Основные теории потребностей и мотиваций

Проанализируем основные теории и концепции потребностей и мотиваций с точки зрения перспектив использования их фундаментальных положений в современных условиях регулирования социально-трудовых отношений, построения и организации систем стимулирования труда, занятости, социальной защиты населения и т.д.

В XIX в. на Западе господствовала концепция, согласно которой в основе человеческих устремлений и действий индивидуумов лежит желание получить удовольствие или избавление от обратного чувства. Она базировалась на древнегреческой философии гедонизма (гедонизм - удовольствие). Затем, на рубеже XX в., возникла новая теория, рассматривающая инстинкты в качестве побудительных источников человеческих действий. Импульсы и инстинкты считал причиной человеческой деятельности и Зигмунд Фрейд.

В 20-е годы XX в. на волне острой критики инстинктивных концепций появились теории бихевиористов, которые объяснили поведение человека осознанными реакциями и рефлексами.

Современные научные модели мотиваций исходят в большей мере из того, что действия индивидуума определяются системой потребностей. В 1938 г. ученый Г. Моррей, не придавая особого значения иерархическому порядку потребностей и считая их равновеликими первопричинами действий индивидуумов, составил каталог потребностей: агрессия, акцентирование чувств, достижение, защита, избежание боли, избежание провала, контроль, власть, независимость, отступление, отход, подчинение, половая жизнь, помощь, забота, порядок, почтительность, восхищение, симпатия, расположение, сопротивление, социальные контакты, страсть к знаниям, страсть к игре, эффект впечатления.

Первый шаг в классификации потребностей и мотивов действий сделан Е. Шпрангером. Он выделил шесть основных групп мотивов: теоретические; экономические; эстетические; социальные; политические; религиозные.

В современных исследованиях выделяются содержательные теории мотивации и процессуальные теории мотивации

Содержательные теории. К числу наиболее известных принадлежит иерархия потребностей человека, разработанная в 40-е гг. XX в. Абрахамом Маслоу.

Потребности самовыражения

 
 


Потребности в уважении

Социальные потребности


Потребности в безопасности и защищенности

Физиологические потребности

Теория основана на том, что потребности имеют иерархическую структуру и могут быть упорядочены по мере возрастания их важности для человека, т.е. прежде, чем потребность следующего уровня начнет влиять на поведение человека, должна быть в основном удовлетворена потребность более низкого уровня.

Физиологические потребности связаны с обеспечением выживания. Они включают потребности в еде, воде, убежище, отдыхе и т.д. Согласно теории Маслоу человек работает прежде всего для удовлетворения своих физиологических потребностей. Формами их реализации могут быть оплата труда, премии, пособия и т.п.

Потребности в безопасности и защищенности включают потребности в защите от физических и психологических опасностей со стороны окружающего мира и уверенность в том, что физиологические потребности будут удовлетворены и в будущем (например, системой пенсионного обеспечения, страхования от болезней, бонусами, дивидендами в виде акций фирмы и т.д.).

Социальные потребности (потребности в причастности) - это чувство принадлежности к чему или кому-либо, чувство социального взаимодействия, привязанности и поддержки. Проявлением социальных потребностей является принадлежность к предприятию, бригаде, трудовому коллективу, семье, ощущение причастности к делам фирмы и др.

Потребности в уважении включают потребности в самоуважении, признании своей компетентности в чем-либо, уважении со стороны окружающих, признании человека как личности. Они удовлетворяются посредством власти над другими, обращения к индивиду за советами, престижностью должности и т.д.

Потребности самовыражения - это потребности в реализации своих потенциальных возможностей, развитии личности. Они могут удовлетворяться через служебный рост, возможность гордиться своей работой, овладение новыми знаниями, рост квалификации и т.д.

Поскольку с развитием человека расширяются его потенциальные возможности, потребности в самовыражении никогда не могут быть полностью удовлетворены, а значит, процесс мотивации деятельности через потребности бесконечен.

Для того чтобы более высокий уровень иерархии потребностей начал влиять на поведение человека, не обязательно полное удовлетворение потребностей более низкого уровня. Например, люди начинают искать свое место в трудовом коллективе, т.е. удовлетворять социальные потребности, задолго до того, как будут обеспечены их потребности в безопасности или полностью удовлетворены физиологические потребности.

Таким образом, теория Маслоу помогает понять, что лежит в основе стремления работника к труду с учетом изменяющихся условий. В частности, раньше в развитых странах с рыночной экономикой отношение к работе мотивировалось почти исключительно экономическими стимулами, ибо поведение людей определялось в основном их первичными потребностями низших уровней. Сегодня ситуация изменилась. Для большинства наемных работников США, Японии, Швейцарии, Германии и других развитых стран физиологические потребности и потребности в безопасности удовлетворены настолько, что играют уже второстепенную роль и потребности высших уровней (вторичные потребности) могут служить более мощными факторами развития производства, чем потребности низших уровней. В то же время следует учитывать, что изменение ситуаций может усиливать или ослаблять те или иные мотивации. Поэтому руководители предприятий, предприниматели должны активно реагировать на эти изменения и вовремя корректировать методы (способы) удовлетворения потребностей работников.

Например, на каком-то этапе эффективно действуют такие методы удовлетворения потребности в уважении, как продвижение работника по служебной лестнице и высокая оценка достигнутых им результатов. Однако через определенное время они по каким-то причинам перестают срабатывать. Значит надо вовремя изменить мотивации и применить новые действенные методы, связанные, допустим, с предложением более содержательной работы, привлечением работника к формулировке целей и выработке решений, делегированием ему дополнительных прав и полномочий и т.д.

Во второй половине 50-х гг. XX в. Ф. Герцберг разработал еще одну модель мотивации, основанную на потребностях. В соответствии с ней мотивация к содержательному труду доминирует над гигиеническими факторами (условиями работы, оплатой труда, отношениями с руководством, коллегами, подчиненными и др.). По мнению Герцберга, это наиболее сильный реальный мотив, выражающий естественную потребность человека в развитии и совершенствовании. Именно стремление к удовлетворению этой потребности побуждает работника постоянно повышать производительность труда и профессиональное мастерство. Соответствующие гигиенические факторы необходимы лишь для того, чтобы влиять на неудовлетворенность трудом в целом, они не вызывают активной потребности к эффективному труду.

В рамках данной теории предложен так называемый метод обогащения труда. Суть его в необходимости расширения сферы труда не только горизонтально (путем добавления аналогичных функций), но также и вертикально, предоставляя дополнительную свободу в принятии решений. Вертикальное расширение выражается в обогащении труда более содержательными и творческими функциями путем, например, сочетания нескольких последовательных операций на одном рабочем месте, поручения работнику целого цикла операций, предоставления относительной автономии в выполнении работы и т.д.

Теория обогащения труда основана на предположении, что работники должны быть лично заинтересованы в выполнении той или иной работы. Обогащение труда направлено на структурирование трудовой деятельности таким образом, чтобы дать возможность исполнителю почувствовать сложность, значимость порученного ему дела, самостоятельность и независимость в выборе решений, отсутствие монотонного труда, ответственность за реализацию задачи.

Среди сотен фирм США, которые используют теорию обогащения труда для устранения негативных последствий утомления и связанного с этим падения производительности труда, такие крупные компании, как «Ай Ти энд Ти», «Америкэн эйрлайнз», «Тексас инструментс» и др.

В то же время в практической деятельности следует учитывать некоторые недостатки теории Герцберга. В частности, как показывают исследования, предположение о наличии сильной корреляции между удовлетворением от работы и производительностью труда не всегда правомерно. Например, общение с коллегами способствует удовлетворению социальных потребностей работника. Однако тот же работник может считать общение с коллегами более важным делом, чем выполнение порученной ему работы. Таким образом, несмотря на высокую степень удовлетворения работой, производительность труда может быть недостаточно высокой. Учитывая тот факт, что социальные потребности играют очень важную роль, введение таких мотивирующих факторов, как усиление ответственности за порученное дело, может не оказать мотивирующего воздействия и не способствовать увеличению результативности труда. Поэтому мотивацию надо воспринимать в определенной степени как вероятностный процесс. То, что мотивирует данного работника в конкретной ситуации, может не оказать никакого воздействия на него в другое время или на другого работника в аналогичной ситуации.

Следующей моделью мотиваций, основанной на потребностях высших уровней, является теория Д. Мак-Клелланда, согласно которой людям присущи три потребности: власти, успеха и причастности.

Потребность власти выражается как желание воздействовать на других людей. Применительно к иерархической структуре Маслоу потребность власти по своему уровню располагается между потребностями в уважении и самовыражении. По теории Мак-Клелланда люди с потребностью власти чаще всего энергичные, откровенные, принципиальные, смелые. Это не обязательно рвущиеся к власти карьеристы в негативном значении данного слова.

Потребность успеха также находится между потребностью в уважении и потребностью в самовыражении. Удовлетворение этой потребности связано с процессом доведения работы до успешного завершения. Люди с развитой потребностью успеха (по Мак-Клелланду) умеренно рискуют, берут на себя личную ответственность.

Потребность в причастности (социальные потребности) по данной теории аналогичны соответствующим потребностям по Маслоу. Люди с развитой потребностью причастности стремятся к социальному общению и деловым контактам.

Согласно теории Мак-Клелланда сегодня особенно важны потребности высшего порядка (власти, успеха и причастности), поскольку потребности низших уровней, как правило, уже в основном удовлетворены. Также, как в отношении приоритетности потребностей по теории Маслоу, данное положение не бесспорно, ибо характерно в большей степени лишь для высокоразвитых стран.

Кроме содержательных теорий мотивации существуют процессуальные теории, которые придают мотивациям несколько иную направленность. В частности, согласно этим теориям поведение человека определяется не только потребностями, а является одновременно функцией его восприятия и ожидания возможных последствий выбранного им типа поведения. В западной литературе наиболее распространены три процессуальные теории мотивации: теория ожидания, теория справедливости и модель Портера-Лоулера.

Теория ожидания, изложенная в работах В. Врума, основывается на тезисе, что человек направляет свои усилия на достижение какой-либо цели только тогда, когда будет уверен в высокой степени вероятности удовлетворения за этот счет своих потребностей. При анализе мотивации к труду теория ожидания предусматривает приоритет трех взаимосвязей: затраты труда-результаты; результаты-вознаграждение; валентность, т.е. относительная степень удовлетворенности вознаграждением. Ожидания в отношении затрат труда-результатов (3-Р) - это соотношение между затраченными усилиями и полученными результатами. Ожидание в отношении результатов-вознаграждения (Р-В) - ожидание определенного вознаграждения (поощрения, дохода за труд). Третий фактор, определяющий мотивацию в теории ожидания, - валентность (Вл), или ценность вознаграждения.

Соотношение этих факторов можно выразить следующей формулой: мотивация = (3-Р) х (Р-В) х Вл.

Наиболее эффективная мотивация достигается в том случае, когда работники уверены, что их усилия обязательно позволят им достичь цели и приведут к получению особо ценного вознаграждения (крупного дохода). Мотивация ослабевает, если вероятность успеха или ценность вознаграждения оценивается работниками невысоко.

При реализации положений теории ожиданий на практике в целях повышения эффективности мотиваций важно до начала работы установить и объяснить работнику жесткую зависимость между достигнутыми им результатами и вознаграждением, а также формировать высокий, но реальный уровень ожидаемых результатов.

Концепция теории справедливости предполагает, что люди всегда подвергают субъективной оценке отношение своего вознаграждения к затраченным усилиям и сравнивают его с тем, что получили другие за аналогичную работу. Если они считают, что оценка и сравнение несправедливы, то снижается результативность их труда. На практике причинами несправедливости такого вида являются, как правило, недостатки в организации материального стимулирования, систем оплаты труда, уравниловка в распределительных отношениях.

Л. Портер и Э. Лоулер разработали синтетическую теорию мотивации, предусматривающую элементы теории ожидания и теории справедливости. Согласно этой теории мотивация есть функция потребностей, ожиданий и восприятия работниками справедливого вознаграждения. Результативность труда работника зависит, во-первых, от приложенных им усилий, во-вторых, его характерных особенностей и потенциальных возможностей, в-третьих, самооценки работника, в-четвертых, оценки ценности вознаграждения. Один из наиболее важных выводов Портера и Лоулера заключается в том, что результативный труд всегда ведет к удовлетворению потребностей работника.

Одной из наиболее последовательных современных концепций мотивации деятельности человека является концепция Д. Макгрегора, который рассматривает две теории: теорию икс (X) и теорию игрек (У). Теория икс (в основе ее теория Ф. Тейлора) предполагает, что человек ленив и старается избегать работы; людей нужно принуждать к труду; они хотят, чтобы ими руководили; они не хотят нести ответственность, не терпят перемен; им нельзя доверять.

Однако, по мнению Макгрегора, люди совсем не такие от природы, им присущи также противоположные качества. В этом суть теории игрек, которая уделяет повышенное внимание природе взаимоотношений, созданию среды, благоприятствующей возникновению преданности фирме и ее организационным целям, предоставляющим возможность для максимального проявления инициативы, изобретательности и самостоятельности при их достижении.

Теория игрек в последние годы получила развитие в теории зет, выдвинутой профессором Калифорнийского университета В. Оучи на основе изучения японского опыта управления персоналом, характерными чертами которого являются: гарантии занятости и создание обстановки доверительности; постоянное присутствие руководства на производстве; признание работниками ценностей корпорации. Согласно теории зет каждый работник свободен и работает самостоятельно, без надзора. Такое доверие усиливает убежденность работников в совпадении их индивидуальных целей. Именно этим, по мнению Оучи, объясняется высокий уровень коллективизма, лояльности и производительности в японских компаниях.

Большинство теорий потребностей и мотиваций вполне актуальны для современных экономических, политических и социальных условий России. Однако в настоящее время при использовании отдельных теорий потребностей и мотиваций (например, Маслоу и других) надо учитывать специфику и особенности конкретной ситуации, индивидуальные отличия человека, его психику, культуру, религиозные, этические, этнические, демографические и иные аспекты. Самые идеальные и выверенные теории и концепции не могут распространяться автоматически без соответствующих поправок и корректировок на все без исключения ситуации и явления. В частности, уязвимость, скажем, иерархии потребностей по Маслоу можно определить тем, что в жизни встречаются альтруисты, революционеры, миссионеры, верующие и т.д., которые отказываются от денег и богатств (физиологических потребностей), готовы жертвовать жизнью и здоровьем (потребностями в безопасности) ради служения своим близким, идее, религии.

Степень и последовательность реализации потребностей (физиологических, безопасности, социальных и т.д.) определяются в значительной мере уровнем развития общества и его экономики, благосостоянием самого человека. Для того чтобы иметь возможности для более полного удовлетворения большинства потребностей, необходимы высокие макроэкономические показатели в обществе, на предприятии или в организации, а это, в конечном счете, определяется результативностью и качеством труда работников.

Вопросы для контроля и обсуждения

1. Объясните соотношение понятий «потребность», «интерес» и «мотив».

2. Какие теории мотивации выделяются в современных исследованиях?

3. Перечислите основные группы потребностей предложенных американским психологом А. Маслоу.

4. Основные положения теории потребностей Ф. Герцберга.

5. Теория потребностей Д. Мак-Клелланда. Что общего и чем она отличается от иерархии потребностей Маслоу?

6. Какие процессуальные теории мотивации Вы знаете? Дайте их краткую характеристику.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: