Социальная организация представляет собой систему социальных групп и отношений между ними.
Под социальным процессом в трудовой организации понимается последовательная смена социальной организации в целом или отдельных ее структурных элементов.
Эта смена может быть прогрессивной, когда она отвечает требованиям общественного прогресса и направлена на реализацию прогрессивных целей, регрессивной, когда идет разрушение имеющихся структур и не предлагается ничего нового взамен или изменения могут происходить в рамках сохранения исходного состояния. Все эти процессы можно сгруппировать и классифицировать в трудовой организации в три основные группы.
Первая группа - процессы формирования и развитияорганизациикак целостной социальной общности. Онивключают в себя:
- прогнозирование потребности в кадрах;
В условиях рынка, научно-технического прогресса и конкуренции необходимо предусматривать и проводить подготовку и переподготовку кадров в соответствии с последними техническими и технологическими изменениями. Целесообразно прогнозировать и естественное движение кадров (выход на пенсию, служба в армии и т.д.) и своевременное восполнение потребностей организации в них.
|
|
- подбор и расстановку кадров;
Предусматривает подбор для работы в трудовой организации людей, которые могут быть использованы на предприятии с наибольшей эффективностью как для производства, так и для самого работника.
- стабилизацию коллектива.
В данном случае постоянно изучаются и анализируются причины увольнения работников из трудовой организации. Если количество увольняемых превышает 7-8 %, то необходимо принимать меры по устранению причин увольнения.
Вторая группа - процессы изменения условий и качества труда и жизни членов коллектива. Сюда входят:
- условия использования трудового потенциала; все работники трудовой организации должны использоваться в процессе труда с наибольшей эффективностью (с учетом специальности, образования и способностей);
- условия удовлетворения первичных жизненных потребностей; необходимо повышать материальную заинтересованность всех категорий работников с помощью обоснованной дифференцированной оплаты труда, а уровень оплаты труда поставить в прямую зависимость от трудового вклада работника;
- условия труда, развитие социально-производственной инфраструктуры; прежде всего, это создание необходимых санитарно-гигиенических условий труда, комфортности;
- условия удовлетворения духовных потребностей; трудовой организации, ее руководителям не должно быть безразлично, как ее сотрудники проводят свободное от работы время; необходимо, чтобы отдых был активным и способствовал восстановлению физических и духовных сил человека;
|
|
- условия удовлетворения трудовых и гражданских прав; по этому вопросу администрация трудовой организации должна работать в контакте с профсоюзом;
- условия участия трудящихся в управлении делами организации; в условиях расширения производственной самостоятельности необходимо активно внедрять партисипативные методы управления, когда наемному работнику на всех уровнях делегируются дополнительные полномочия в управлении производством, участие в собственности, распределении прибыли и т.д.
Третья группа - динамика формирования и развития социальных качеств людей. Данная группа включает:
- изменения в системе потребностей и ценностных ориентациях работников;
Рыночная система хозяйствования больше, чем командно-админи-стративная, ориентирована на учет потребностей и интересов людей, поэтому одной из основных целей реформирования общества является переход от режима запретов к условиям, наиболее благоприятствующим раскрытию творческих начал людей.
- динамику состояния дисциплины и правопорядка в трудовой организации;
В целях эффективного регулирования трудовой дисциплины и правопорядка в трудовой организации должны изучаться и регулироваться следующие вопросы: состояние трудовой дисциплины и тенденции ее изменения; влияние условий и организации труда, бытовых условий на состояние трудовой дисциплины; состав нарушителей трудовой дисциплины; существующая практика морального и материального воздействия на нарушителей трудовой дисциплины, ее эффективность и т.д.
- изменения в образовательной подготовке и культурном уровне развития работников;
Необходимо постоянно измерять средний уровень образования работников трудовой организации, и принимать меры по его повышению. Чем выше образовательный и культурный уровень работника, тем выше эффективность и качество его труда.
- динамику формирования и готовность работников к инновационной деятельности.
В условиях рынка и жесткой конкуренции работники должны быть предрасположены к инновационной деятельности, должны учиться искать и находить новые пути улучшения производственной деятельности при наименьших затратах труда, сырья, материалов и т.д.
Рассмотренные три группы процессов взаимосвязаны и взаимообусловлены. Выделение их в группы является условным, но такое абстрагирование представляет возможность измерить каждый процесс в отдельности с помощью социологических методов исследования.
Вопросы для контроля и обсуждения
1. Дайте характеристику понятий «производственная организация» и «трудовая организация». Что у них общего и какие различия?
2. Что подразумевает понятие «трудовая среда»? Перечислите физические и технико-технологические факторы трудовой среды.
3. Что понимается под социальной структурой трудовой организации?
4. Перечислите разновидности социальных структур трудовой организации.
5. Охарактеризуйте понятие «социальная организация».
6. Дайте характеристику и классификацию социального процесса в трудовой организации.