высокотехнологичным; с разной степенью участия человека и т.д.

По условиям различают: труд стационарный и передвижной; наземный и подземный; легкий, средней тяжести и тяжелый; привлекательный и непривлекательный и т.д.

Роль труда в развитии человека и общества проявляется в его функциях. Функции общественного труда выражают изменение его содержания во времени в зависимости от уровня развития производительных сил. Можно выделить следующие функции:

1. Труд как средство к жизни, как способ и мера удовлетворения человеческих потребностей. Первая функция самая древняя и важная. Она выступает основой всех других функций. Человек, прежде чем заниматься духовной и иной возвышенной деятельностью, должен удовлетворить хотя бы минимальные потребности в пище, одежде, жилье и т.д. Главным направлением трудовой деятельности в этом качестве становится обмен веществ между человеком и природой.

2. Труд как основа существования общества, источник вещественного богатства, фактор общественного прогресса. По мере удовлетворения потребностей человека труд становится источником вещественного богатства (жилье, заводы, фабрики, учебные заведения, больницы, дороги и т.д.), фактором общественного прогресса (движением к более совершенным видам труда, организации производства и общества).

3. Труд как фактор развития самого человека, как сфера утверждения личности. Человек, осуществляя в нормальных условиях труд, испытывает от него определенное удовлетворение, ощущает и осознает необходимость его для общества, благотворное влияние труда на развитие своих качеств. Иначе говоря, труд способствует развитию самого человека. Когда человек создает нечто новое, полезное, не встречающееся в природе, это вызывает у него чувство гордости, выступает сильным побудительным мотивом для новых дел и достижений, оказывает влияние на его социальный и психологический облик, формирует из него творческую личность. Всестороннее развитие личности достижимо при очень высоком уровне развития производительных сил и социально-экономических отношений (компьютеризированное производство, полная занятость, высокие доходы населения, гражданское общество и т.д.).

Таким образом, следствием трудовой деятельности становится, с одной стороны, насыщение рынка товарами, услугами, культурными ценностями, с другой, - прогресс производства, появление новых потребностей и их последующее удовлетворение. Это экономическая роль труда.

В свою очередь, развитие и совершенствование производства благотворно сказывается на воспроизводстве населения, повышении его материального и культурного уровня. Это социальная роль труда. Такова идеальная схема воздействия труда на человека и общество.

Вопросы для контроля и обсуждения

1. Охарактеризуйте роль экономики и социологии труда как отрасли экономической науки, изучающей проблемы труда. По каким направлениям и аспектам она решает свои задачи во взаимосвязи с другими научными дисциплинами?

2. Раскройте сущность и функции труда. Покажите роль труда в развитии человека и общества.

3. Назовите элементы, которые участвуют в трудовом процессе. Какова роль каждого из них в осуществлении процесса и как человек взаимодействует с ними?

4. По каким признакам можно классифицировать все многообразие видов труда? Какие из них нежелательны для человека и должны всячески сокращаться, а какие, напротив, заслуживают широкого применения?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: